Музыкально-художественное воспитание
консультация по теме

Фомичёва Наталья Борисовна

Консультация о роли взаимодействия художественного слова, изобразительного искусства и музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_zanyatiya.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном возрасте. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга; формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринимаемую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества.

Одним из наиболее эффективных средств художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, являются интегрированные занятия, цель которых – дать детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, литература), выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

   Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Существуют компоненты, специфичные для каждой деятельности. К ним следует отнести способы и средства создания образа. Компоненты определяются спецификой того или иного вида искусства, лежащего в основе художественной деятельности. Так, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное) в той или иной деятельности выступает в качестве приоритетного, другие же могут лишь дополнять его: в музыкальной деятельности ведущим выступает слуховое и слухо-двигательное восприятие.

Воображение – это сложный психический процесс, основывающийся на образах восприятия, без которого невозможно осуществление любой художественно-творческой деятельности. Воображение развивается в процессе разнообразных деятельностей, когда дети придумывают дополнения, например, к музыкальному образу произведения, создаваемому по заданию педагога - картинку, рассказ, сказку, загадку, движения в танце и т.д. Для развития воображения используют и разнообразные игры. Взаимосвязь музыки и изобразительной деятельности служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений.

Один из видов деятельности на музыкальных занятиях – слушание музыки. Слушание музыки включает в себя ознакомление с музыкальными произведениями и развитие навыков музыкального восприятия. Обогащается музыкальный опыт детей. Они знакомятся с различными жанрами музыки, песнями и пьесами классиков и современных композиторов. Дети накапливают музыкальные впечатления. Усвоение навыков музыкального восприятия способствует формированию первоначальных основ культуры слушания музыки: дослушивать произведения до конца, узнавать их, различать форму (вступление, части), отличать вокальную и инструментальную музыку и их различные жанры (танцевальный, лирический, торжественно-героический и т.д.).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Педагогическая ценность интегрированных занятий заключается в том, что они побуждают детей активно и творчески мыслить. Дети, например, младшего дошкольного возраста не способны долго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Интегрированные занятия обеспечивают своевременную смену различных видов деятельности, что поддерживает интерес детей к занятиям музыкой и рисованием.

Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» (старший, подготовительный возраст) интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает занятия динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. Задачи во всех возрастных группах ставятся по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. Интегрированные занятия и тематические досуги основаны на взаимодействии нескольких принципов:

-Специальный подбор музыкального репертуара;

-Использование синтеза искусств;

-деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре.

В музыкальный репертуар для интегрированных занятий вошли произведения разных эпох и стилей камерной и симфонической музыки, а также фрагменты оперы и балета. Критерии подбора репертуара отвечают двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Гайдна, Моцарта, Сен-Санса, С.Прокофьева и т.д. С балетами «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», с оперой «Руслан и Людмила».

Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета и оперы.

Предлагаемые произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу, служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Наряду с репродукциями  используются слайды, DVD диски и некоторые рисунки детей предыдущих лет.

Ознакомление с каким-либо произведением проходит на нескольких занятиях. Для того чтобы облегчить детям знакомство с произведением и, например, ввести детей в атмосферу балета, можно провести занятие «На балу у Золушки».

На этом занятии дети не только смотрят сцену из балета «Бал», но и узнают много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления в рисунках.

Исходя из специфики интегрированных занятий, такие занятия проводятся в музыкальном зале. Обеспечивается гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного, дидактического и игрового материала. При проведении интегрированных занятий предусматривается появление неожиданностей, что позволяет максимально приблизиться к построению задуманного действия (избушка на курьих ножках, печка, елка, речка и др.), а также появление сказочных героев (Золушка, принц Вальс, Баба-Яга и др.).

Интеграция  в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

  • Способствует формированию у дошкольников эмоционально – ценностного эстетического отношения к миру;
  • Развивает эмоционально – чувственную сферу ребенка и его художественно – образное мышление как основу развития творческой личности;
  • Способствует развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
  • Воспитывает понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними.

В интеграции не все компоненты включаются в процесс художественного творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает  в роли своеобразного стержня. Именно вокруг этого стержня объединяются другие аспекты и виды деятельности, которые должны помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. в качестве таких стержневых содержаний чаще всего выступают музыка, художественная литература, изобразительное искусство.

Содержание интегрированных занятий выстраивается с учетом следующих принципов:

  • Принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Вводит ребенка в мир музыки с улыбкой, обеспечивает психолого – педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития.
  • Принцип, предусматривающий наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.
  • Принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.

На занятиях используется система общих дидактических методов обучения как традиционных, так и методов, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение детей:

         1. Метод, направленный на организацию и обеспечение восприятия, запоминания детьми готовой информации.

         2. Метод, направленный на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями: усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известен.

         3. Метод, направленный на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности.

Подобные формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста способствуют развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых и рождается творческая, гармонически развитая  личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников

В работе с малышами очень важна слаженная работа музыкального руководителя с воспитателями каждой группы. Представлен мой опыт организации взаимодействия между педагогами....

Воспитание основ толерантности в музыкально-художественной деятельности дошкольников

Формирование установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста....

Музыкально-художественное развитие детей в процессе духовно-нравственного воспитания музыкальными средствами

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания музыкальными средствами. Проект напра...

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского садав осуществлении задач музыкально-художественноговоспитания дошкольников....

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников

Профессиональное  взаимодействие  — это сложная система связей, формирующая группу единомышленников вокруг общих целей. Средства и методы достижения целей развиваются вместе ...