«Логопедические досуги» как средство включения дошкольников с нарушениями интеллекта в общество сверстников
статья по теме

Статья из опыта работы - «Логопедические досуги» как средство включения дошкольников с нарушениями интеллекта в общество сверстников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportala_d.s._178.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедические досуги» как средство включения дошкольников с нарушениями интеллекта в общество сверстников

А.Б.Заколодкина, Зарипова Р.К.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №178», г. Пермь, Россия

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзивное образование – это форма обучения, при которой ребенок с ОВЗ посещают те же образовательные учреждения, что и его нормально развивающиеся сверстники; имеет индивидуальные, соответствующие его потребностям и возможностям учебные цели и обеспечивается необходимой поддержкой специалистов.

В соответствии с последними изменениями в законодательстве РФ в области образования в дошкольном образовательном учреждении могут создаваться обычные, специальные и смешанные группы, позволяющие каждому ребенку получать ту «долю» интеграции, которая ему полезна и доступна на данном этапе его развития.

Главной целью работы педагогов нашего детского сада является максимально возможная социализация для каждого воспитанника.

Коррекционные группы нашего учреждения посещают воспитанники с умственной отсталостью различной степени тяжести, сопровождающейся тяжелыми речевыми и поведенческими нарушениями. В большинстве случаев такие дети не могут быть сразу включены в общество сверстников в течение всего пребывания в детском саду. В поисках оптимальных путей организации коррекционно-воспитательного процесса мы обратились к материалам Н.Н. Малофеева, Л. М. Шипицыной и Н.Д. Шматко.

 Традиционно выделяют 4 формы интегрированного обучения: временная, частичная, комбинированная, полная. В целом процесс интеграции ребенка с ограниченными возможностями должен, по нашему мнению, представлять собой постепенный переход от одной формы интегрированного обучения к другой по мере овладения ребенком с ОВЗ социально-бытовыми и коммуникативными навыками.

Важно подчеркнуть, что если полная модель интеграции может быть эффективна лишь для части нетипичных детей с относительно высоким уровнем психофизического развития и незначительными онтогенетическими отклонениями, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Временная интеграция может не только повысить уровень социокультурной интеграции и адаптации таких детей, но и будет способствовать гуманистическому воспитанию детей, обучающихся по общеобразовательной программе.

Поэтому, начать работу по включению дошкольников с нарушениями интеллекта в среду сверстников, не имеющих особых образовательных потребностей, мы решили именно с временной интеграции, т.е. включения ребенка с ОВЗ в общество сверстников на некоторый временной промежуток в течении пребывания его в детском саду. Для этого мы решили использовать так называемые «Логопедические досуги».

На наш взгляд досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, преодолевать личные недостатки. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Для организации «Логопедических досугов» педагогами компенсирующей и общеобразовательной групп был составлен перспективный план работы  на учебный год. В течение года запланированы такие формы организации досуговой деятельности как

  • совместная деятельность взрослого и детей преимущественно  игровой направленности с использованием логоритмических и нейрокоррекционных методик;
  • самостоятельная деятельность детей в сопровождении учителя-дефектолога или воспитателя, который помогает ребенку с ОВЗ найти пути взаимодействия с воспитанниками без особых образовательных потребностей;
  • совместные развлекательные мероприятия.

Необычная форма организации образовательного процесса вызывает интерес у детей, помогает обобщать и закреплять полученные знания особенно при включении литературных и выдуманных персонажей, сказочных сюжетов, воображаемых поездок, путешествий, приключений, игр-драматизаций.

 Подбирая материал, логопед ориентируется на речевые возможности детей, тексты проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом и воспитателями.

Мы надеемся, что реализация данного плана «Логопедических досугов» в течении года в дальнейшем должна способствовать переходу к другим формам организации интегрированного обучения воспитанников с нарушениями интеллекта в нашем детском саду.

Литература

  1. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. Сфера, 2005 г.
  2. Малофеев Н.Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна. //http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-11/pochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna
  3. Малофеев Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология, 1997г., №6
  4. Липакова В. И., Задумова Н. П. Формирование вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталости в ситуации делового взаимодействия. //Логопед в детском саду, 2006г.,№1 (10), с.24-33.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе формирования здорового образа жизни и навыков безопасного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.

Статья посвящена  проблеме взаимодействия педагогов специального дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с ограниченными возможностями  здоровья в процессе здо...

Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".

  В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

«Песочная терапия как средство снятия эмоционального напряжения у дошкольников с нарушением интеллекта».

Песочная терапия  - это  один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения,...

«Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

опыт работы «Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы»

опыт работы Обогащение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта путем включения их в различные социальные пробы...

Педагогический калейдоскоп «Социальная акция – как средство включения дошкольников в систему общественных отношений»

Цель данной технологии - консолидация (объединение) усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников....