Реализация индивидуального подхода к обучению в процессе внедрения ФГОС третьего поколения.
статья по теме

Спирина Ирина Олеговна

Возможности индивидуального маршрута обучения для сткдентов с развличным уровнем обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_spirina_i.o.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация индивидуального подхода к обучению в процессе внедрения ФГОС третьего поколения.

Спирина И.О.

Тульский педагогический колледж №2.

В ходе реализации Концепции Модернизации образования основной целью профессиональной подготовки будущего специалиста является становление его профессиональной компетентности определяющей способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Повышенный уровень среднего профессионального образования нацелен на становление и развитие личности, которая овладевает в процессе обучения  определенным видом профессиональной деятельности. В условиях экономической реформы подготовка специалистов требует новых форм, методов и содержания обучения. На современном этапе развития педагогической науки предлагается множество инновационных методов обучения, наиболее оптимальным из всех по нашему мнению является модульное обучение. Оно позволяет сформировать все три уровня педагогических компетенций:

- ключевые компетентности, связанные с успехом личности в целом;

- базовые компетентности, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности;

- специальные компетентности, отражающие специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности.

Модульность обучения способствует индивидуализации образовательных программ, позволяет устанавливать темп и время их освоения, своевременно выявить пробелы в знаниях и понимании учебного материала каждым студентом так, как структурирование знаний на обособленные элементы, проблемность учебного материала, формирует у студентов осознанную перспективу интеллектуального роста. Последнее особенно важно при определении формы участия студентов в учебном процессе и роли преподавателя в процессе обучения

Модульное обучение представляет собой разбивку дисциплины на крупные дидактические единицы образовательного стандарта (модули) составленные в логике изложения содержания предмета.

Одной из наиболее эффективных форм контроля позволяющей осуществлять дифференцированный подход к обучению по нашему мнению является индивидуальный образовательный маршрут – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации

Обеспечение в среднем профессиональном образовательном учреждении реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Содержательное наполнение образовательной программы может корректироваться в соответствии с изменениями реальной социально-образовательной ситуации в колледже, определяемой контингентом обучающихся, социальными и образовательными запросами обучающихся, образовательными приоритетами, расширением связей с социальными партнерами (Вузы, ДОУ, школы, социальные центры и др.)

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.

Временная структура индивидуального образовательного маршрута

  1. Указывается отрезок, покрываемый индивидуальным обучением,
  2. Фиксируется общий срок выполнения.
  3. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута

В эту структуру входят контрольные точки соприкосновения обучающегося с колледжем. Они могут быть подразделены следующим образом.

  1. Текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т.п.
  2. Отчетность по выполнению учебных модулей.
  3. Итоговая аттестация достижений.

Все три структуры индивидуального образовательного маршрута могут быть отражены в одном документе – временном графике.

Корректировка индивидуального образовательного маршрута

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится тьютором (классным руководителем) и доводится до сведения администрации и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.

Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов обучающихся, являются:

дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.

методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.

Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся; образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром; аутентичной системы оценивания результатов обучения.

Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые устанавливает учебное заведение. При этом правила должны предусматривать:

  • оценку педагогическим коллективом готовности обучающегося к переходу на индивидуальную программу;
  • желание обучающегося перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;
  • согласие родителей.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами:

  1. Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.
  2. Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.
  4. Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях образования.

Обеспечивает индивидуальное обучение, несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор, в обязанности которого входят:

  • оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
  • выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
  • контакты с местами прохождения практики (местами выполнения учебных модулей, расположенных вне колледжа);
  • регулярные встречи с учеником, обсуждение прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч один час в неделю);
  • корректировка образовательного маршрута;
  • контакты с родителями ученика;
  • оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).

Использование колледжем программ индивидуального обучения предполагает наличие в ней организационно-педагогических условий, обеспечивающих высокое качество индивидуальной подготовки.

К их числу можно отнести:

  • наличие психологической службы, позволяющее принимать грамотные и взвешенные решения относительно условий обучения отдельных учеников;
  • широкий спектр реализуемых образовательных программ, позволяющий создавать учебные модули с учетом индивидуальных особенностей учащегося;
  • техническая оснащенность колледжа, внедрение новых информационных технологий.

Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной программе, имеет некоторые особенности.

  1. Текущий контроль. Ведущее место здесь занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального маршрута.
  2. Самоконтроль и самооценка. Умелая организация самоконтроля и самооценки учащегося (например, с помощью специальной системы анкетирования) не только позволяет проверить его успехи, но и развивает индивидуальные черты личности.
  3. Нацеленность на результат при обучении с помощью системы учебных модулей. Результату желательно придать конкретный вид: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), отчет о практике, выступление на кружке, изготовление конкретного изделия (с теоретическим описанием или рефератом), компьютерное тестирование и т.п.
  4. Кредитная система. Эта система получила в последнее время широкое распространение в различных сферах обучения. Ее смысл состоит в том, что каждый фрагмент обучения (учебный модуль) имеет заранее заданный вес (число баллов). Обучение считается успешным при достижении определенной суммы баллов (предполагается, что обучаемый имеет некоторую свободу в выборе модулей).
  5. Итоговая аттестация. По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые колледжем формы итоговой аттестации.

Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе обучения той или иной образовательной программы.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательного маршрута обучающегося, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения. Кроме того, индивидуально-образовательный маршрут, адекватно личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественна ему, так как имеет специфические особенности. Она разрабатывается для конкретного обучающегося как его индивидуальная образовательная программа, и  в этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальная образовательная траектория при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки.

Основной задачей среднего профессионального образования становится перенос акцентов с увеличения объема информации на формирование умений использовать информацию. Реализация на практике высказанного положения позволяет более эффективно решать проблему формирования личности обучающегося, его нравственного и интеллектуального потенциала, подготовку творчески мыслящего и социально активного человека. Кроме того, обучение в этом случае носит рефлексивный характер, обучающиеся сами оценивают свои возможности и результаты, осуществляют выбор содержания и форм учения, а формы контроля могут быть самыми разнообразными: самоконтроль, взаимоконтроль обучающихся и контроль со стороны учителя. Все это дает комплексный подход к получению объективной оценки.

Выбрав свой индивидуальный образовательный маршрут,  обучающийся получает целую систему дифференцированных заданий на протяжении всей темы, а работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаний, умений и навыков.    

Таким образом, учитель управляет познавательной деятельностью обучающегося, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности обучающихся, организует самоанализ собственной деятельности обучающегося и формирует его адекватную самооценку.

Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут обучающегося направлен на обеспечение его психического  здоровья, способствует созданию благоприятного психологического фона на уроке,  появлению и сохранении интереса к учебному материалу, создает условия для самовыражения обучающегося, а, значит, является здоровьесберегающим.

Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.

Литература:

Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методический комплекс. Ч.1 /Под ред. Проф, чл.-кор. РАО А.П. Тряпицыной. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 123 с.

Педагогика профессионального образования /Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластёнина [Текст] – М.: Академия, 2006

Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат, М.БЮ. Бухаркина [Текст] – М.: Академия, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Понарошкин Мир» ® - это российская образовательная среда нового поколения, включающая в себя все необходимое для реализации индивидуального подхода к каждому дошкольнику, младшему школьнику и педагогу.

«Понарошкин  Мир» ® - это российская образовательная среда нового поколения, включающая в себя все необходимое для реализации индивидуального подхода к каждому дошкольнику, младшему  «П...

Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС третьего поколения

В третьем поколении ФГОС особое значение делается на связи с семьёй, на ценность семейных традиций. Детский сад - это не только то место, где ребёнок находится, пока родители на работе. Важно осознани...

Реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Современная система специального образования предполагает обучение детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, ко...

Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ

Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ...

Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ

Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ...