Взаимодействие взрослого с детьми в процессе организации игровой деятельности
статья на тему

Мамыкина Ирина Ивановна

Взаимодействие взрослого с детьми в процессе организации игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx43.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования МО

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

Итоговый практико–значимый проект

Тема: «Взаимодействие взрослого с детьми в процессе организации игровой деятельности» 

по курсу кафедрального учебного модуля

«Взаимодействие взрослого с детьми в процессе организации образовательной деятельности через образовательную область»

                                                                                   Выполнила: Слушатель КПК

                                                                                   Мамыкина  Ирина Ивановна

                                                                       Воспитатель МБДОУ

                                                                                    детский сад №3«Незабудка»

г.Протвино

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                       к.п.н. Крылова О.Ю.

                                                      г. Серпухов, 2014 г.

Содержание

Введение.

1.Основная часть

  1.1 Теоретическое обоснование организации взаимодействия взрослого с детьми в игре

  1.2 Психологические особенности взаимодействия взрослого с детьми в игре.

2.Практическая часть

  2.1 Моделирование процесса взаимодействия взрослого с детьми в игре

  2.2.Виды игр.  Игровая мотивация в НОД ( конспект)

Заключение

Список литературы

Презентация

Введение

Актуальность:

  Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, быть самостоятельным, уметь общаться со сверстниками, использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, сохранять правила и развивать сюжет игры.

Вхождение ребенка в современный мир невозможно без установления системы социальных отношений, которые обретаются через взаимодействия взрослого с ребенком.

Цель:

Дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании воспитателя. Приобщение к общепринятым правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

  • Познакомить  детей с игровой деятельностью.
  • Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников со сверстниками.
  • Развить у детей мышление, самостоятельность, внимательность и другие навыки в процессе игровой деятельности.
  • Создание условий для взаимодействия взрослых и детей в процессе игры.
  • Проанализировать процесс развития детей после участия в игровой деятельности.
  • Развитие творческих способностей ребенка и индивидуальности личности.

Практическая значимость.

Участниками проекта являются взрослые и дети дошкольного возраста.

Данный проект направлен на взаимодействие взрослого и детей в процессе игровой деятельности.

Целью является организация общения ребенка с взрослыми и со сверстниками.

Развитие у ребенка большого спектра качеств, которые ему пригодятся в социальной жизнедеятельности.

Результат от правильного использования игр в развитии ребенка, не заставит себя ждать.

Содержание работы может использоваться педагогами ДОУ, а также студентами СПО при написании курсовых работ.

1.Основная часть

 1.1.   Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.

   Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIX в. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

  Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации» [2]

  Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. [3]Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социального опыта . Игра -  ведущая  деятельность в дошкольном возрасте.

1.2.Виды игр,

   Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

В конце раннего периода детства из предметно - манипулятивной деятельности возникает игра с сюжетом. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, он и раньше действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, «как через стекло». В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

  Детям дошкольного возраста присуще желание подражать всем сложным формам деятельности взрослого, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми. Однако реально ребенок еще не способен осуществить свое желание. Как указывает Л.И. Божович, именно этим объясняется расцвет в период дошкольного возраста творческой ролевой игры, в которой ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане осуществляет его поведение и деятельность. [5]

Творческая ролевая игра становится, по определению Л.С. Выготского «ведущей деятельностью дошкольника» , в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться этическими инстанциями.[6] Ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства. Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах ребенка в машину). Для режиссерских игр характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий.

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами — это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества — между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку "выйти" из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребенок играет в "колдунчики". Он убегает от "колдуна" и, кроме этого, может "рассалить", "оживить" уже заколдованного. Сделать это малышу бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения — особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным.

          Таким образом, игра с правилами, наряду с рассмотренными нами режиссерской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, — необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте.

 

          Развитая ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу».

 Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. «Вместо того, чтобы выражать мысли и чувства в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика». Большинство детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно, справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы, которые сам не всегда может понять – так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

2.Практическая часть

Модель организации образовательного процесса, где игра – ведущий вид деятельности

Совместная деятельность                       Самостоятельная деятельность

взрослого и детей                                                       детей

  1. НОД - основные формы :                         Разнообразная, гибко
  • игра,                                                              меняющаяся предметно –
  • наблюдение,                                            развивающая и игровая среда
  • разговор
  • решение проблемных

      ситуаций

-    проектная деятельность

2. Решение образовательных  

    задач в ходе режимных

     моментов:   разнообразные

виды игр   :Обучающие;

  • Традиционные или народные;
  • Досуговые;
  •  Самостоятельные сюжетные игры

Творческие:

Сюжетно-ролевые

Театрализованные

Режиссерские

Строительно-конструктивные

Игра-фантазирование

Игра-экспериментирование

  • Игры с готовым содержанием и правилами:

Игры на умственную компетентность

Игры на физическую компетентность

По характеру игровой задачи делятся на 2 большие группы: подвижные и дидактические. Но это деление условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение, а некоторые дидактические игры связаны с движениями. К играм с правилами относятся

Методы и приемы работы

Показ игровых действий

  • Беседа
  • Создание ситуаций, организация пространственных , предметных и эмоциональных условий
  • Наличие игр, игрушек, , тематически связанных с содержанием занятий по ознакомлению с окружающими изготовление недостающих предметов- орудий
  • Активизирующая поддержка воспитателя, ролевое начало

игры

  • Наблюдение за выполнением взрослыми бытовых действий
  • Иллюстрация сюжета игры
  • Поощрение детей и побуждение к обмену впечатлениями

Организация игр- этюдов, театрализованные постановки

Результатом работы взаимодействия взрослого с детьми в игре

являются показатели следующих качеств:

  • «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»
  • «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия»
  • «Любознательный, активный»
  • «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»
  • «Овладевший необходимыми умениями и навыками в игровой деятельности»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИКИ   СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ  ИГР

В  ГРУППАХ  МЛАДШЕГО   И  СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Готовим обед

Кукла заболела

Обед в детсаду

Мы - шофёры

декабрь

Банный день

На приёме у врача

Играем  в детсаду

Автопарк

март

Большая стирка

Лечим  зверят

В яслях

Катаем кукол

июнь

Мамы нет дома

В больнице

Праздник

Ремонт машин

«СТРОЙКА»

«МАГАЗИН»

«ЗВЕРЯТА»

«КУКЛЫ»

октябрь

Строим дом

«Продукты»

Мы - котята,

щенята

Угощение

кукол

январь

Строим гараж

«Овощи -

 фрукты»

Мы - лисята,

зайчата

Ухаживаем

за малышами

апрель

Строим мост,

плотину

«Хлеб»

«Молоко»

Мы - ежата

День рождения

куклы

июль

Строим дорогу

«Игрушки»

«Книжки»

Мы - медвежата

Новоселье у

кукол

«ТРАНСПОРТ»

«ПАРИКМА-

ХЕРСКАЯ»

«ПУТЕШЕСТ-

ВИЕ»

«ТЕАТР»

ноябрь

Автобус

Причешем

кукол

Едем в гости

Театр зверят

февраль

Трамвай

Причешем

зверят

Едем в театр

Театр сказки

май

Поезд

Собираемся на

праздник

Путешествие

по реке

Театр кукол

август

Самолет

Парикмахерская

для детей

Путешествие в

лес

Спектакль

для мам

ПЕРСПЕКТИВНОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕМАТИКИ   СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ  ИГР

В  ГРУППАХ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«СЕМЬЯ»

«БОЛЬНИЦА»

«ДЕТСАД»

«ШОФЁРЫ»

сентябрь

Готовим обед

Кукла заболела

Обед в детсаду

Мы - шофёры

декабрь

Банный день

На приёме у врача

Играем  в детсаду

Автопарк

март

Большая стирка

Лечим  зверят

В яслях

Катаем кукол

июнь

Мамы нет дома

В больнице

Праздник

Ремонт машин

«СТРОЙКА»

«МАГАЗИН»

«ЗВЕРЯТА»

«КУКЛЫ»

октябрь

Строим дом

«Продукты»

Мы - котята,

щенята

Угощение

кукол

январь

Строим гараж

«Овощи -

фрукты»

Мы - лисята,

зайчата

Ухаживаем

за малышами

апрель

Строим мост,

плотину

«Хлеб»

«Молоко»

Мы - ежата

День рождения

куклы

июль

Строим дорогу

«Игрушки»

«Книжки»

Мы - медвежата

Новоселье у

кукол

«ТРАНСПОРТ»

«ПАРИКМА-

ХЕРСКАЯ»

«ПУТЕШЕСТ-

ВИЕ»

«ТЕАТР»

ноябрь

Автобус

Причешем

кукол

Едем в гости

Театр зверят

февраль

Трамвай

Причешем

зверят

Едем в театр

Театр сказки

май

Поезд

Собираемся на

праздник

Путешествие

по реке

Театр кукол

август

Самолет

Парикмахерская

для детей

Путешествие в

лес

Спектакль

для мам

Заключение

Проведенные исследования в рамках настоящей работы позволили сформулировать ряд основных выводов.

Дошкольное детство – период, в котором идет активное развитие высших психических функций и всей личности в целом. Стремительно развивается речь, появляется творческое воображение, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это время первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Д.Б. Элькониным были выделены отдельные компоненты игр, характерные для дошкольного возраста. К компонентам игры относятся: игровые условия, сюжет и содержание игры.

В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии:

1.Дети 3-5 лет. Воспроизведение логики реальных действий людей. Содержанием игры являются предметные действия.

2.Дети 5-7 лет. Моделирование реальных отношений между людьми. Содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Вывод

Игра является ведущим видом деятельности в жизни дошкольника. В процессе   игры  формируются социальные представления, элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Список литературы

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве .-Форум,2009.- 144с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- Питер,2009.-237с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999.-326с.

4. Кулагина И. Ю., Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: Сфера: Юрайт, 2001.-365с.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Академия: Смысл, 2005.-174с.

6. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 62-70

7. Усова А.П. Об организации обучения дошкольников. - М., 2003. С. 56-58.

8. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999.- 360с.

Размещено на Allbest.ru

.