Самообразование
методическая разработка по теме
Роль игры в процессе воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте.
Воспитатель А.Ефимова
МДОУ «Детский сад «Сказка»
п.Правохеттинский
С древних времен и по сей день, люди играют и играют в разные игры. Игра была и остается средством воспитания, обучения и развития. В русском языке слово «играть» означает проводить время в каком-нибудь занятии, служащем для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Игры, в которые играют люди, передаются из поколения в поколение, изменяясь при этом. Разные культуры и социальные классы имеют свои излюбленные игры и предпочитают разные варианты игр. В этом социальное значение игры. Люди выбирают себе партнера, чаще всего из числа тех, кто играет в те же «игры». Игры делают досуг интересным и содержательным. Помогают человеку психологически и эмоционально разрядиться, способствует возникновению и накоплению положительных эмоций.
В игре должна быть четко определена задача, игровые действия. Игры всегда нужно подбирать с учетом возрастных особенностей, а так же возможностей, знаний и умений.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать интерес к игре. Поэтому, важно подбирать игры, в которые увлекают тебя самого. Не чувствуя игры, нельзя ею зажечь играющих. Проводя игру, воспитатель должен так ею руководить, чтобы в процессе игры не было спада настроения, напряжения. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход, отмечая удачные решения, действия, находки, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Большое значение имеет темп игры, задуманный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В начале, когда участники как бы усваивают игру, темп замедлен, в процессе игры, когда участники увлечены, темп нарастает. Игра должна сразу произвести глубокое и яркое впечатление.
Хотите, чтобы дети испытывали радость от общения с вами, вы должны испытывать радость общаясь с детьми.
1. Сюжетная игра в процессе подготовки к школе.
Многие ученые, исследуя игровую деятельность современных дошкольников, говорят не только о ее редукции в сравнении с 60-70 –ми годами прошлого века, но и о вытеснении учебными занятиями (Д.Б.Эльконин, Л.А. Венгер, Е.О. Смирнова, О.Д. Гударева Л.И.Эльконинова, Н.И. Гуткина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.)
В качестве одной из основных причин рассматривается повышение – для родителей – ценности интеллектуального развития и успешность обучения ребенка в школе (О.В. Гударева, Е.О. Смирнова и др.).
В этой связи исследование значения сюжетной игры для формирования готовности к школе представляется весьма актуальным.
Анализ исследования позволяет предположить: важное условие формирования готовности к школе – развитие у ребенка старшего дошкольного возраста способности самостоятельно строить сюжет игры; при этом особой задачей становится изучение того, насколько эта способность сформирована у каждого.
На пути решения этой задачи встает ряд сложностей: 1) не совсем понятно, что такое сюжетная игра и чем она отличается от бессюжетной; 20 возникают трудности индивидуальной диагностики уровня сформированности сюжетной игры у отдельно взятого ребенка. Эти сложности обусловлены следующими факторами.
Во-первых, игра- продукт коллективного творчества детей. Наблюдая, как они играют в группе, трудно определить, кому принадлежит идея сюжета, кто его развивает, каков вклад каждого играющего. Это касается прежде всего детей, не проявляющих игровой активности. В этом случае практически не возможно объективно определить, с чем связана пассивность – с низким уровнем развития игры или с эмоциональной закрытостью.
Во- вторых, у старших дошкольников игра становится всё более свёрнутой, т.е. протекающей во внутреннем плане, а не в развёрнутых действиях с игрушками.
В-третьих, внешнее наблюдение не позволяет точно определить уровень сюжетно ролевой игры. Игровые действия, совершаемые детьми, могут быть одинаковыми, а смысл игровых действий- разным.
Наблюдения позволили обратить внимание на очень интересный феномен. Два ребёнка катают по полу машинки, изображая их гудение(«ж-ж-ж»); оба проявляют к занятию явный интерес. Но на вопрос взрослого : «Ты кто? Куда едешь?» -один отвечает: «Водитель машины, везу продукты в Чечню»; другой называет своё имя: «Руслан», еду к шкафчику. Эпизод этот показывает : у одного ребёнка есть воображаемая ситуация, а у другого нет ни сюжета ни роли, есть только предметные действия, которые он разворачивает в условиях реальной группы- от шкафчика до шкафчика, в то же время со стороны игра детей выглядит совершенно одинаково.
Данный факт стал поводом для более пристального анализа игрового сюжета. Но сначала вспомним , что обозначает слово сюжет. Согласно словарю, это цепь событий, воссозданных в литературном произведении; жизнь персонажей пространственно временных изменениях, сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Наблюдая за дошкольниками обозначились три способа построения ими игрового сюжета: « линейный», «кольцевой», «промежуточный».
Игра с кольцевым сюжетом характеризуется набором повторяющихся действий. Ребёнок воспроизводит одни и те же действия с разными игрушками. Создаётся впечатления, что события движутся по кольцу,- отсюда и название «кольцевой» (у Ф.И.Фрадкиной встречается определение «куплетный»). События, которые предлагает взрослый, ребёнок не воспринимает как события и не развивает. новый герой либо игнорируется им, либо включается в повторяющуюся цепочку действий с предметами: поели, поспали, умылись и другое. Таким образом, ребёнок не только строит собственную сюжетную линию, но и не может развить и превратить в сюжет то, что предлагает взрослый.
Совершенно по-другому строится игра с линейным сюжетом - здесь наличествует некоторое событие, которое отличается от обыденной жизни персонажей. Ребенок обыгрывает начало события, его развитие и кульминацию. Еще одна важная характеристика – придумывается окончание игры. Этот критерий позволяет отличить игру детей, у которых воображаемая ситуация, от игры тех, кто вступает в реальные отношения с другими детьми и со взрослыми . Событие, предложенное взрослым, не остается без внимания. Более того, ребенок включает его в структуру своего сюжета. Значение игровых действий не исчерпывается реально проигрываемыми действиями с предметами. Если в начале игры игровые действия почти полностью соответствуют тому смыслу, который в них вкладывает ребенок, то в конце сюжет практически полностью развивается в словесной форме.
Третий уровень игровой деятельности называется промежуточным. Что для него характерно? Первоначально игра состоит по типу кольцевого сюжета, а вот событие, предлагаемое взрослым, значительно меняет ее характер. Ребенок подхватывает идею взрослого, «доразворачивает» ее до события. В некоторых случаях появляется последовательность взаимосвязанных событий и, как правило, увеличивается темп, повышается эмоциональная насыщенность. Возможно, для этих детей очень важен партнер, который мог бы включить их в игру, придумать тему, событие. Исследования кандидата психологических наук А.Либермана и методиста научно-исследовательского сектора Государственного педагогического института О. Репина показало: только для 35% детей характерен высокий уровень развития сюжетной игры, т.е. способность самостоятельно придумывать некоторое целостное событие (хотя бы на бытовом уровне). Около трети детей – 32% - показывают упрощенную игру, суть которой – манипулирование игрушками. Если взрослый вводит новый персонаж, характер игры никак не меняется – персонаж включается в череду бесконечных событий: кушать, спать, умываться…Высокий уровень игровой деятельности, как показывают полученные данные, формируются к концу дошкольного периода только у незначительной части детей (около трети). В основном он совпадает с результатами других исследователей и свидетельствует о редукции современной игровой деятельности детей тогда, когда отсутствует целенаправленная психологическая работа.
Значительно лучше справилась с заданиями «Сравни слова по длине» (Е.А. Бугрименко ) группа детей, продемонстрировавшая «линейный» уровень развития сюжетной игры,- смогли отличить слово от того предмета, который оно обозначает, заметили, к примеру, что слово «змей» короче слова «червячок», чего нельзя сказать о большинстве детей, показавших примитивный уровень развития игры (кольцевой сюжет).
Подытоживая сказанное, зададимся вопросом: чем важны представленные результаты исследования? Они демонстрируют, сколь значимо освоение сюжета игры для интеллектуального развития дошкольников. Способность осознавать и произвольно удерживать сюжет игры – важная предпосылка, указывающая на то, что в дальнейшем ребенок способен освоить теоретические понятия. Показатель уровня развития такой способности – не столько принятие игровой роли, сколько индивидуальные способности к осознанию и воспроизведению сюжета игры.
Последнее время многие психологи бьют тревогу: игровая деятельность в детском саду вытесняется учебными занятиями. Однако для развития ребенка важно не только свободное для игры время. Необходимо, что бы педагог обеспечивал развивающую игровую деятельность, сформировал у детей способность включиться в сюжет игры, строить его, обращал внимание не только на факт включения в игру, не только на принятие роли (мама, водитель, продавец), но и на способность осознавать сюжет, придумывать новые сюжетные линии.
Этому надо учить.
(«Дошкольное воспитание» №6 2008г стр.28-31)
Предлагаю вашему вниманию сюжетно- ролевую игру «Строительство гаража».
Цель игры: учить детей играть вместе, самостоятельно распределять роли, находить выход из разных ситуаций в процессе игры, развивать воображение, создать эмоционально положительную атмосферу.
Предварительная подготовка: изготовление атрибутов для каждого сюжета, обыгрывание каждого сюжета отдельно, постепенно добавляя новые.
Сюжетная линия:
· Строительство гаража;
· Кафе;
· Автозаправочная станция;
· Автомастерская.
Атрибуты:
Гараж
1. кубики разного размера
2. машины
Кафе
1.стойка
2.посуда
3.фартук и колпак
4.вывеска с названием
Автозаправка
1.касса
2.топливо
Автомастерская
1. машины для ремонта
2. строительный материал
Ход игры:
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам д/с пришло письмо, в котором нам предлагают поучаствовать в строительстве гаража для машин. А так как мы самые старшие в саду это письмо отдали нам. Как вы думаете, мы справимся с этим предложением? (ответ детей) Но сначала, давайте подумаем, с чего можно начать строительство и что нам для этого понадобится (ответы детей).
Воспитатель корректирует ответы детей, предлагает распределить роли, стараясь вовлечь всю группу.
Воспитатель. Ну что ж, ребята, мы с вами определились, что и как будем строить, но забыли еще одну деталь- на каждой стройке есть прораб, это человек, который следит за стройкой и помогает необходимым материалом или советом, можно я буду вашим прорабом? Возьмете меня к себе на стройку? (ответы детей)
(Воспитатель цепляет на одежду визитку прораба и дает сигнал к началу игры)
Игра.
Завершение игры.
Воспитатель в роли корреспондента газеты «Непоседы»:
Добрый день! Я корреспондент газеты «Непоседы», разрешите взять у вас интервью для нашей газеты?( ответы детей)
-расскажите, пожалуйста, что здесь происходит?
-трудно было выполнить поставленную задачу?
-что удалось сделать лучше всего?
-вам понравилось работать вместе?
-вы будете в дальнейшем участвовать в подобных стройках?
Ну что ж, спасибо за ваши ответы следите за выпусками нашей газеты, всего доброго.
Воспитатель в роли прораба объявляет конец рабочего дня и разрешает поиграть на построенном объекте.


Театрализованная игра «Волк и семеро козлят»
Цели:
· Создать праздничное настроение участникам игры;
· Развивать театрализованное творчество, музыкальные способности, психические функции, умение общаться, договариваться, эмоционально-волевую сферу, умение распределять роли.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Волк и семеро козлят», характеристика героев, прослушивание музыкальной сказки «Волк и семеро козлят» , проба ролей, разучивание слов.
Оформление зала:
лесная полянка, избушка Козы, ширма с костюмами, масками и атрибутами, музыкальное сопровождение.
Начало игры:
воспитатель в русском народном костюме под музыку заводит детей в зал, образовывает круг, и предлагает поиграть в сказку. Дети называют главных героев и при помощи считалки распределяют роли: волка, козы, козлят, медведя, зрителей.
Игра:
воспитатель рассказывает сказку, дети согласно текста исполняют роли.
Конец игры:
под музыку исполняется общий танец, поклон артистов.

Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
