Моя проделанная работа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Манвелян Ануш Рафиковна

Данный материал состоит из следующей работы : занятие "Путишествие в страну классической музыи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Актуальность моего занятия заключается в том, что я подошла к его проведению не только как музыкант, но и как психолог, ориентируясь на то, чтобы через классическую музыку способствовать  психическому развитию ребенка, научить его  правильно выражать свои эмоции и чувства, и переносить их в продукт своей деятельности (рисование, пение, танцы и т.д.), выработать коммуникативные навыки, сформировать умение правильно мыслить  и выражать свое мнение, чтобы дети получили не только знание о музыке, но и смогли познать ее духовную сторону и получать от этого удовольствие.

Исходя из этого, я перед собой поставила следующие цели и задачи:

Цель – развивать основу музыкально-эстетического сознания в процессе восприятия классической музыки.

Задачи (образовательные, развивающие и воспитательные):

Образовательные – закрепить знания о классической музыке;

Развивающие – развить целостное восприятие музыки, творческое воображение детей средствами музыки, изобразительного искусства – закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях;

Воспитательные – формировать ценностное отношение к культурному наследию, развивать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.

Методы:

Наглядные:

  • наглядно-слуховые,
  • наглядно-зрительные,
  • методы демонстрации

Словесные:

  • рассказ;
  • беседа;

Практические:

  • Импровизирование;
  • Музыцирование;
  • Исполнение танцевальной композиции;

Тип занятия: комбинированное;

Форма организации: групповая;

Средства: портреты композиторов, аудиозаписи классической музыки, видеозапись балета «Щелкунчик», бумажные цветочки ,фломастеры, клей;

Предварительная работа: знакомство детей с произведениями  А.И. Хачатуряна, П.И. Чайковского, Ф. Шопена, М.И. Глинки, Вивальди, создание импровизационного танца под музыку А.И. Хачатуряна «Танец с саблями»

Ход занятия:

Дети заходят в зал и садятся на стулья. Музыкальный руководитель (муз.рук.) здоровается с детьми песней-попевкой «Здравствуйте», а дети отвечают.

Муз.рук. спрашивает детей  какое время года. Ответы детей (импровизируют под музыку названного времени года – зима-зимушка) Поют знакомую им песню про зиму – «Снежная песня».

Муз.рук. – ребята, а теперь давайте мы с вами поговорим о классической музыке. Мы уже знаем с вами многие произведения великих отечественных и зарубежных композиторов. Прежде чем мы прослушаем эти произведения вновь, давайте с вами немножко побеседуем.

Скажите мне пожалуйста, кто такие композитор (следуют ответы детей) и поэт (следуют ответы детей).

А сейчас давайте вновь прослушаем знакомые нам знаменитые классические шедевры.

Прослушивание произведения А.И. Хачатуряна «Танец с саблями», высказывания детей по данной композиции,повторение импровизированного танца «Танец огня», они рассказывают о характере этой музыки.

Прослушивание произведения А.И. Хачатуряна «Маскарад», под эту композицию вместе с детьми ходим хороводным шагом по кругу, взявшись за руки, кружимся и т.д.

Муз.рук. – ребята , вы молодцы, хорошо запомнили эти прекрасные мировые шедевры. Сегодня, мы с вами познакомимся с произведениями ещё одного великого отечественного композитора – Петра Ильича Чайковского. У этого талантливого композитора классической музыки, тоже очень много известных великолепных произведений, но мы познакомимся и прослушаем некоторые из них: две пьесы из детского альбома – «Новая кукла», «Болезнь куклы», посмотрим несколько отрывков его балета «Щелкунчик» - «ТанецСнежинок», «Марш», «Вальс Цветов» Но с начала я вам немного расскажу о его биографии.

П.И. Чайковский родился 7 мая 1840-го года в Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия – в семье горного инженера.

В его семье родители очень любили музыку, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в его доме часто проводились музыкальные вечера.

Способности к музыке у П.И. Чайковского появились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои «музыкальные» впечатления.

А теперь давайте встанем в круг и выполним релаксационное музыкальное упражнение, которое называется «Игра с куклой» под произведения П.И. Чайковского из детского альбома – пьесы «Новая кукла» и «Болезнь куклы» (в приложении).

Муз.рук. спрашивает впечатления детей о игре.

Ребята, П.И. Чайковский не только сочинял симфонии, пьесы, детский альбом, но и создал величайшие образцы балетов и один из них – это балет «Щелкунчик», который состоит из 54-х отрывков, и снят не только в сценической постановке, но и в виде мультфильма. И мы с вами посмотрим три отрывка из мультфильма «Щелкунчик» («Танец снежинок», «Марш», «Вальс цветов»)

Просмотр фрагментов из мультфильма «Щелкунчик»

Муз.рук. – обратите внимание, какая светлая музыка, как трепетно звучит, летящая в верх «Вальс цветов», а как здорово звучит «Марш», строго, взволновано! Я вам предлагаю выбрать шумовые инструменты и исполнить «Марш» (из балета) оркестром.

Игра «Оркестровка».

Муз.рук. – а мне нравится «Вальс цветов». Наверное, потому, что я люблю танец вальс, а ещё люблю цветы. Мне кажется, ничего не может быть прекрасней , чем кружение цветов в вальсе. Я сейчас раздам вам цветы, а вы раскрасите их цветом вашего настроения, эмоций или любимым цветом.

Детям раздаются бумажные цветы и фломастеры и они их раскрашивают.

Петр Ильич сочинил прекрасный вальс цветов, а мы сможем вальс нарисовать. Пусть каждый поместит на общем панно свой цветок.

Дети клеят свои цветочки на панно в хаотичном порядке.

Муз.рук. – ой, посмотрите, какой у нас получился «Вальс цветов»! Я благодарю вас за чудесное путешествие, где нашим главным помощником была прекрасная музыка. Теперь садитесь на свои стульчики.

Муз.рук. задает детям вопрос. А затем играют в игру «Вибрация».

Муз.рук.– какое у вас настроение? Светлое? Тогда давайте завершим наше занятие игрой «Вибрация». Я буду говорить слова, а вы повторяйте за мной слова и движения.

Какой сегодня чудный день

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

Ну а теперь пора прощаться!

Муз.рук. прощается с детьми песней-попевкой «До свидания».