Развитие слухового внимания.
учебно-методическое пособие по теме

Александрова Виктория Николаевна

Развитие слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slukhovoe_vnimanie.odt22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового внимания.

Игра "Тихо-громко!"

Цель: развитие координации чувства ритма

Оборудование: бубен (вместо бубна могут быть просто хлопки в ладоши)

Описание игры

Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

2. Развитие фонематического слуха

Игра "Красный- белый"

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух

Оборудование: по два кружка на каждого ребенка (красный и белый)

Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

3. Развитие физиологического дыхания.

Игра "Капитаны"

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.

Описание игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям прокатиться на кораблях из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался дуть на него нужно плавно, не торопясь, сложив губы, как для звука Ф. кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. "П-п-п:" -  губы складываются, как для звука п. или дуть, вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек.

Вызванный ребенок дует, сидя на придвинутом к столу стульчике. При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту (городу).

4. Развитие голоса

Игра "Вьюга"

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Описание игры: Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя  "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у:; по сигналу сильная вьюга громко говорят: у-у-у:; по сигналу "Вьюга кончилась" замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.

5. Развитие речевого дыхания.

Игра "Придумай фразу"

Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование: сюжетные картинки из лото "Что мы делаем"

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает одну короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детям дополнить одну фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет предложение, Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через 3-4 слова. Когда дети овладевают правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

«Окошко»

широко открыть рот - "жарко"

закрыть рот - "холодно"

 

«Чистим зубки»

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

«Накажем непослушный язычок»

улыбнуться

пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"

покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

 

«Чашечка»

улыбнуться

широко открыть рот

высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)

 

«Заборчик»

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

«Маляр»

губы в улыбке

приоткрыть рот

кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

 

«Грибок»

улыбнуться

поцокатъ языком, будто едешь на лошадке

присосать широкий язык к нёбу

 

«Кошка сердится»

губы в улыбке, рот открыт

кончик языка упирается в нижние зубы

выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

«Поймаем мышку»

губы в улыбке

приоткрыть рот

произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

 

«Лошадка»

вытянуть губы

приоткрыть рот

поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

 

«Индюки болтают»

языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."

 

«Качели»

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы

 

«Часики»

улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 

«Блинчик»

улыбнуться

приоткрыть рот

положить широкий язык на нижнюю губу

 

«Вкусное варенье»

улыбнуться

открыть рот

широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

 

«Гармошка»

улыбнуться

сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)

не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

 

«Барабанщик»

улыбнуться

открыть рот

кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."

 

«Парашютик»

на кончик носа положить ватку

широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

 

«Загнать мяч в ворота»

"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)