БАЗОВЫЙ ПАКЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА
методическая разработка на тему

Базовый пакет психологических услуг педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга: Сборник методических материалов для специалистов дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в  условиях холдинга.

 

 

В  сборнике представлены методические рекомендации по организации рабочего времени  и содержание деятельности по всем видам психологического сопровождения педагога-психолога холдинга дошкольного образовательного учреждения. Его цель - регламентация деятельности по осуществлению психологического сопровождения педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения  в условиях холдинга

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazovyy_paket.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

«Центр психолого-медико-социального сопровождения»

города Перми

БАЗОВЫЙ ПАКЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА

г. ПЕРМИ

( методические рекомендации)

Пермь, 2012

Ответственный редактор

Малекова Н.Ю., педагог- психолог
МБОУ « Центра психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми

Составители:

Н.Ю. Малекова, педагог-психолог МОУ «ПМС Центр» г. Перми

Матеркова Людмила Борисовна, педагог- психолог МАДОУ центр развития ребенка« Детский сад» № 371;

Мялицына Ольга Павловна, педагог-психолог МАДОУ Центр развития ребенка« Детский сад № 378»;

Пермякова Наталья Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ « Детский сад № 415»;

Подскачук Любовь Сергеевна, педагог-психолог ЧОУ СОШ " Европейская школа" ДОУ " Созвездие";

Ростовщикова Надежда Петровна, педагог-психолог МБДОУ центр развития ребенка « Детский сад» № 69;

Рубахина Елена Аркадьевна, педагог-психолог МБДОУ « Детский сад № 305»;

Созинова Анастасия Александровна, педагог-психолог, МБДОУ « Детский сад № 404»;

Субботина Наталья Анатольевна, педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад»№ 352»;

Тимошок Алла Васильевна, педагог-психолог, МАДОУ « Детский сад» № 135;

Турицына Ирина Альбертовна, педагог-психолог МБДОУ « Детский сад № 29» ;

Шакирова Элеонора Маратовна, педагог-психолог МБДОУ « Детский сад № 227»

Базовый пакет психологических услуг педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга: Сборник методических материалов для специалистов дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в  условиях холдинга.

В  сборнике представлены методические рекомендации по организации рабочего времени  и содержание деятельности по всем видам психологического сопровождения педагога-психолога холдинга дошкольного образовательного учреждения. Его цель - регламентация деятельности по осуществлению психологического сопровождения педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения  в условиях холдинга

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1.

Концепция базового пакета психологических услуг педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга

4

Обоснование разработки базового пакета психологических услуг

4

Основные понятия и сокращения базового пакета психологических услуг

5

Законодательно-нормативная база

6

Общие положения базового пакета  психологических услуг педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга

7

Часть 2.

Содержание базового пакета  психологических услуг педагога - психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга

10

1. Ориентировочное  количество временных затрат по всем направлениям психологического сопровождения

10

2. Деятельность педагога-психолога с целевой категорией – воспитанники ДОУ

13

3. Деятельность педагога-психолога с целевой категорией – родители воспитанников ДОУ

15

4. Деятельность педагога- психолога с целевой категорией – педагоги ДОУ

17

5. Список литературы

6. Приложения к базовому пакету психологических услуг педагога – психолога холдинга ДОУ

19

Часть I. КОНЦЕПЦИЯ БАЗОВОГО ПАКЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА

Обоснование разработки базового пакета

Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

В настоящее время перед отраслью образования города Перми стоит задача -  оптимизировать процесс системы управления образовательных учреждений. Важнейшими движущими силами высокого качества образования являются компетентные педагоги, специалисты, а также  согласованность  всех субъектов образовательного процесса.

Одним из инструментов изменения условий и услуги образования с целью повышения его качества является реорганизация, когда несколько образовательных учреждений объединяются в одно и под управлением сильной команды и происходят все те изменения, которые нужны для получения качественного и доступного образования. Главная цель этой работы – повышение качества образования каждого конкретного ребенка за счет перехода от управления затратами к управлению результатами.

