Описание профессионального опыта работы
статья по теме

Цыганкова Людмила Александровна

Речь – уникальное средство, универсальное и не заменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивая речь, не включая её в ту или иную деятельность невозможно. Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, и таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка. (Н.Ф.Сорокина) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_professionalnogo_opyta_raboty.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание профессионального опыта работы на тему

«Обогащение словаря на занятиях и в повседневной жизни»

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка. Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения грамматического строя, развитие связной монологической речи, воспитание звуковой культуры речи.

Правильное понимание значения слов, развивает точность словоупотребления, что в дальнейшем определяет культуру речи. Своевременное развитие словаря это один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребёнка. Поэтому я взяла тему: «Обогащение словаря на занятиях и в повседневной жизни».

Поставила перед собой цель: способствовать развитию количественного и качественного роста словаря.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

  1. Создать условия для количественного и качественного роста словаря детей.
  2. Подобрать игры и упражнения для количественного и качественного роста словаря.
  3. Способствовать количественному и качественному росту словаря.

Речь устная или письменная – эффективное средство общения между людьми. Овладение родной речью  - столь важная функция для ребёнка, что становление её можно считать  одной из главных, ведущих линий развития. В ранний период детства, оно проходит три основных этапа.

- Первый, подготовительный – он охватывает первый год жизни, получил название довербального. На этом этапе закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственно речевое развитие.

- Второй этап, переход к активной речи, приходится обычно на 2-й год жизни ребёнка.

- На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения – она всё точнее отражает намерения говорящего, передаёт содержание и общий контекст отражаемых событий, варьируется в зависимости от особенностей собеседника.

Словарная работа в детском саду это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение словарного состава родного языка.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.

Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка:

- фонетики (поскольку состоит из звуков);

- лексики (поскольку обозначает, кодирует какое-то явление действительности, т.е. несёт смысловую нагрузку);

- грамматики (поскольку в данном случае существует в определённой грамматической форме).

Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка.

Мы знаем, что речь развивается в процессе подражания. Естественная речевая среда может быть как:

а) благоприятная (ребёнок слышит речь взрослого постоянно, взрослый старается как можно больше общаться с ребёнком, поддерживать его в попытке говорить в раннем возрасте, отвечает на вопросы, сама речь чистая).

б) неблагоприятная (с ребёнком не говорят, не реагируют на его речь, а также если у окружающих ребёнка людей плохая дикция, а то и явные дефекты – картавость, шепелявость и др.).

Если нет специального руководства взрослого, то речь оказывается бедной, ребёнок часто не понимает, что от него хотят, ему тяжело общаться со взрослыми и сверстниками, не понимает значение слов, не может пересказать сказки.

Специально созданные условия в процессе занятий и в повседневной жизни позволяют обеспечить высокий уровень развития речи, оптимальный для каждой возрастной ступени.

Поэтому первое, что я сделала – это создала необходимые условия для количественного и качественного роста словаря у детей:

  • Книжный уголок;
  • Уголок природы;
  • Театральный уголок;
  • Спортивный уголок;
  • Уголок «Творчества»;
  • Строительный уголок;

При правильно организованной среде и руководстве со стороны взрослого, для детей становится возможен высокий уровень обогащения словаря.

Словарная работа связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, общении. Используя в своей работе опыт психологов, педагогов, лингвистов,  (Л.С.Выготского, С.А.Рубенштейна,Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца,Л.В.Щерба, К.Д.Ушинского, Е.И.Техеевой, Е.А.Флёриной, Ф.А.Сохина, Л.М.Ляушиной, О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, А.Г.Арушановой) мною были подобраны игры и упражнения для количественного и качественного роста словаря.

