Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста "В мире творчества Е.И. Чарушина"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Ремизова Анна Станиславовна

На интегрированном занятии "В мире творчества Е.И. Чарушина"  дети знакомятся с творчеством художника - иллюстратора и писателя, рисуют способом "тычка", импровизируют под музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_charushin.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Расширять представления о художниках-иллюстраторах детской книги;
  • Продолжать знакомить с творчеством  художника-иллюстратора Е.И. Чарушина;
  • Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (цвет, движения, фактура шерстки животного, выражения глаз и др.);
  • Продолжать  закреплять умение детей рисовать животных способом тычка.
  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
  • Развивать танцевально-игровое творчество, совершенствовать умение импровизировать под музыку; закреплять умение придумывать движения;
  • Содействовать проявлению активности и самостоятельности  в передаче образа.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Активизировать речь детей;
  • Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Воспитание гуманного отношения к животным.

Музыкальный репертуар:

«Ежик» Д. Кабалевский, «Лиса» (из музыки к сказке «Кот-Котофеич» М. Мильман; «Выход медведя», «Пляска с медведями» музыка Н. Туварджи.

Предварительная работа:

Чтение книг Е.И.Чарушина, рассматривание его рисунков; рисование «тычком».

Материал и оборудование:  столы, стулья, выставка рисунков, книг Е. И. Чарушина, портреты, мольберты, гуашь, щетинные кисти, тонкие кисти,   банки с водой,  фломастеры, бумага, салфетки, простые карандаши, влажные салфетки.

Ход  образовательной деятельности (в музыкальном зале)

I часть

Педагог: Здравствуйте, друзья! Хотите оказаться на выставке рисунков? Тогда пойдемте со мной. (дети располагаются около мольбертов). Назовите животных, которые изображены на рисунках. (медвежонок, лисенок, зайчата, волчонок, волчата, олененок).  Вы знаете, кто нарисовал этих животных?  (Чарушин). Правильно, автор рисунков – Евгений Иванович Чарушин. Вам нравятся рисунки?  Рисунки Чарушина удивительны, их  не спутаешь ни с чьими другими. Все его  животные нарисованы, как  живые, так и хочется их потрогать. Евгений Иванович любил рисовать детенышей животных. Художник, который рисует животных, называется художник-анималист. Давайте хором произнесем это слово «художник-анималист». Первый рисунок называется «Медвежонок с малиной». Что делает медвежонок? Расскажите, какой он. Маленький, у него лохматая коричневая шерстка, круглые ушки. И сидит он забавно: две лапы с толстыми пятками и большими когтями расставил, а третья между ними – на землю мишка опирается. Четвертой лапой медвежонок ветку малины ухватил, ягоды ест. Вкусно как! Наверное, даже урчит от удовольствия! А как художник нарисовал шерстку мишки? Да, видны штрихи, которые направлены в разные стороны; вот и получилась мохнатая шерстка. А это кто такой рыженький? (Лисенок).  Большой он или маленький? Да, совсем маленький. Хвостик тоненький, еще не пушистый, ножки тоже тоненькие. А почему он за елку спрятался?  Боится, страшно ему одному  - вот как лает, кричит, пасть раскрыл, шерсть взъерошил. А как это художник передал в рисунке? Лисенок хвостик напряг, шерсть растопырил. И нескладный он, и колючий, совсем как елка, что рядом растет. Испугался, что мама его одного оставила. Но все равно по острой, оскалившейся мордочке понятно – перед нами дикий лесной зверь. Вот еще рисунок. Кто изображен на рисунке? (Зайчата). Какими изобразил их художник-анималист Чарушин? (маленькие, серенькие, крошечные, пушистые, беззащитные). Зайчата крошечные и круглые, как … На что похожи? Как… (комочки, шарики, пушинки, клубочки). Глазки у зайчат, как …(пуговки, угольки, бусинки). Зайчата пушистые, как художник это показал? Почему зайчата прижались друг к другу? Спрятались в траве, побаиваются, притаились. Ушки и лапки прижали, а глазками поглядывают. Давайте рассмотрим следующий рисунок Чарушина. Нравится волчонок?  Какой он? (ушки у волчонка торчат, шерсть вся топорщится, взгляд внимательный). Что еще интересного вы видите на этом рисунке? (ответы детей). Следующий рисунок – называется «Волчата». Для своих рисунков Чарушин использует всего 3-4 краски, рисует крупно, передает штрихами пушистый мех зверей. Как вы думаете, с помощью какой техники мы можем передать пушистый мех животных? («тычком»).  Сравнить два рисунка «Волчата» и «Волчонок» (настроение, поза, движение). На следующем  рисунке мы видим олененка. Какой он? (слабенький, беззащитный, недавно родился, еще не может встать на ножки).  Чарушин рисует животных правдоподобно. Для того, чтобы так правильно изобразить животных, Чарушин делал много зарисовок с натуры, в зоопарке, или по памяти, вспоминая впечатления детства. Хотите узнать о детстве Евгения Ивановича Чарушина? Тогда присаживайтесь на стулья. (дети садятся на стулья напротив книжной выставки). Посмотрите на фотографию, здесь вы видите молодого Чарушина, а на этом портрете вы видите Евгения Ивановича в пожилом возрасте.