В условиях реорганизации деятельность педагога – психолога становится более разрозненная, недостаточно систематизирована, что обусловлено многочисленностью воспитанников ДОУ, сложностью комплексного подхода в психологическом сопровождении, отсутствием оптимального диагностического пакета   а, иногда и территориальной удаленностью помещений друг от друга.

Для обеспечения качественного психологического сопровождения было необходимо разработать инструментарий, который в данных условиях позволял бы решать поставленные задачи максимально мобильно, эффективно и профессионально.

Командой специалистов – психологами дошкольных учреждений города Перми, с 2010 года, проделана работа по регламентации деятельности педагога-психолога ДОУ в осуществлении психологического сопровождения. Результатами работы группы можно считать формирование системы деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, работающего в условиях холдинга. Были разработаны материалы по планированию с учетом ориентировочного распределения рабочего времени педагога-психолога по видам деятельности (перспективный план, циклограмма педагога-психолога).

Методические материалы для проведения скрининг-диагностики психологической готовности к школе[1] (разработан альбом для проведения диагностики и методические рекомендации по использованию диагностического пакета).  

Составлен диагностический  пакет для проведения скрининг - обследования по адаптации ребенка к ДОУ[2] (методическое сопровождение процесса адаптации воспитанников ДОУ, карта наблюдения и анкета для родителей, сводная таблица по оценке факторов адаптации).

Составлен методический сборник коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школьному обучению[3]. В него вошли конспекты занятий Севастьяновой Е.О. «Хочу всё знать», по развитию познавательных процессов, Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»; Ю.В. Останковой «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе»

Программы и рекомендации для развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста (Л.М.Костина «Игровая терапия с тревожными детьми» - программа «Сказочная шкатулка»; О.И.Политика «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» - «Сценарии коррекционных занятий для детей с СДВГ»; О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» - «Программа занятий с детьми 5-6 лет»).

В 2011-2012 году группой разработан базовый пакет психологических услуг –включающий методические рекомендации по организации рабочего времени  и содержанию деятельности по всем видам психологического сопровождения педагога-психолога холдинга дошкольного образовательного учреждения.

Основные понятия и сокращения

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

Психологическое просвещение — повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Осуществляется в следующих формах: лекции, тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительские клубы, психологическая газета.

Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагогов и воспитателей: по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем; по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата; по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).

Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности  с целью: выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы; раннего выявления познавательных интересов; определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа  на основании наблюдений, видеосъемки или иной записи.

Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Психологическое консультирование  оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Холдинг ОУ – объединение двух или трех образовательных учреждений в одно  с единым административным центром.

ДО - департамент образования администрации города Перми.

ДОУ – дошкольные образовательные учреждения

ОУ – образовательные учреждения

Законодательно-нормативная база стандарта

Закон РФ «Об образовании» (Раздел 1, ст.7)

Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 № 616.

Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12-ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года).

Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации

 от 29 марта 1995г. № 7/1 “О состоянии и перспективах развития практической психологии образования в Российской Федерации”

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 № 1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 №7.

Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.

Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.

Письмо Минобразования РФ от 07.04.99 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”

Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (в редакции Федерального Закона от 20.07.2000 №103-ФЗ)

Инструктивное письмо МО РФ от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 “Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения”

Общие положения базового пакета психологических услуг

Основные положения предлагаемого базового пакета психологических услуг для дошкольных образовательных учреждений были апробированы в детских садах города Перми: №№ 69, 305, 352, 227, 378, 29, 135, 371, 404, ЧОУ « Детский сад – Созвездие» в ходе работы проблемной группы « Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга» в 2010, -2012 г.г.

Область применения базового пакета психологических услуг – дошкольные образовательные учреждения.