На третьем году жизни дети переживают так называемый «Первый период вопросов» - в этом проявляется их стремление узнать название всего того, что они видят вокруг. Любознательность в этот период носит, прежде всего «лингвистический характер»: ребёнка интересуют слова в той же степени, как и сущность предметов, называемых этими словами. Словарь детей обогащается:

- существительными (обозначающие название транспорта, частей автомобиля, растений, домашних животных и их детёнышей, фруктов, овощей);

- глаголов (обозначающие некоторые трудовые действия взрослого – мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить; взаимоотношения детей – помогать, не мешать);

- наречиями – сейчас, близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно;

Для качественного и количественного роста словаря и его активизации в своей работе с детьми 1 младшей группы я использую следующие приёмы:

  • Показ с названием;
  • Многократное повторение нового слова или фразы;
  • Объяснение назначения предмета;
  • Поручения, предполагающие ответ действием;

методы:

  • Наблюдение;
  • Беседы;
  • Вопросы;
  • Чтение и рассказывание детям;
  • Рассматривание сюжетных и предметных картинок, игрушек.

Использую следующие игры:

  • Поручение;
  • Подбери пёрышки петушку;
  • Кто как кричит;
  • Чья мама?
  • Большие и маленькие ножки.

Во второй младшей группе основное внимание в словарной работе я уделяю накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребёнка жизни, активизации разных частей речи.

Я подобрала игры и упражнения для количественного и качественного роста словаря, которые помогают мне в работе:

  • Угадай игрушку;
  • Про кого я говорю?
  • Скажи какой?
  • Исправь ошибку;
  • Кто больше увидит и назовёт;
  • Сравни;
  • Кто как кричит?
  • Чья мама?

С помощью этих игр и упражнений я учу детей понимать:

- вопросы;

- видеть начало, середину и конец действия с предметами;

- выделять яркие признаки и внутренние качества предметов;

- называть слово с противоположным значением;

- употреблять обобщающие слова;

- понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве.

Дети пятого года жизни учатся пользоваться в речи:

- антонимами и синонимами;

- узнают значения новых слов;

- учатся понимать смысл загадок;

- знакомятся с многозначностью слов.

Дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений и наконец, могут составлять рассказы с многозначными словами.

Методы и приёмы для работы в этой возрастной группе я использую те же, что и в первой младшей группе. Игры, которые мне способствуют в улучшении качественного и количественного роста словаря:

  • Кто больше скажет слов;
  • Кто заблудился?
  • Какие бывают иголки;
  • Кого можно гладить;
  • Ручка-ножка;
  • Как сказать по- другому;
  • Магазин;
  • Чудесный мешочек;
  • Что звучит.

В старшей группе расширяю запас слов за счёт:

- названий предметов, качеств, действий;

- употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;

- формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять – бежать)

- формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый – радостный, прыгать – скакать;

- использование слов обозначающих материал ( дерево, металл, стекло, пластмасса);

- осмысления образных выражений в загадках, объяснение смысла поговорок.

Использую следующие игры:

  • Что вы видите вокруг?
  • Скажи, какой;
  • Найти точное слово;

В подготовительной группе усиливаю работу над смысловой стороной слова, над семантизацией лексики. Речь обогащается не только прилагательными  с более конкретными обозначениями, но и наречиями.

Приёмы используемые мною:

  • Объяснение значения слов путём показа картинок;
  • Сопоставление слов с другими словами;
  • Объяснение этимологии слова;
  • Сопоставление словосочетаний и предложений с объяснительным словом;
  • Пояснение слов другим словом близким по значению;
  • Объяснение значения слов через его определение;
  • Сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмовочных слов.

Работая над синонимами, использую следующие приёмы:

  • Подбор синонимов к изолированному слову;
  • Объяснение выбора слова в синонимическом ряду;
  • Замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;
  • Сопоставление предложений со словами синонимического ряда;
  • Составление рассказов со словами синонимического ряда.

   Работая с многозначностью слов, использую следующие приёмы:

  • Сравнение и объяснение значений многозначных слов в контексте: ушко – ребёнка, ушко – иголки;
  • Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначных слов;
  • Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова;
  • Составление предложений с многозначными словами;
  • Нахождение многозначных слов в пословицах и поговорках, загадках;
  • Придумывание рассказов и сказок на тему многозначных слов.

   Игры, которые мне помогают в работе:

  • Кто больше придумал слов;
  • Скажи наоборот;
  • Скажи по-другому;
  • Игры в путаницу, небылицы;
  • Назови, одним словом;
  • Найди другое слово;
  • Придумай рассказ;
  • Скажи точнее.

