Программа "Умелые руки. Природа и фантазия"
рабочая программа по теме

Татьяна Ивановна Судоргина

Программа дополнительного образования детей дошкольгого возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umel_ruki.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Умелые руки. Природа и фантазия»

для детей дошкольного возраста

Информационная карта

Объединение – «Умелые руки. Природа и фантазия»

Педагог – Судоргина Татьяна Ивановна

Вид программы – модифицированный

Продолжительность освоения – 1 год

Объем часов – 36 часов

Возрастной диапазон – 4-5 лет

Форма организации образовательного процесса –

групповая, индивидуально-подгрупповая


Тематический план

1 год обучения

Количество часов

№ п/п

Перечень разделов и тем

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

1

1

-

2.

Инструменты и материалы. Инструкция по технике безопасности.

1

1

-

Раздел 1. Работа с растительным материалом.

1.1.

«Бабочка» (желуди, листья деревьев, плоды шиповника)

1

-

1

1.2.

«Стрекоза» (крылатые липы, вишневые косточки, веточки)

1

-

1

1.3.

«Котенок» (шиповник)

1

-

1

1.4.

«Вертолет» (еловая шишка, крылатки клена)

1

-

1

1.5.

«Птицы» (шиповник, крылатки клена)

1

-

1

1.6.

«Птичка-невеличка» (каштан, перышки)

1

1

1.7.

«Собачка» (земляные орехи, веточки)

1

-

1

1.8.

«Грибочки» (каштаны)

1

-

1

1.9.

«Чебурашка» (каштаны)

1

-

1

1.10.

«На лесной полянке» (каштаны, веточки, мох)

2

-

2

1.11.

«Чудо-цветы» (веточки, крылатки клена)

1

-

1

1.12.

«Божья коровка» (грецкий орех, пластилин)

1

-

1

1.13.

«Кораблик» (грецкий орех, цветная бумага)

1

-

1

1.14.

«Черепашки» (грецкий орех)

1

-

1

2. Мозаичные узоры из семян на пластилиновой основе.

2.1.

«Красивый коврик» (семена тыквы, огурцов)

2

-

2

2.2.

«Кораблик» (семена дыни)

1

-

1

2.3.

«Ромашки» (семена тыквы, арбузов)

1

-

1

2.4.

«Бабочки» (семена арбузов, дыни)

1

-

1

2.5.

«Домик» (семена арбузов, дыни)

1

-

1

3. Чудесные скорлупки (из яичной скорлупы)

3.1.

«Клоун» (яичная скорлупа, цветная бумага)

1

-

1

3.2.

«Хрюшка» (яичная скорлупа, цветная бумага)

1

-

1

3.3.

«Петушок – золотой гребешок»

(яичная скорлупа, цветная бумага)

1

-

1

3.4.

«Золотая рыбка» (яичная скорлупа, цветная бумага)

1

-

1

4. Волшебные перышки.

4.1.

«Хризантемы» (куриный пух и перья, веточки)

1

-

1

4.2.

«Наседка с цыплятами» (окрашенные пух и перья)

2

-

2

4.3.

«У павлина хвост красивый» (пух, перья)

1

-

1

5. Коллективные композиции

5.1.

«Ночная птица» (ветки, мох, еловые шишки)

1

-

1

5.2.

«Лебедь на озере» (грецкий орех, желудь, голубая бумага)

2

-

2

5.3.

«На лесной опушке» (ветки ели, сосновые и еловые шишки)

1

-

1

5.4.

«Природа и фантазия» (по замыслу)

2

-

2


Тематический план

1 год обучения

№ п/п

Перечень разделов и тем

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей.

сентябрь

2.

Инструменты и материалы. Инструкция по технике безопасности.

сентябрь

Раздел 1. Работа с растительным материалом.

1.1.

«Бабочка» (желуди, листья деревьев, плоды шиповника)

сентябрь

1.2.

«Стрекоза» (крылатые липы, вишневые косточки, веточки)

сентябрь

1.3.

«Котенок» (шиповник)

сентябрь

1.4.

«Вертолет» (еловая шишка, крылатки клена)

октябрь

1.5.

«Птицы» (шиповник, крылатки клена)

октябрь

1.6.

«Птичка-невеличка» (каштан, перышки)

октябрь

1.7.

«Собачка» (земляные орехи, веточки)

октябрь

1.8.

«Грибочки» (каштаны)

ноябрь

1.9.

«Чебурашка» (каштаны)

ноябрь

1.10.

«На лесной полянке» (каштаны, веточки, мох)

ноябрь

1.11.

«Чудо-цветы» (веточки, крылатки клена)

декабрь

1.12.

«Божья коровка» (грецкий орех, пластилин)

декабрь

1.13.

«Кораблик» (грецкий орех, цветная бумага)

декабрь

1.14.

«Черепашки» (грецкий орех)

декабрь

2. Мозаичные узоры из семян на пластилиновой основе.

2.1.

«Красивый коврик» (семена тыквы, огурцов)

январь

2.2.

«Кораблик» (семена дыни)

январь

2.3.

«Ромашки» (семена тыквы, арбузов)

январь

2.4.

«Бабочки» (семена арбузов, дыни)

февраль

2.5.

«Домик» (семена арбузов, дыни)

февраль

3. Чудесные скорлупки (из яичной скорлупы)

3.1.

«Клоун» (яичная скорлупа, цветная бумага)

февраль

3.2.