Базовый пакет психологических услуг для педагога-психолога холдинга в ДОУ основан на единых минимальных требованиях и условиях, обеспечивающие качество психологического сопровождения  в дошкольном образовательном учреждении г.Перми

Цель:

Регламентация деятельности по осуществлению психологического сопровождения педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения  в условиях холдинга

Задачи:

  1. Определить  с учетом  ориентировочных  норм количество временных затрат по всем направлениям психологического сопровождения;
  2. Разработать содержание деятельности с целевой категорией – воспитанники дошкольного образовательного учреждения;
  3. Разработать содержание деятельности с целевой категорией – родители воспитанников;
  4. Разработать содержание деятельности с целевой категорией – педагоги дошкольного образовательного учреждения

Психологическое сопровождение  в дошкольных образовательных учреждениях опирается на следующие основные принципы[4]:

  1. Принцип конфиденциальности.
  2. Принцип компетентности.
  3. Принцип ответственности.
  4. Принцип этической и юридической правомочности.
  5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
  6. Принцип благополучия клиента.
  7. Принцип профессиональной кооперации.
  8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.
  9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Основные функции педагога – психолога ДОУ

  1. Прогностическая. Педагог-психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Педагог-психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
  2. Просвещенческая.  Консультативная работа в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. Воспитатели обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми.
  3. Диагностическая. В обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Задача психодиагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям.
  4. Формирующая. Особое место в формировании личности ребенка и  его индивидуальности является обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам и своевременному преодолению различных трудностей в развитии ребенка.

Организационные вопросы деятельности психолога

  1. Каждый практический психолог системы образования имеет двойное подчинение. По административной линии педагог-психолог подчиняется заведующему детским садом. Профессиональное управление осуществляется через психологический центр города Перми.
  2. Для организации работы психолога создается кабинет, который должен быть размещен в отдельном помещении и оснащен соответствующим оборудованием и методическим материалом. Кроме того в детском дошкольном учреждении целесообразно создавать специальные комнаты для работы педагога-психолога с детьми, воспитателями ( комнаты психологической разгрузки, комнаты , имеющие своеобразные зоны для индивидуальной работы с детьми, зоны отдыха, игровые и т.д.).
  3. График и план работы  согласуется с администрацией детского дошкольного учреждения.
  4. Психолог дошкольного учреждения осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, родителями и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Основными целевыми группами, в отношении которых осуществляется психологическое сопровождение, являются:

  • воспитанники ДОУ;
  • педагогические работники;
  • родители воспитанников ДОУ.

Основные ожидаемые результаты заключаются:

  1. В полноценном развитии личности воспитанника дошкольного образовательного учреждения, формировании его социально-психологической компетентности, и социализации.
  2. Формирование системы психологического сопровождения для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений города Перми, осуществляющих свою деятельность в условиях холдинга.


Часть II. СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВОГО ПАКЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА

1. Ориентировочное  количество временных затрат по всем направлениям психологического сопровождения[5]

(из расчёта на 1 ставку =18ч, без методических 18 часов).

Количество общего рабочего времени в год при 36-часовой рабочей неделе составляет примерно 1800 часов, 150 часов в месяц, согласно постановлению № 65 Минтруда России от 29.12.92 г.

Согласно этому документу общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:

18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную и культурно-просветительскую работу с обучающимися, экспертно-консультационной и профилактической работе родителями и педагогами (I).

18 часов - на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчетной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование и другую.

Время, затраченное на исполнение того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.

Кроме того, в соответствии с запросами администрации образовательного учреждения, сочетание видов работ и количество рабочего времени на их выполнение может изменяться. Если на некоторые из приведенных видов работ не существует запроса в образовательном учреждении, то время, отведенное на их выполнение, распределяется на другие виды работ и согласовывается с администрацией образовательного учреждения.

Направление

деятельности

категория

форма

 I неделя        

II

неделя

III

неделя

IV

неделя

В

месяц

за учебный

 год

Диагностическое

Дети

Наблюдение

1

1

1

1

4

36

180

Индивидуальное

1

1

1

1

4

36

Групповое (скрининговое)

3

3

3

3

12

108

Консультативное

Педагоги

1

1

1

1

4

36

72

Родители

1

1

1

1

4

36

Развивающее

и  коррекционное

Дети

Индивидуальные занятия

4

4

4

4

16

144

324

групповые

5

5

5

5

20

180

Просветительское

(здесь же могут быть занятия с пед. и род.)

