Здоровьесберегающие технологии в оздоровлении детей.
консультация по теме

Терюшкова Ольга Ивановна

 

Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(ВОЗ).

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают 2 линии оздоровительно-развивающей работы:

 

  1. Приобщение детей к физической культуре:(пример)утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультминутки, прогулки, занятия в бассейне.
  2. Использование развивающих форм оздоровительной работы: (Пример)конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй, различных  поделок  и  т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii_v_ozdorovlenii_detey.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Здоровьесберегающие технологии в оздоровлении детей.

Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(ВОЗ).

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают 2 линии оздоровительно-развивающей работы:

  1. Приобщение детей к физической культуре:(пример)утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультминутки, прогулки, занятия в бассейне.
  2. Использование развивающих форм оздоровительной работы: (Пример)конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй, различных  поделок  и  т.д.

                                                                                                                                                     МЕТОДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ:                   

1)АРТТЕРАПИЯ( архитектура, изобразительное искусство ,музыка,  вокал, танцы и т.д)

2)ИМАГОТЕРАПИЯ(искусство  театрального  представления)

3)КИНЕЗОТЕРАПИЯ(посредством различных  движений)

4)БИБЛИОТЕРАПИЯ(лечение книгой)

 На основании наблюдений  работы с  детьми , я пришла  к выводу:

  1. Дети легко возбудимы
  2. С трудом сосредотачиваются на выполнении какого–либо определенного вида деятельности
  3. Импульсивны
  4. Наличие конфликтных отношений между собой
  5. Нескоординированные резкие движения.

Мною была изучена методическая литература, Т.И. Кенеман;М.А. Васильева; Е.Н. Вавилова; Н.А. Сократова и т.д, в которых авторы рекомендовали для легко возбудимых детей использовать различные виды арттерапии  и одним из видов была изотерапия. ИЗО – терапия - это один из методов дополнительного образования  т.е. оздоровление детей посредством искусства. Поскольку в возрасте 4-5 лет дети только овладевают способами изобразительного искусства и символическая деятельность только начинает развиваться, применение арттерапевтических методов может оказаться недостаточно эффективной, то в этом случае должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а изобразительное искусство органически включается в контекст игровых занятий.

Поэтому я старалась интегрировать познавательные занятия с художественно-творческой деятельностью, для более полного усвоения детьми знаний  и предупреждения разного рода эмоциональных всплесков и агрессии. Разработала несколько интегрированных занятий из области «Познание». При этом в данных занятиях лежит целая система побуждения ребенка т.е. побудить детей выразить свои чувства и переживания  в действенной форме, желание вступить в контакт с другими детьми, используя продукт своей деятельности, потребность разобраться в себе, стремление к исследованию окружающего мира через конструирование в виде рисунков.

Автор предлагал множество вариантов использования изотерапиии, но работа с карандашами наиболее предпочтительный вид занятий т.к. не позволяет детям производить ненаправленную активность (разбрызгивания, размазывания), которое легко может перейти в агрессивность, а заставляет их организовывать и структурировать их деятельность.

При проведении занятий по рисованию следует учитывать, что у гиперактивных детей карандаши могут часто ломаться, а бумага рваться от сильного нажима, поэтому для детей предусмотрены специальные игры и упражнения для снятия излишнего напряжения, эмоционально реагировать.(примеры упражнений: потягивание ,массаж пальцев, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз) Но не все дети относятся к гиперактивным, поэтому я стараюсь дифференцировать детей. (Дифференциация – это вычленение, а  детям не страдающим гиперактивностью можно  предложить другие варианты деятельности. Например: лепку, бисероплетение, рисование красками. Путем наблюдения за детьми во время занятий и игр, как в группе так и на прогулке. Опросов и бесед с родителями о поведении  детей дома. В настоящее время нет специальных тестов, но Всемирная организация здравоохранения рекомендует при диагностике использовать список из  14 симптомов:                                                                    

1)беспокойные движения стоп и кистей рук

  2)не  может усидеть на месте , когда  это требуется  

 3) легко  отвлекается  на  посторонние раздражители

 4) с  трудом  дожидается своей  очереди  в  игре

 5)  отвечает на вопросы не задумываясь,  даже не дослушав  вопрос до конца  6)  при  выполнении заданий  испытывает  трудности  т.к.  ему трудно  сосредоточится  

7) с  трудом  сохраняет  внимание во время  выполнения  задания  или  игры

 8)  часто переходит  от  одного  незавершенного действия к  другому

 9) не  может играть тихо,  спокойно

  10)  болтлив  

11)  часто мешает и пристает к другим детям ,  вмешивается в  их  игру  

12) часто складывается впечатление , что  он  не  слушает  обращенную  к  нему  речь  

13)  часто  теряет  свои  вещи  

14) иногда  совершает  опасные  действия  не  задумываясь о  последствиях,  но делает  это  не  нарочно.        

Если в поведении  ребенка  присутствуют 8 и  более симптомов , то есть  вероятность , что у ребенка присутствует      -  гиперактивность .   На основании этих рекомендаций и наблюдений были сформированы 2 подгруппы.                                                                                          

Успешность занятий арттерапии определяется по применению цветовой гаммы т.к. цвет рассматривается, как психофизический фактор. Различные цвета по-разному влияет на психоэмоциональный  фон ребенка, например: голубой, салатный, розовый, зеленый, желтый благоприятно влияют.

Если дети в своих рисунках отдают предпочтение им перед темными красками (черный, коричневый), то можно говорить о  восстановлении психосферы и правильном выборе метода арттерапии.

Кроме того занятия прикладной деятельности способствует мелкой моторики пальцев рук, координации их и целенаправленности, а это ведет к установлению баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения. У детей исчезает резкость и угловатость движений. Способствует развитию интеллекта и речевой активности. Поэтому очень опасно переутомление нервных клеток и детям младшего дошкольного возраста через каждые 15-20 минут занятий делаются перерывы и вводятся пальчиковая гимнастика, ( «мы писали наши пальчики устали») сохранение осанки ( наклоны,  потягивания), дыхательная гимнастика( «нюхаем розу « глубоко вдыхая , а потом  «дуем на розу» сильно  выдыхая), гимнастика для глаз ( не  двигая  головой смотрим вверх , вниз, вправо ,влево).

Цель: арттерапии – оздоровление детей посредством искусства .

В данном случае рисование. Показание к применению данного вида оздоровления. Занятия  рисованием  развивают  усидчивость, терпение ,внимание. Помогают ребенку познавать окружающий мир и себя через рисунок, сюжет, цвет. При организации и проведении занятий по ИЗО педагог должен избежать отрицательных факторов при данном виде деятельности   в дополнительном  образовании. Избежать воздействие красного, коричневого, бордового, черного цветов (перевозбуждение или торможение нервно-психической сферы) Подобрать сюжеты и рисунки с минимальным применением этих цветов.

Главное: систематичность

                  время проведения

                  следить за динамикой

                  и как меняются рисунки детей в цветовой гамме

Арттерапия ,как один  из видов оздоровления детей посредством искусства, имеет большие возможности в коррекционной работе с детьми. Помогает , побуждает ребенка активно осознавать себя и окружающий мир. Развивает и укрепляет психоэмоциональную сферу ребенка.

Таким образом,  здоровьесберегающая технология  это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие, всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №45 КВ

г. Бакал

                               

                                           Сообщение:

Тема : Здоровьесберегающие технологии в оздоровлении детей.

                                            Воспитатель Терюшкова Ольга Ивановна

                                             2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлений дошкольников

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в нашей работе. Цель моей работы:Повысить знания о значении физического развития  и закаливания в жизни детей. Ознакомить родителе...

«Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников»

Забота  о  здоровье – это важный  труд  воспитателя. От жизнерадостности, бодрости  детей  зависит их  духовная  жизнь, мировоззрение, умственное  развитие...

Использование здоровьесберегающих технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях....

Тематический контроль по теме: «Организация работы в МБДОУ и в семье по внедрению здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей II младших групп»

Тематический контроль по теме:  «Организация работы в МБДОУ и в семье по внедрению здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей   II младших групп»...

Доклад «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является здоровье детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.По...

Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников в летний период в старшей группе №2 «Семицветик».

В статье рассмотрены вопросы выявления механизмов и методов, с помощью которых можно организовать оздоровление детей в летний период , помогло использовать резервы своего организма ждля сохранения и у...

"Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий по оздоровлению воспитанников."

О нетрадиционых методиках и здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей....