Использование речевых игр на занятиях с детьми
методическая разработка по теме

Красникова Юлия Николаевна

Рекомендации воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_rechevykh_igr_na_zanyatiyakh_s_detmi_5.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Использование речевых игр на занятиях с детьми 5-6 лет. Рекомендации воспитателям

     Известно, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.Онакак форма деятельностиребенка способтвует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт,интеллекта.

     Наличие речевого дефекта приводит к изменению в психической сфере (раздражительность,вобудимость, заторможенность и т.д.). Особенности поведения таких детей отмечаются и в играх. Дети нередко теряют взможность совместной д еятельности со сверстниками из-за неумения выразить собственную мысль, боязни показаться смешными. Нарушения общей и мелкой моторики тоже сказываются. Поэтомупри проведении игр можно сформулировать две основные задачи:

- помимо значимости игры в целом как средства воспитания детей обращать внимание (включать некоторые моменты) и на коррекционные задачи;

- учитыввать возможные осоенности поведения детей с различными речевыми нарушениями.

     Игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

    Игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка.Поэтому она всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны развития ребенка.

     Можно выделить несколько видов игр, так же, как и этапов коррекционной работы.

  1. Подготовительные игры

Предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к правильному восприятию звука и его произнесению. Сначала это развитие слухового внимания, развитие речевого слуха.

    1).» Узнай по звуку»

Играющие становятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто понял, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит, что это.

(шумы: бросать ложку, рвать бумагу и т.п.)

     2). «Улавливай шепот» (развитие остроты слуха).

Дети сидят по кругу. Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-нибудь движение, а затем шепотом произносит имя того, кто должен это выполнить. В конце объявляется, кто самый внимательный.

     3). «Кто больше слов придумает?» (активизация словаря, автоматизация разных звуков).

Бросать мяч кому-нибудь, а тот называет слово на заранее выбранный звук. За правильность дается фант. Кто наберет больше фантов, тот и выигрывает.

     4). «Дудочка». (игра на артикуляцию).

Дудочка играет (губки вперед), дудочка замолчала.

     5). «Пузырь» (развитие длительного плавного выдоха, автоматизация звуков «С» или «Ш»).

Дети тесным кругом , наклонив голову вниз стоят.  Затем произнося: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад ,образуя большой круг. По сигналу: «Пузырь лопнул» дети идут центру круга, произнося СССССССССССССС или ШШШШШШШШШШШШ.

  1. Игры для формирования правильного произношения.

1).»Мухи в паутине»(автоматизация звука «Ж»).

Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети – мухи. Они жужжат ЖЖЖ, влетая и вылетая и круга. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают. Игра идет до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

     2). «Пильщики»(автоматизация звука «З»).

Дети стоят друг напротив друга, соединив руки крест-накрест, и под счет воспитателя воспроизводят движения пилы по бревну, длительно произнося звук «З».

     3).»Цветы и пчелки» (автоматизация звука «З»).

Мальчики – цветы, девочки – пчелки. Все разбегаются. По сигналу дети, изображающие пчел, встают на колено. Пчелки машут крыльями, перелетают с цветка на цветок, при этом подражая жужжанию: ззззззззззззз. При новом сигнале дети меняются ролями, разбегаются по площадке и т.д.

     4).»Выпал беленький снежок» (дифференциация свистящих и шипящих звуков в тексте).

Дети повторяют движения воспитателя, который произносит текст:

     Выпал беленький снежок,

     Соберемся мы в кружок.

     Снег, снег, белый снег

     Засыпает он нас всех.   Мы на саночки садимся

                                                  И под горку быстро мчимся.

                                                  Снег, снег, белый снег,

                                                   Мчимся мы быстрее всех.

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.   Мы из снега ком слепили,

                                               Потом куклу смастерили.

                                                Снег, снег, белый снег

                                               Кукла вышла лучше всех.

Дети к вечеру устали,

Все в кроватках задремали.

     5).»Будильник» (автоматизация звука «Р»),

Все дети «ложатся спать» (на стульчиках). Один ребенок – будильник. Педагог говорит, в котором часу нужно детей разбудить и начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъема время, будильник начинает «трещать»: ррррррррр. Все дети встают.

  1. Автоматизация в словах,текстах.

Можно использовать игры «Чудесный мешочек», «Что в шкаф, что на полку».

«Доскажи словечко»

Вот высокая го …(ра).

«Дополни предложение словом».

У крота в земле …..(нора).

«Ответы на вопросы».

На «Ль»: Из чего поливают цветы?

«Магазин» .»Купить» картинку с нужным звуком.

«Что мы делаем?»

У ребенка – картинка, на ней изображено действие. Ребенок показывает, остальные угадывают.

     Потешки, скороговорки, считалки.

Например:  Жужжит над жимолостью жук,

                       Тяжелый у жука кожух.

Когда овладеют текстом, можно провести игру «Соревнования телефонистов»:

  - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

 - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевых игр в работе с детьми ОНР

Консультация для родителей. В статье описано, что такое речевые игры и как в них играть, приведены примеры речевых игр....

Использование речевых гимнастик в работе с детьми дошкольного возраста

- Актуальность использования речевых гимнастик в работе с дошкольниками.- Комплексы речевых гимнастик....

Использование игровых моментов на занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения

Использование игровых моментов в работе учителя-логопеда на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникшая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут сп...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Речевые упражнения для занятий с детьми "Играем вместе" с 13.04-19.04.2020г.

Лексическая тема недели по Программе "Мозаика" : "Весна"...

Использование речевых игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Представленный  методический материал в презентации позволит логопедам пополнить свой арсенал знаний и умений, обновить свои занятия новыми формами активного обучения детей...