II часть

Давным-давно, когда еще не родились Ваши прапрабабушки и прапрадедушки, когда еще не изобрели телевизоры, космические корабли и компьютеры, в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Мальчик Женя очень любил животных, и во дворе у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, кролики, поросята, козлята, индюшата, голуби, гуси, утки – настоящий домашний зоопарк. Вместе с мамой он ухаживал за животными, лечил их, спасал от бед. А с папой Женя часто бывал в лесу, бродил по полям, наблюдал повадки зверей и птиц. Вот и  звук «р» он научился произносить, подражая карканью вороны.  Женя рос любознательным, веселым и озорным мальчиком. Знаете, как он научился плавать? Однажды, когда ему было 11 лет, он переплыл широкую реку со стадом коров,  держась за хвост коровы. Знакомые часто дарили Жене зверей и птиц. Он мог часами наблюдать за их повадками. Женя с детства очень хорошо рисовал. Он стал зарисовывать  животных, их движения, позы, настроения. Так появилось сильное увлечение – рисование. Когда Женя вырос, он стал художником. Потом Евгений Иванович начал писать рассказы о животных, сам их иллюстрировать, т.е. рисовать к рассказам картинки, рисунки.  Евгений Иванович  не только писатель, но и художник – иллюстратор детских книг. Как вы думаете, зачем в книжках рисунки, может быть, они не нужны в книжках? (без картинок скучно, неинтересно, непонятно). Посмотрите, сколько много книг написал Евгений Иванович Чарушин. (перечислить). Все книги иллюстрированы его рисунками. В основном, Чарушин изображает детёнышей животных.  Посмотрите, на обложке книжки вы видите знакомый вам рисунок «Волчата», рисунок стал иллюстрацией детской книги. Есть книги совсем старенькие. Когда я была маленькой, я читала вот эти книжки. Я книжки берегу,  подклеиваю. Книги Чарушина  читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Какие рассказы Чарушина вам читали? (ответы детей). Художник-анималист изображает животных с помощью цвета, линий, штрихов. Давайте попробуем изобразить животных с помощью движения.

III часть

Сейчас вы услышите музыкальное произведение, вы послушайте и представьте, какое животное можно изобразить под эту музыку.

Вопросы после прослушивания: какая по характеру  музыка?  Какое животное можно изобразить? (дети придумывают движения под музыку, изображая зайца, медведя,  лису).

IV часть (дети садятся на стулья)

Молодцы! Очень интересно получилось! Вам понравилось?

Евгений Иванович Чарушин – талантливый,  удивительный художник-анималист, писатель и художник – иллюстратор. Его давно нет с нами, но его рисунки, рассказы продолжают дарить радость детям и взрослым.

Давайте, друзья, станем сейчас художниками-анималистами. Нарисуем способом «тычка» детёныша животного. Именно этот способ помогает передать  шерсть животного особенно ярко. Потом вы придумаете рассказ к своему рисунку, мы сделаем книжку с вашими рассказами и рисунками, и ваши рисунки станут иллюстрациями книжки. (Дети садятся за столы, начинают рисовать, звучит спокойная музыка). Педагог помогает советом, напоминает об особенностях тычкового рисования: щетинная кисточка должна быть сухая, краски надо брать мало,  - и тогда получится «пушистая» точка; не забывать делать 3-4 пробных тычка на небольшом листе, после каждого промывания кисть необходимо тщательно вытирать досуха; начинать делать тычки сначала по линии контура, затем — внутри контура, не оставлять промежутки между тычками, держать кисточку вертикально. К листу. Необходимые детали рисунка (усы, глаза, нос и др.)  можно прорисовать тонкой кистью или фломастерами.

V часть

Замечательные рисунки у вас получились!  Вам понравилась наша встреча? Обязательно расскажите своим родителям о Чарушине,  вместе почитайте его книжки. А вам в группу, в книжный уголок, я хочу подарить новую книжку   - рассказы  о животных Е.И. Чарушина. Читайте  и рассматривайте рисунки. (дети с рисунками уходят из зала). Всего доброго!

Длительность: 45 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом

Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду  в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Варварушки – Всезнаюшки»

Интегрированное занятие для детей старшей группы. Занятие проводится в декабре месяце, когда детям знаком осенний материал и в разучивании  музыкальный материал по зимней тематике.Дети на занятии...

конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста.

НОД по нескольким областям: социализация, коммуникация, познание.подходит для проведения итогового занятия....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Геннадия Никандровича Волкова

Генна́дий Ника́ндрович Во́лков (31 октября 1927, Большие Яльчики, Яльчикский район, Чувашская АССР, СССР — 27 декабря 2010, Чебоксары, Российская Федераци...

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: формирование навыков коммуникации и социализации в совместной деятельности; создание доброжелательной атмосферы....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное жизни и творчеству Г.Н. Волкова

Патриотизм необходимо прививать через любовь к своей малой Родине  и известныхлюдей республики. Тема этнапедагогики чрезвычайно актуальна в современном обществе....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зима в творчестве уметской поэтессы Любови Майской»

Дети знакомятся с творчеством уметской поэтессы Л. А. Майской. Как в стихах Л.А. Майской отражается зима....