План-программа по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками
методическая разработка по теме

План-программа

по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками

по теме: «Вода»

(методические рекомендации)

      Ведущей целью Программы является стимулирование поисковой деятельности дошкольника, развитие свободной творческой личности через цикл творческих занятий, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

 

Принципы работы с детьми:

1.     Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.

2.     Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

3.     Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

4.     Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

5.     Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

6.     Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

7.     Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Методы исследования:

·                   Совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования

• наблюдения, экологические экскурсии

• обсуждение ситуаций;

• опыты, эксперименты.

·         Познавательное чтение.

·         Конкурсы и викторины, экологический КВН.

·         Природоохранные акции.

·         Продуктивная деятельность.

·         Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).

·         Ведение календаря природы.

·         Коллекционирование.

·         Экологические выставки и экспозиции.

·         Инсценировки и театрализации.

·         Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

·         Эколого-познавательные праздники и развлечения.

 

Необходимое оборудование:

·        Экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов.

·          дневники наблюдений

·        алгоритмы опытов и экспериментов

·        методические рекомендации по проведению опытов

·        картотека опытов и экспериментов

·        познавательная литература 

·        глобус

·        экологические игры 

·        Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека»

 

Гипотеза исследования:

Нужна ли вода всему живому на Земле? Вся ли вода полезна человеку?

Алгоритм построения образовательной деятельности:

-интересное начало–точка удивления;

- постановка проблемы;

- актуализация знаний детей;

- выдвижение гипотез, предположений;

- проверка решения;

- введение в систему знаний.

Модель построения образовательной деятельности может меняться в зависимости от задачи.

Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы: фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений, эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов, теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках [3].

Предлагается соблюдать правила выбора темы:

- быть интересной ребенку;

- быть доступной для изучения;

- должна принести реальную пользу участникам исследования;

- быть оригинальной;

- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

 

- чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Поделки, декоративные работы, включенные в тематический план познавательно-исследовательской деятельности, могут иметь разное назначение:

- для игр детей;

- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

- их можно использовать в качестве подарков.

 

Младший дошкольный возраст

 

 

Образовательная область

Мероприятия

Познавательное развитие

Проведение НОД по познавательно-исследовательской  деятельности «Свойства воды», «В гости капелька пришла»,  «Для чего нужна вода?», «Жить нельзя нам без воды».

 

Исследовательская деятельность:

опыты с водой (Приложение 1)

наблюдение за дождем из окна и на прогулке за капелью;

 игры детей в центре «Песок – вода» - поисковая деятельность «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает».

 

 Наблюдение за аквариумными рыбками.

 

Дидактические игры «Рыбалка», «Пазлы», «Куда можно налить воду? ».

 

 Дидактическое пособие «Занимательные фигурки».

 

Речевое развитие

Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде.

 

Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра» и беседы во время режимных моментов о воде.

 

 

Социально-личностное развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.

 

Дидактические игры «Купание куклы», «Песенка воды», «Рыболов»

 

Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу) », «Угостим кукол чаем».

 

Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.

 

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.

Физическое развитие

Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод».

 

 Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться».

 

 Физминутка «У лесного родничка».

 

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Аквариум».

 

 Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», «Весенняя капель», «Снежинка»

 

 Конструирование «Лодочка».

 

Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Дождик, дождик веселей».

 

 Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик».

 

 Отстукивание на металлофоне капели.

 

 Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.

 

 

Работа  с родителями:

 

 Консультация для родителей:  «Ребенок – исследователь»

 

 Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

 

На заключительном этапе:

1. Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ.

3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».

4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»

 

 

 

 

Средний дошкольный возраст

 

Образовательная область

Мероприятия

Познавательное развитие

Проведение НОД по познавательно-исследовательской  деятельности  «Что мы знаем о воде?», «Волшебница вода», «Путешествие в страну комнатных растений», «Кому нужна вода?», «Цветные льдинки»;

 

Исследовательская деятельность:

опыты (Приложение 2)

атмосферные осадки;

«Откуда образовалась лужа?»;

«Зачем растениям вода?»;

работа в дневнике наблюдения за природой, за огородом на подоконнике;

 

дидактические игры «Кто живет в воде?»,  «Расположи по порядку»;

 

беседа «Из чего состоит снег?»;

 

рассматривание снежинок;

 

Речевое развитие

Чтение рассказа «Как люди речку обидели?»

Беседа «Чистота та же красота»

Игра «Подскажи словечко»;

беседы «Вся ли вода полезна?», «Берегите воду»,  

 

 

Социально-личностное развитие

 Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы»;

сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»

Физическое развитие

Подвижные игры « На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки»

 

Утренняя гимнастика «По морским волнам».

 

Художественно-эстетическое развитие


Рисование: «Осенний дождь», «Поменяем воду в аквариуме», «Хочу быть здоровым»

Аппликация «Готовим обед»

Слушание  «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)

Игра на металлофоне «Капельки дождя»

 

Работа с родителями:

 

 Консультация для родителей «Создание семейной лаборатории»

Анкетирование «Поисково-исследовательская деятельность»

На заключительном этапе:

1. Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ.

3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».

4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»

 

 

 

Старший  дошкольный возраст

 

Образовательная область

Мероприятия

Познавательное развитие

Непосредственная образовательная деятельность: «Земля – наш общий дом», «Водоемы России», «Дождик-дождик, подскажи! », «Вода-водица, поможет, и умыться, и напиться».  «Круговорот воды в природе», «Поможем воде стать чистой»

 

Экспериментальная деятельность:

опыты с водой (совместно с педагогом составление плана эксперимента) (Приложение 3)

«Что такое  роса?»

«Почему летом идет дождь, а зимой снег?»

«Путешествие тучки»

 

КВН «Вода вокруг нас».

 

 Викторина «Что? Где? Когда?» (тема: «Явления природы»

 

Создание альбома «Такая разная вода»

 

Ведение дневника наблюдения за погодой

 

Беседы «Кто такие ученые?», «Кто такие исследователи, что такое опыты, эксперименты?», «Помощница вода», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»

 

Составление таблицы-схемы «Где в природе есть вода», «Для чего человеку нужна вода».
 

Моделирование «Круговорот воды в природе».

 

Речевое развитие

Беседа «Планета в опасности», «Как вода попала в кран?», «Зачем горб верблюду?»,

Придумывание рассказов «Путешествие на море».

 

Чтение: «Жила была река» Н.А. Рыжова.

Рассказ «Поэзия дождя»

К. Паустовский.

Рассказ «Как Ромка переходил через ручей»

М. Пришвин.

Игры: «Я знаю»; «Выбери нужное».
 

Загадки о воде.

Социально-личностное развитие

Сюжетные игры «Стирка», «Семья», «Готовим обед»;

 

 

 

Физическое развитие

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу», «Ручеек»,  «Мельница», игры с водой, игры со снегом.

Комплекс утренней гимнастики «Ручеёк, река, море»,

 «Цепочка»

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя.

Рисование: «Осенний дождь», «Река зимой»

Рисование «Круговорот, как я его понимаю».

Лепка «Подводный мир».

Конструирование «Мост через реку»

Музыкальный праздник «Праздник веселой воды»

Работа с родителями:

 

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников»

Конкурс рисунков «Такая разная вода».

Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.

 Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

Участие в совместном празднике «Праздник веселой воды»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-programma.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа

по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками

по теме: «Вода»

(методические рекомендации)

      Ведущей целью Программы является стимулирование поисковой деятельности дошкольника, развитие свободной творческой личности через цикл творческих занятий, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Принципы работы с детьми:

  1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
  2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Методы исследования:

  • Совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования

• наблюдения, экологические экскурсии

• обсуждение ситуаций;

• опыты, эксперименты.

  • Познавательное чтение.
  • Конкурсы и викторины, экологический КВН.
  • Природоохранные акции.
  • Продуктивная деятельность.
  • Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).
  • Ведение календаря природы.
  • Коллекционирование.
  • Экологические выставки и экспозиции.
  • Инсценировки и театрализации.
  • Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Необходимое оборудование:

  • Экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов.
  •   дневники наблюдений
  • алгоритмы опытов и экспериментов
  • методические рекомендации по проведению опытов
  • картотека опытов и экспериментов
  • познавательная литература  
  • глобус
  • экологические игры  
  • Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека»

Гипотеза исследования:

Нужна ли вода всему живому на Земле? Вся ли вода полезна человеку?

Алгоритм построения образовательной деятельности:

-интересное начало–точка удивления;

- постановка проблемы;

- актуализация знаний детей;

- выдвижение гипотез, предположений;

- проверка решения;

- введение в систему знаний.

Модель построения образовательной деятельности может меняться в зависимости от задачи.

Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы: фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений, эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов, теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках [3].

Предлагается соблюдать правила выбора темы:

- быть интересной ребенку;

- быть доступной для изучения;

- должна принести реальную пользу участникам исследования;

- быть оригинальной;

- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Поделки, декоративные работы, включенные в тематический план познавательно-исследовательской деятельности, могут иметь разное назначение:

- для игр детей;

- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;

- их можно использовать в качестве подарков.

Младший дошкольный возраст

Образовательная область

Мероприятия

Познавательное развитие

Проведение НОД по познавательно-исследовательской  деятельности «Свойства воды», «В гости капелька пришла»,  «Для чего нужна вода?», «Жить нельзя нам без воды».

Исследовательская деятельность:

опыты с водой (Приложение 1)

наблюдение за дождем из окна и на прогулке за капелью;

 игры детей в центре «Песок – вода» - поисковая деятельность «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает».

 Наблюдение за аквариумными рыбками.

Дидактические игры «Рыбалка», «Пазлы», «Куда можно налить воду? ».

 Дидактическое пособие «Занимательные фигурки».

Речевое развитие

Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде.

Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра» и беседы во время режимных моментов о воде.

Социально-личностное развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.

Дидактические игры «Купание куклы», «Песенка воды», «Рыболов»

Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу) », «Угостим кукол чаем».

Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.

Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов.

Физическое развитие

Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод».

 Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться».

 Физминутка «У лесного родничка».

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Аквариум».

 Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», «Весенняя капель», «Снежинка»

 Конструирование «Лодочка».

Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Дождик, дождик веселей».

 Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик».

 Отстукивание на металлофоне капели.

 Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.

Работа  с родителями:

 Консультация для родителей:  «Ребенок – исследователь»

 Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.

На заключительном этапе:

1. Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ.

3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».

4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»

Средний дошкольный возраст

Образовательная область

Мероприятия

Познавательное развитие

Проведение НОД по познавательно-исследовательской  деятельности  «Что мы знаем о воде?», «Волшебница вода», «Путешествие в страну комнатных растений», «Кому нужна вода?», «Цветные льдинки»;

Исследовательская деятельность:

опыты (Приложение 2)

атмосферные осадки;

«Откуда образовалась лужа?»;

«Зачем растениям вода?»;

работа в дневнике наблюдения за природой, за огородом на подоконнике;

дидактические игры «Кто живет в воде?»,  «Расположи по порядку»;

беседа «Из чего состоит снег?»;

рассматривание снежинок;

Речевое развитие

Чтение рассказа «Как люди речку обидели?»

Беседа «Чистота та же красота»

Игра «Подскажи словечко»;

беседы «Вся ли вода полезна?», «Берегите воду»,  

Социально-личностное развитие

 Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы»;

сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»

Физическое развитие

Подвижные игры « На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки»

Утренняя гимнастика «По морским волнам».

 

Художественно-эстетическое развитие


Рисование: «Осенний дождь», «Поменяем воду в аквариуме», «Хочу быть здоровым»

Аппликация «Готовим обед»

Слушание  «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад)

Игра на металлофоне «Капельки дождя»

Работа с родителями:

 Консультация для родителей «Создание семейной лаборатории»

Анкетирование «Поисково-исследовательская деятельность»

На заключительном этапе:

1. Подведение итогов проекта.

2. Выставка детских работ.

3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри».

4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»

Старший  дошкольный возраст

Образовательная область

Мероприятия

Познавательное развитие

Непосредственная образовательная деятельность: «Земля – наш общий дом», «Водоемы России», «Дождик-дождик, подскажи! », «Вода-водица, поможет, и умыться, и напиться».  «Круговорот воды в природе», «Поможем воде стать чистой»

Экспериментальная деятельность:

опыты с водой (совместно с педагогом составление плана эксперимента) (Приложение 3)

«Что такое  роса?»

«Почему летом идет дождь, а зимой снег?»

«Путешествие тучки»

КВН «Вода вокруг нас».

 Викторина «Что? Где? Когда?» (тема: «Явления природы»

Создание альбома «Такая разная вода»

Ведение дневника наблюдения за погодой

Беседы «Кто такие ученые?», «Кто такие исследователи, что такое опыты, эксперименты?», «Помощница вода», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»

Составление таблицы-схемы «Где в природе есть вода», «Для чего человеку нужна вода».

Моделирование «Круговорот воды в природе».

Речевое развитие

Беседа «Планета в опасности», «Как вода попала в кран?», «Зачем горб верблюду?»,

Придумывание рассказов «Путешествие на море».

Чтение: «Жила была река» Н.А. Рыжова.

Рассказ «Поэзия дождя»

К. Паустовский.

Рассказ «Как Ромка переходил через ручей»

М. Пришвин.

Игры: «Я знаю»; «Выбери нужное».

Загадки о воде.

Социально-личностное развитие

Сюжетные игры «Стирка», «Семья», «Готовим обед»;

Физическое развитие

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу», «Ручеек»,  «Мельница», игры с водой, игры со снегом.

Комплекс утренней гимнастики «Ручеёк, река, море»,

 «Цепочка»

 

Художественно-эстетическое развитие

Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя.

Рисование: «Осенний дождь», «Река зимой»

Рисование «Круговорот, как я его понимаю».

Лепка «Подводный мир».

Конструирование «Мост через реку»

Музыкальный праздник «Праздник веселой воды»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников»

Конкурс рисунков «Такая разная вода».

Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.

 Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

Участие в совместном празднике «Праздник веселой воды»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательские умения у старших дошкольников. Экологическое воспитание

В данной статье на примере показывается как научить детей не только наблюдать и выявлять какие-либо характерные черты и отличия у растений, но делать самостоятельные шаги по прогнозированию резу...

познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"

Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....