Педагоги

1

1

1

1

4

36

72

Родители

1

1

1

1

4

36

18 часов

18 часов

18 часов

18 часов

72

часа

648

часов

Всего

Примечание:   расчет сделан на 36 недель, что соответствует 648 часам

Режим работы (на 1 ставку психолога)

Дни недели

Присутственное время

Методическое время

Общее день/неделя

Понедельник

4,5 часа

2.42 часа

7.12 часов

Вторник

4,5 часа

2.42 часа

7.12 часов

Среда

7.12 часа

7.12 часа

Четверг

4,5 часа

2.42 часа 

         7.12 часов     

Пятница

4,5 часа

2.42 часа

7.12 часов

всего

18часов

18 часов

36 часов

Методическое направление в работе психолога

 (примерные часы из расчета 18 часов на 1 ставку)

Вид деятельности

неделя

месяц

год

Участие в работе общего совещания (по циклограмме Центра 1-я среда месяца)

4 ч

36 ч

Работа психолога в  мероприятиях районного Центра (по циклограмме ___я среда месяца)

4 ч

36 ч

Участие в работе «Рабочих групп» (по циклограмме__ я среда месяца)

4 ч

36 ч

Участие в работе семинаров разного уровня:  городских, областных, региональных и т.п, а также внутренних мероприятий на базе своего ОУ, ( сюда же относится работа в ПМПк ОУ, круглого стола, пед. советы, заседания, совещания и т.п.)

2 ч

8 ч

72 ч

Прохождение курсов повышения профессиональной квалификации, самообразование.

1 ч

4 ч

36 ч

Планирование, отчётность, написание справок, психологических заключений, обработка диагностических результатов, подготовка к выступлениям на родительском собрании, семинаре, педсовете и др.

8 ч

32 ч

286 ч

Подготовка, статей в «уголки психолога», стенды для родителей и т.п.

1 ч

4 ч

36 ч

Ежедневное заполнение документации  (0,5 часа в день)

2.5 ч

10 ч

90 ч

всего

70

630

2. Деятельность педагога-психолога с целевой категорией – воспитанники ДОУ[6]

По каждому направлению деятельности определяет комплекс мероприятий, минимальный объем нагрузки, субъект воздействия, предполагаемые результаты и  продукт деятельности.

Базовый пакет психологических услуг педагога – психолога  с целевой категорией – воспитанники  ДОУ включает следующие виды деятельности:

  1. Сопровождение детей в период адаптации к детскому дошкольному учреждению.
  2. Обследование детей при подготовке к школьному обучению
  3. Коррекционно - развивающая деятельность.
  4. Изучение особенностей общения детей  друг с другом, выявление психологических причин трудностей общения.
  5. Определение уровня умственного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей.

п/п

Мероприятия

Объем

Субъект воздействия

Предполагаемые результаты

Продукт деятельности, инструмент оценки

Диагностика

1

Диагностика: адаптация ребенка к условиям ДОУ

40ч/мес

Воспитанники ДОУ

 Выявление детей с трудностями в адаптации

Диагностические карты. Мониторинг адаптации

2.

Диагностика готовности детей к обучению в школе

80 ч/год

  Воспитанники ДОУ

 Выявление детей, имеющих низкий уровень психологической готовности к обучению в школе на начало учебного года.

 

Диагностические карты.  Скрининг по ГОШ

3.

Диагностика по запросу родителей, воспитателей

80ч/год

Воспитанники ДОУ

Выявление группы детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ и социально-психологической адаптации

Диагностические карты, протоколы обследования. Комплекс диагностических методик

Коррекционно-развивающая деятельность

4.