В своей работе по обогащению словаря детей я адаптирую и внедряю в практику педагогические технологии, методики и порциальные программы:

- Социо-игровая методика В.М.Букатова;

- Обучение дошкольников чтению, письму и счёту Е.Е.Шулешко;

- Методика А.Г.Арушановой «Речь и речевое общение детей»;

- Методика «Развитие речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной;

Моя работа по обогащению словаря проводится в тесном сотрудничестве с родителями:

- индивидуальные беседы, в которых объясняю родителям необходимость работы по обогащению словаря;

- консультации для родителей;

- информация в родительский уголок;

- родительские собрания;

- обучение родителей играм и упражнениям по обогащению словаря.

Моя работа тесно связана с педагогами и специалистами МБДОУ:

- педагогом дополнительного образования;

- инструктором по физической культуре;

- музыкальным руководителем;

- психологом.

При проведении диагностики в первой младшей группе с помощью наблюдения, а во 2 младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группе с помощью диагностического материала Е.М.Струниной, О.С.Ушаковой можно проследить следующие результаты:

1 младшая группа

Декабрь 2008г.

Май 2009г.

Высокий уровень –     37%

Средний уровень –     32%

Низкий уровень –       31%

Высокий уровень –     80%

Средний уровень –     13%

Низкий уровень –        7%

2 младшая группа

Сентябрь 2009г.

Май 2010г.

Высокий уровень –     40%

Средний уровень –     30%

Низкий уровень –      30%

Высокий уровень –     55%

Средний уровень –     35%

Низкий уровень –      10%

Средняя группа

Сентябрь 2010г.

Май 2011г.

Высокий уровень –     45%

Средний уровень –     40%

Низкий уровень –       15%

Высокий уровень –     60%

Средний уровень –     33%

Низкий уровень –       7%

Старшая группа

Сентябрь2011г.

Май 2012г.

Высокий уровень –     55%

Средний уровень –     38%

Низкий уровень –       7%

Высокий уровень –     65%

Средний уровень –     35%

Низкий уровень –       0%

Подготовительная к школе группа

Сентябрь 2012г.

Май 2013г.

Высокий уровень –     60%

Средний уровень –     40%

Низкий уровень –       0%

Высокий уровень –     80%

Средний уровень –     20%

Низкий уровень –       0%

Наблюдается динамика развития словаря у детей. В первой младшей группе обследовалось 16 детей, а во второй младшей группе – 25 детей. Во второй младшей группе при обследовании были дети как посещающие детский сад, так и те, кто не посещал. Низкий уровень наблюдается в основном у вновь прибывших детей. В средней группе обследовалось 23 ребёнка. Низкий уровень показали вновь прибывшие  дети из разноязычных семей (дома они говорят на 2-х языках), а также дети, у которых плохо развита речь. В старшей группе обследовалось 24 ребёнка. На начало года показали низкий уровень дети с плохо развитой речью. В конце года низкого уровня не было. В подготовительной к школе группе обследовалось 25 детей. Видна динамика, нет низкого уровня на начало года. В конце среднего уровня стало меньше.

Итак, речь – уникальное средство, универсальное и не заменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивая речь, не включая её в ту или иную деятельность невозможно. Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, и таким образом, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка. (Н.Ф.Сорокина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство раскрытия познавательно-речевых способностей детей»

Одно из 4-х направлений развития ребенка, согласно введенным Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства обр...

Описание педагогического опыта работы в группе раннего возраста №1 (ясельной) по развитию речи

Использование современных технологий познавательно-речевого развития у детей младшей ясельной группы.   ...

Описание инновационного опыта работы здоровьесберегающих технологий

Описание инновационного опыта работы инструктора по физической культуре,комплексный подход к оздоровлению детей через использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

Описание своего опыта работы в соответствии с ФГОС ДО

Игра в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, как основной вид деятельности детей....

Описание своего опыта работы

Материал старшая группа...

Описание педагогического опыта работы воспитателя доу по теме: " Ручной труд, как средство формирования экологической культуры дошкольников "

В данном материале ручной труд рассматривается в контексте формирования экологической культуры. ...