«Хрюшка» (яичная скорлупа, цветная бумага)

февраль

3.3.

«Петушок – золотой гребешок»

(яичная скорлупа, цветная бумага)

март

3.4.

«Золотая рыбка» (яичная скорлупа, цветная бумага)

март

4. Волшебные перышки.

4.1.

«Хризантемы» (куриный пух и перья, веточки)

март

4.2.

«Наседка с цыплятами» (окрашенные пух и перья)

март

4.3.

«У павлина хвост красивый» (пух, перья)

апрель

5. Коллективные композиции

5.1.

«Ночная птица» (ветки, мох, еловые шишки)

апрель

5.2.

«Лебедь на озере» (грецкий орех, желудь, голубая бумага)

апрель

5.3.

«На лесной опушке» (ветки ели, сосновые и еловые шишки)

май

5.4.

«Природа и фантазия» (по замыслу)

май


Содержание программы

Вводное занятие. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Правила поведения на занятии. Заготовка необходимого материала.

Раздел 1. Работа с растительным материалом.

Темы 1.1-1.14.

Теория. Виды растительного материала: шишки, ветки, желуди, орехи, листья и т.д. Их основные свойства: прочность, отношение к влаге. Темы для бесед: «Природа и мы», «Золотые руки».

Практика. Работа с природным материалом, его крепление с помощью пластилина. Воспитатель учит детей видеть красивое. Изготавливать своими руками эту красоту, подбирать нужный материал.

Раздел 2.Мозаичные узоры из семян на пластилиновых дощечках.

Темы: 2.1-2.5

Теория. Рассматривание семян, нахождение их отличий и сходств, выявление их разнообразия. Такие занятия тренируют руку, развивают творчество. Темы для бесед: «Чье это семечко?», «Мозаика в нашей жизни».

Практика. Анализ образца, изготовление дощечек из пластилина, равномерное нанесение пластилина на дощечку, аккуратность.

Раздел 3. Чудесные скорлупки.

Темы 3.1-3.4.

Теория. Осторожное обращение с хрупким материалом (яичная скорлупа), использование дополнительного материала – цветная бумага, клей.

Практика. Анализ образца, планирование и организация работы, изготовление поделки по образцу.

Раздел 4.

Темы 4.1-4.4.

Теория. Разнообразие природного материала. Темы для бесед: «Волшебные перышки», «Что можно изготовить из перышек?»

Практика. Создание образа, изготовление поделки, анализ работ.

Раздел 5.

Темы 5.1-5.4.

Теория. Богатство природного материала.

Практика. Умение выбирать нужный природный материал для композиции. Умение работать в коллективе.

Итоговое занятие. Оформление выставки для родителей. Диагностика знаний, умений и навыков детей.

Ожидаемые результаты.

К концу учебного года дети:

Приобретают знания и умения в работе с разнообразным природным материалом.

Будут уметь:
изготавливать несложные поделки из природного материала, применять в повседневной жизни полученные знания и умения.

Методическое обеспечение программы:

  1. Творческая гостиная.
  2. Наглядные пособия (поделки, образцы, изделия народных умельцев).
  3. Цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, проволока, картон, поролон.
  4. Природный материал в достаточном количестве.

Методы обучения

Занятия проводятся в форме:

  • развивающих игр;
  • проведения выставок;
  • праздничное оформление группы;
  • участие в конкурсах

Формы деятельности:

  • групповые;
  • индивидуально-групповые.

Формы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные;
  • словесные;
  • наглядные.

Литература.

  1. Э.К. Гульянц. И.Я. Базин. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение, 1991 г.
  2. Чудесные скорлупки. С.П.: Детство-Пресс, 2004 г.
  3. М.И. Нагибина. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание», №3 - 2008 г., №11 – 2005 г.
  5. www.solnet.ee Детский портал «Солнышко»

Работа с родителями.

  1. Анкетирование – сентябрь.
  2. «Природный материал» - ценный продукт для детского творчества (папка-раскладушка) – октябрь.
  3. «Что можно изготовить из шишки?» задание на дом – ноябрь
  4. Работаем вместе с детьми. Выставка совместных поделок детей и родителей – декабрь
  5. Выставка для родителей «Мы делаем сами» - январь
  6. «Труд ребенка в домашнем уголке (консультация) – февраль
  7. Фотовитражи «Наши умелые руки» - март
  8. Семинар-практикум «Чудесные скорлупки» - апрель
  9. Семейный конкурс «Природа и фантазия» - май

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Природа и фантазия»

Календарно-тематическое планирование по программе "Природа и фантазия", период реализации - 3 года обучения....

Творим и размышляем на кружке «Природа и фантазия».

Цели работы кружка.1.Развивать мелкую моторику.2.Формировать предпосылки к трудовой деятельности:-закреплять интерес к результату своего труда и чувство гордости за него, стремление совершенствовать к...

Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия».

Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия». Одна из форм организации работы  с родителями в детском саду....

Программа кружка «Природа и фантазия»

Формирование  интереса  и  любви  к  труду  –  одна  из  основных  задачвоспитания детей. В различных  видах труда детей  дошкольного возрас...

«Природа и фантазии» мастер-класс (для родителей и детей)

Осуществлять совместную деятельность детей и родителей, с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

«Природа и фантазия» Выставка детско-родительских работ. Совместная работа родителей, детей и воспитателя.

В нашем детском саду проходит ежегодная детско-родительская выставка поделок из природного материала. В этом году она носит название «Природа и фантазия».  Мы...