Подгрупповые занятия по повышению психологической готовности детей к обучению в школе

80ч/год

Воспитанники ДОУ

Повышение уровня психологической готовности к обучению в школе

Карты динамики коррекционно-развивающей работы.

5.

Подгрупповые занятия с детьми, имеющими  трудности в усвоении программы (3-5 л)

40ч/год

Воспитанники ДОУ

Повышение уровня психического развития ребенка

Карты динамики коррекционно-развивающей работы.

6.

Групповые занятия по коррекции эмоционально-волевых нарушений

60ч/год

Воспитанники ДОУ

Повышение уровня эмоционального благополучия ребенка

Карты динамики коррекционно-развивающей работы.

Психологическая профилактика

7.

Групповые занятия с детьми, вновь поступившими в ДОУ

10 ч/мес

Воспитанники ДОУ

Профилактика дезадаптации

Карта наблюдения

8.

Групповые занятия в рамках профилактики социально опасного положения и социального сиротства

40 ч/год

Воспитанники ДОУ

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей

Анализ  результатов групповых занятий

  1. Деятельность педагога-психолога с целевой категорией – родители воспитанников ДОУ[7]

Базовый пакет психологических услуг педагога – психолога  с целевой категорией – родители воспитанников ДОУ включает следующие виды деятельности:

  1. Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

2.   Изучение особенностей общения детей  с родителями, выявление психологических причин трудностей общения.

  1. Профилактика детей и семей группы риска социально опасного положения.
  2. Формирование у родителей потребности в психологических знаниях, формирование у родителей культуры получения психологической помощи.

п/п

Мероприятия

Объем

Субъект воздействия

Предполагаемые результаты

Продукт деятельности, инструмент оценки

1.

День открытых дверей.

1 раз в год

Родители

Получение информации о деятельности психолога в ДОУ

Программа мероприятия, отзывы

Памятки:

программные требования к уровню подготовки родителей и детей.

2.

Родительские собрания:

-возрастные особенности детей 3, 5  и 7 лет;

1 раз в 3 месяца

Педагоги

Родители

Получение знаний о возрастных особенностях детей в периоды кризисов развития

Анкетирование, анализ записей в тетради посещений.

3.

Консультации на тему:

- « Адаптация детей к условиям детского сада».

-тревожность, замкнутость»

-«фантазии и ложь»

1 раз в год

Родители

Повышение уровня информированности по тематическим вопросам

 Конспекты содержания консультаций, анкетирование родителей.

4.

Групповые консультации

для родителей по итогам  диагностики готовности к школе.

2 раза в год

Родители

Повышение  уровня информированности по вопросам психологической готовности ребенка к школьному обучению

Аналитическая записка по результатам диагностики 1 и 2 срезов

5.

Совместные занятия с детьми родителями

1 раз в месяц

Воспитанники

Родители

Включенность родителей в образовательный процесс

Конспект занятия, отзывы родителей

6.

Семинар практикум

1 раз в 3 месяца

Родители

Повышение компетентности, обобщение опыта

Программа семинара, отзывы родителей

7.

Тренинговые занятия

1 раз в квартал

Родители, дети.

Формирование определенных умений и навыков для эффективного взаимодействия родителей с детьми

Отсроченное анкетирование, творческие работы

8.

Индивидуальные   консультации родителей по запросам.

В течении года 2 раза в неделю

Родители

Повышение уровня информированности по вопросам развития и воспитания

Анализ записей посещений к психологу.

9.

Предоставление информации в групповые уголки.

1раз в 2 недели

Родители

повышение уровня информированности по вопросам развития и воспитания детей

Наглядные пособия, плакаты, информационные щиты, планшеты, справочные таблицы, рекомендации, буклеты…

10.

Сопровождение детей и семей группы риска СОП

1 раз в год

Родители, дети, воспитатели, специалисты ДОУ, администрация.

привлечение родителей к совместной профилактической деятельности

Количество выявленных семей ГР СОП. Количество составленных и реализованных ИПС.

4. Деятельность педагога- психолога с целевой категорией – педагоги ДОУ[8]

Базовый пакет психологических услуг педагога – психолога  с целевой категорией – педагоги ДОУ включает следующие виды деятельности:

  1. Формирование психологической компетентности у педагогов о психическом развитии детей дошкольного возраста.
  2. Передача знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения детей и взрослых и т.п.
  3. Осуществление мероприятий  по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
  4. Формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми или в интересах собственного развития.
  5. Психологическое сопровождение инновационных процессов в ДОУ.

№ п/п

Мероприятие

Объём

час/месяц

Категория участников

Предполагаемые результаты

Продукт деятельности, инструмент оценки

1

Групповые консультации по результатам диагностики и наблюдения детей.

2 часа

Педагоги

Выработка рекомендаций по результатам диагностики и наблюдения детей.

Бланки с результатами диагностики.

Диагностический инструментарий

2

Индивидуальные консультации педагогов по актуальным вопросам развития, обучения, воспитания детей.

2часа

Педагоги

Выработка рекомендаций по результатам консультаций

Тематический план консультаций, отзывы педагогов

3

Семинары-практикумы.

1час

Заведующий, зам. заведующего, педагоги

Повышение уровня психологической компетентности

Программа семинара, отзывы педагогов

4

Изучение стилей педагогического общения посредством наблюдения и анкетирования.

 по запросу

Зам. заведующего, педагоги

Выработка рекомендаций для администрации и членов педагогического коллектива

Аналитическая записка по результатам исследования, диагностический инструментарий.

5

Проведение анкетирования «Эмоциональное выгорание педагогов».

По запросу

Зам. заведующего, педагоги

Улучшение эмоционального состояния педагогов, составление рекомендаций, обучение способам релаксации

Результаты анкетирования

6

Психологический инструктаж (устная беседа с педагогами)

1 час

Педагоги

Выработка  письменных рекомендаций

Письменные рекомендации по темам

7

Участие в проведение педагогических советов

4 раза в год

Заведующий, зам. Заведующего, педагоги

Повышение уровня психологической компетентности

Протоколы педагогических советов

8

Участие в работе ПМПк ДОУ

1 час

Заведующий, зам. Заведующего, педагоги

Анализ психического развития ребенка. Разработка индивидуального плана развития ребенка.

Протокол консилиума, ИПС


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – 2 издание. – СПб.: Речь; М.: Сфера,  2009. – 283.
  2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2007. – 96 с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 46 с.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М., Сфера 2010. – 80 с.
  6. Исмагилова А.С. Работа психолога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методический комплекс, серия «Психология – современному образованию», 2-е изд., доп.- Пермь,  ГОУ ВПО «Пермский Государственный педагогический университет», 2006, 84 с.
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
  8. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования, М.: Педагогическое общество России , Серия: Психология развития 2001г. - 224с.
  9. Широкова Г.А., Практикум для детского психолога, «Феникс», Р-на Дону, 2006. - 314с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1


[1] Приложение № 1

[2] Приложение № 2

[3] Приложение № 3

[4] Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии Образования России от 26-27 мая 2003 г

[5] Инструктивное письмо Минобразования России от 24.12.01 №29/1886-6. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения

[6] Приложение № 6, в приложении     приводятся рекомендации по организации и содержанию деятельности работы с детьми.

[7] Приложение № 7, в приложении     приводятся рекомендуемые темы для родительских собраний, групповых консультаций, а также темы семинаров и тренингов

[8] Приложение № 8, в приложении     приводятся рекомендуемые темы для  групповых консультаций, а также темы семинаров и тренингов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

Волшебная комната в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

Данная презентация отражает работу педагога-психолога в детском саду с использованием специального оборудования сенсорной комнаты. В презентации представлена коррекционно-развивающая программа "Волшеб...

Протокол заседания Югорского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений

Протокол заседания Югорского методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений от 21 октября 2016 года...

Использование ИКТ в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

21 век называют веком информации.  Современные информационные технологии внедряются в различные сферы нашей жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в т...