Статья на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования».
статья по теме

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. По мнения ученых, ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому,  улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения.

Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей дошкольного учреждения -  вовлечение родителей в педагогический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_dou_s_semey.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье,  опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому,  улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. В основе работы нашего коллектива с семьей,  лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек. В семье ребенок получает первые навыки  восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводит нас "новая философия" работы с семьей: за воспитание  детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать.

         

    Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов -  вовлечение родителей в педагогический процесс.

Установления взаимосвязи МДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений  МДОУ «Золотая рыбка» и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

Исходя из этого сформировались и другие цели нашего учреждения,:

1.     Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2.     Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3.     Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

С целью построения эффективного взаимодействия  семьи и МДОУ педагогическим коллективом  были созданы  следующие условия:

  • Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом МДОУ «Золотая рыбка», договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
  • Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МДОУ;
  • Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями  на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;
  • Потребностно-стимулирующие: взаимодействие  семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

Руководящая и организующая роль МДОУ «Золотая рыбка» по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:

1. планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

2. практическая помощь семье в воспитании детей;

3. организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

4. вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

5. активизация их педагогического самообразования и др.

В  основу совместной деятельности семьи и ДОУ положены следующие принципы:

  • родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  • постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

Отбор материала для работы с семьей подчинен нескольким основным позициям:

1. Родительское образование  базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.

2. Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию, соответствует  интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.

3. Практические  занятия с родителями  соответствуют образовательным целям определенного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач.

4. Одним из главных принципов родительского образования является принцип вариативности.

     Педагогический коллектив МДОУ «Золотая рыбка» разработал модель  системы взаимодействия  с семьей (схема №1) и  определил  основные направления   работы:

1.  Изучение семьи каждого воспитанника; изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

2. Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

3.  Использование опыта деятельности других МДОУ для построения модели взаимодействия с родителями;

4.  Расширение средств и способов работы с родителями;

5.  Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

6.  Привлечение родителей к активному участию в деятельности МДОУ;

7.  Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

8.  Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

9. Обобщение работы в СМИ

Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего дошкольного учреждения в МДОУ создан «клуб для родителей», координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка.

        За время многолетнего опыта в МДОУ сложились свои традиции. Ежегодно в детском саду проходят:

  • День открытых дверей для родителей.
  • Спортивные, музыкальные праздники и развлечения..
  • Театральная неделя.
  • Книжника неделя
  • Тематические выставки детских рисунков.
  • Совместные выставки родителей и детей.
  • Работа с семьями разных категорий.

Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования.

В годовом плане МДОУ выделен блок «Взаимодействие с родителями», где отражены формы работы и тематика мероприятий с семьями воспитанников.

Основные формы  работы с родителями, используемые в нашем ДОУ:

·        общие и групповые родительские собрания;

·        консультации,

·         выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

·        совместные экскурсии;

·        Дни открытых дверей;

·         участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

·         совместное создание предметно – развивающей среды;

·         работа с родительским комитетом  детского сада;

·         беседы с детьми и родителями;

·        тренинги;

·        семинар – практикум;

·        родительские гостиные;

·        почта Доверия;

Для повышения качества  воспитательно- образовательной деятельности родителей используем

наглядно – информационное направление, это:

- родительские уголки ( с различными рубриками),

- папки - передвижки

- информационные папки

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,

- мини-библиотека на различные темы,

- фотоэкспозиции «Моя мама – лучшая на свете», « Защитники Отечества» , « Собираем урожай» и др.

Немало важным  аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство МДОУ. Для этого в МДОУ «Золотая рыбка» были разработаны критерии отслеживания результативности функционирования и развития системы взаимодействия МДОУ и семьи. Для получения объективных данных в МДОУ «Золотая рыбка» используются: анкетирование, опросники, тесты, изучение документации, мониторинг.                                                        

Полученные результаты позволяют отслеживать результативность  функционирования и развития системы взаимодействия ДОУ и семьи, выявлять степень достижения цели на разных этапах деятельности.

Критерии эффективности взаимодействия МДОУ «Золотая рыбка» с семьей

№п/п

Критерии

Показатели

1.

Уровень компетентности

педагогов  

по вопросам

взаимодействия

с семьей.

  • Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
  • Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики:  выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи  и т.д.).
  • Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
  • Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
  • Умение вовлечь родителей в образовательный процесс МДОУ.
  • Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.

2.

Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей

в образовательное пространство МДОУ.

  • Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и  дошкольного образовательного учреждения;
  • Наличие банка   данных педагогического опыта семей;
  • Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия  МДОУ с семьями разных категорий;
  • Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.

3.

Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в МДОУ.

  • Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области  воспитания,  обучения и оздоровлении ребенка.
  • Степень осведомленности родителей в вопросах  специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МДОУ.
  • Информированность о видах образовательных услуг в МДОУ.
  • Удовлетворенность стилем взаимоотношений: педагог – родитель; педагог – ребенок.
  • Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в МДОУ.
  • Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством МДОУ по практике   семейного воспитания.
  • Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
  • Возможность участия в  воспитательно-образовательном процессе МДОУ.
  • Удовлетворенность  уровнем подготовки ребенка к школе.

4.

Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  • Рост воспитательного потенциала семьи.
  • Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.
  • Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания  и развития детей
  • Активная субъектная позиция родителей.
  • Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.
  • Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
  • Увеличение охвата  родителей разнообразными формами сотрудничества.
  • Изменение характера  вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности.

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.

Таким образом,  сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Основные положения совместной работы с семьей. Основное направление работы с родителями. Актуальность темы. Эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мероприятия, прово...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от соглас...

Доклад «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».

В предложенном докладе расскрываются проблемы, классификация  современных семей и предложена инновационная  система работы ДОУ  с ними которая направлена  повышение качества образо...

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС...

Статья "«Взаимодействие ДОУ с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Анализ практики нашего ДОУ показывает, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе пе...

«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС».

Слайд№1. Тема моего выступления «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС».В современных условиях реформирования образования, дошкольное учр...