Базовые факторы работы специалистов дошкольного звена
статья по теме

Новикова Елена Викторовна

 

В статье рассматривается вопрос о формировании инновационных форм и методов воспитания в дошкольном учреждении

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

БАЗОВЫЕ ФАКТОРЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ЗВЕНА

НОВИКОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

Воспитатель ГБОУ № 1376 дошкольное подразделение 1

г. Москва, Россия

В статье рассматривается вопрос о формировании инновационных форм и методов воспитания в дошкольном учреждении

        Постановка проблемы: развитие науки и техники способствовало появлению новых форм учебной коммуникации, новейших методов решения образовательных задач. Учитывая это, роль воспитателя приобрела новое качество. Он развивает познавательные качества дошкольника, его жизненную компетентность в различных социальных институтах. Одновременно происходит эволюция содержания, форм и методов обучения воспитания, которая побуждает к разработке и внедрению новейших образовательных технологий. Опыт показывает, что все новое со временем становится традицией и традиции утверждает социум, а новаторами выступают яркие личности реформаторского типа. На современном этапе все более очевидным становится то, что традиционное образование, ориентированное на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их наращивания. Специфическими особенностями инновационного воспитания является его открытость будущему, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в обновляемых ситуациях, основой которых являются инновационные педагогические технологии. Инновационные педагогические формы и методы воспитания в педагогике связаны с общими процессами в обществе, глобальными проблемами, интеграцией знаний и форм социального бытия.

                Инновационные формы и методы воспитания в дошкольном образовательном учреждении рассматривают не только как настроенность на восприятие, продуцирование и применение нового, а прежде всего как открытость. Они обеспечивают условия развития личности, осуществление его права на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, на свободу саморазвития.

        Данные формы и методы воспитания имеют гуманистическую направленность в системе образования, они относятся к системе общего научного и педагогического знания, являются одними из доминирующих тенденций развития человечества.

        Инновационные формы и методы воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются специфическими и достаточно сложными, требуют особых знаний, навыков, способностей.

        Сложность, многогранность педагогической деятельности является фактором, который открывает простор для многих педагогических технологий, динамика выработки которых постоянно растет. Широкий спектр педагогических технологий предопределяет необходимость их классификации. Более усовершенствованной среди них считают классификацию, по которой формы и методы воспитания в дошкольном образовательном учреждении сгруппированы по различным системными и инструментально значимыми признаками. Соответственно в совокупности педагогических технологий выделены:

1. По уровню применения:

         Общепедагогические (касающиеся общих принципов образовательных процессов);

         Предметные (предназначены для совершенствования преподавания отдельных предметов);

        - Локальные и модульные (предусматривают частичные изменения педагогических явлений).

2. По ведущим фактором психического развития:

        - Биогенные (ведущая роль принадлежит биологическим факторам);

        - Социогенные (преобладают социальные факторы);

        - Психогенные (ведущая роль принадлежит психическим факторам).

3. По философской основе:

        - Материалистические и идеалистические;

        - Диалектические и метафизические;

        - Научные и религиозные;

        - Гуманистические и антигуманные;

        - Антропософские (греч. anthropos - человек и sophia - мудрость) и теософские (основанные на учениях про всеобщий абсолют, божественную сущность всех вещей);

        - Свободного воспитания и принуждения и т.п.

4. По научной концепции усвоения опыта:

        - Ассоциативно-рефлекторные (в основу положена теория формирования понятий);

        - Бихевиористические (англ. behavio (u) rism, от behavio (u) r - поведение) (за основу взято теорию научения);

        - Развивающие (основываются на теории развития способностей);

        - Суггестивные (основанные на внушении) - нейролингвистические (основанные на нейролингвистическом программировании) - гештальттехнологии (нем. Gestalt - целостная форма, образ, структура и технология) и др. (основанные на психотерапевтическом воздействии).

5. По отношению к ребенку:

        - Авторитарные (основанные на четкой чрезмерной регламентации);

        - Дидактоцентрические (центрированные на обучение);

        - Личностно-ориентированные (гуманно-личностные, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания).

6. По ориентации на личностные структуры:

        - Информационные (формирование знаний, умений, навыков);

        - Операционные (формирование способов умственных действий);

        - Эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

        - Технологии саморазвития (формирование самоуправляемых механизмов личности);

        - Эвристические (развитие творческих способностей);

        - Прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.

7. По типу организации и управления познавательной деятельностью:

        - Структурно-логические технологии обучения (поэтапная формулировка дидактических задач, выбора способа их решения, диагностики и оценки полученных результатов);

        - Интеграционные технологии (дидактические системы, которые обеспечивают интеграцию разнопредметних знаний и умений, различных видов деятельности на уровне интегрированных курсов, учебных тем, учебных проблем и других форм организации обучения);

        - Игровые технологии (игровая форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета). В образовательном процессе используют театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры, имитационные упражнения, игровое проектирование и др.;

        - Компьютерные технологии ( реализуются в дидактических системах компьютерного обучения на основе взаимодействия «воспитатель - компьютер - дошкольник» с помощью информационных, тренинговых, развивающих, контролирующих и других учебных программ);

        - Диалоговые технологии (связанные с созданием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на субъект - субъектном уровне: «воспитатель - воспитанник», «воспитатель - автор» , «воспитанник - автор» и др.)

        Педагоги-практики разрабатывают авторские технологии, которые сочетают в различных вариантах элементы апробированных технологий. Как правило, все они ориентированы на реализацию содержания и достижения цели разноуровневого и разнопрофильного обучения. Исходным материалом для разработки технологии являются теории, концепции. Многие педагогические технологии имеют в своей основе такие концепции усвоения социального опыта:

        1) ассоциативно-рефлекторное воспитания, в рамках которого разработана теория формирования понятий;

        2) теория поэтапного формирования умственных действий, согласно которой умственное развитие (как и усвоение знаний, умений, навыков) происходит поэтапно, устремляясь от «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план;

        3) концепция суггестопедического обучения, которая обосновывает комплексное использование в учебных целях вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения), что способствует сверхзапоминанию, раскрытию резервов памяти, интеллектуальной активности;

        4) теория нейролингвистического программирования (НЛП), что рассматривает процесс обучения как движение информации через нервную систему человека;

        5) теории содержательного обобщения, в основу которой положено гипотезу о ведущей роли теоретического знания в формировании интеллекта ребенка.

        На основе одной теории обучения могут выстраиваться различные технологии. Так, ассоциативно - рефлекторная психологическая теория породила вариантные технологии обучения, которые по-разному сочетают слово и наглядность. Теория проблемного обучения положена в основу технологий, развивающих творческие способности, познавательную активность, интерес, самостоятельность личности. Одновременно построение на одной теории, концепции нескольких технологий обучения не является свидетельством их идентичности. Они всегда будут отличаться по количественным и качественным параметрам. В связи с этим важно иметь целостную систему средств описания педагогических технологий, учитывая, что каждая из них содержит концептуальный, содержательный и процессуальный аспекты.

        Сегодня наука предлагает большой выбор воспитательных технологий. Рассмотрим некоторые из них.

        Педагогика М. Монтессори ("Дом свободного ребенка"). Автор - Монтессори М.

        Суть технологии. Создание предметно-пространственной среды, в которой ребенок сможет полно реализовать свои природные способности и задатки. Деятельность ребенка должна быть свободной и самостоятельной. Педагог использует в работе самообучающиеся средства - материалы, с которыми воспитанник работает, подражая педагогу, действуя по образцу, а затем самостоятельно приступает к их выполнению. Индивидуализация развития дошкольников реализуется через взаимодействие с материалами, с учетом права выбора детей, естественных потребностей и возрастных особенностей.

        Вальдорфская педагогика ("Вальдорфский детский сад").  Автор - Штайнер Р.

        Суть технологии. Стержнем педагогики являются принципы индивидуального подхода, свободы в воспитании, вопросы режима дня и ритма года. Вальдорфская школа функционирует на принципах самоуправления, характеризующаяся отсутствием вертикальной структуры власти, подчинения. Основной задачей ДОУ является уход за органами чувств ребенка. Этому способствует оборудования и организация работы дошкольного учебного заведения, который функционирует как большая семья. Игры и занятия постоянно чередуются, создавая благоприятные для ребенка ритмы самостоятельных и организованных занятий. Ребенок учится открывать существование собственного внутреннего мира, центром которого является семья - родители и ребенок.

        Система образования " Окружающая среда". Автор - Ильченко В. 

        Суть технологии. Система образования "Окружающая среда" формирует целостное сознание человека, который способен брать ответственность за свое будущее и будущее родной земли, народа. Воспитывает ценностное отношение ребенка к себе, к миру, основанное на чувстве любви к окружающей действительности, "совести" - попытке услышать звуки каждого живого существа, понять его, чтобы жить в согласии с собой, природой. Программа "Окружающая среда", как дидактическая система преподавания предметов естественнонаучного цикла альтернативная традиционному подходу.

        Диагностическая методика Т.А. Пироженко "Речевой рост дошкольника". Автор - Пироженко Т.А.

        Суть технологии. Предлагаемые параметры речевого становления дошкольника представлены с позиций коммуникативного подхода к развитию средств вещания. Принципиальной позицией этого подхода является утверждение о том, что межличностное взаимодействие - основа взаимопонимания. Невозможно понять другого человека вне личностных контактов с ним. Цель и результат речевого взаимодействия - понимание - происходит только при условии, когда реализуются межличностные отношения между людьми. Коммуникативный подход к диагностике развития речи рассматривает ребенка как активного и инициативного участника социального взаимодействия, в котором дошкольник имеет не только усвоить общественный опыт (язык), но и каждый раз самостоятельно применять усвоенное, делать свой собственный выбор адекватных ситуации средств общения, наконец, создавать свои собственные средства для реализации цели взаимодействия. Так в комплексном подходе так важна именно диагностика (и своевременное формирование!) потребностей, мотивов общения, интересов, желаний, ценностных ориентаций, связанных с человеком. Координаты "человек" и "его отношение к другим" являются важнейшими для речевого становления дошкольника. Полученный во время диагностики материал позволяет охарактеризовать формы взаимоотношений между ребенком и взрослым, помогает определять коммуникативную направленность и готовность ребенка к коммуникации.

        Наследие Софии Русовой ("Украинский детский сад"). Автор - Русова С.

        Суть технологии. Ученым обоснованы условия гармоничного воспитания в ДОУ: воспитание должно быть индивидуальным, приспособленным к природе ребенка, национальным, отвечать социально-культурным требованиям времени, свободным, независимым от тех или иных правительственных требований, выстраиваться на почве общественной организации. Принципами построения ДОУ должны быть: гуманизм, демократизм, научность, национальный дух. Их реализация будет обеспечивать этнизацию личности, вхождение ребенка в духовный мир и традиционную жизнь народа, сохранения национальной и общечеловеческой культуры.

        Технология развития личности Г.Альтшуллера. Теория решения обязательства изобретательских задач. Автор - Альтшуллер Г.

        Суть технологии. Основная задача - учить ребенка решать проблемы разного уровня сложности с использованием изобретательских задач. Основная идея технологии заключается в том, чтобы переводить задачи из низшего уровня сложности на более высокий. Для ее успешной реализации нужно научить ребенка выявлять проблемы, выяснять, почему легкие задачи решаются просто, а тяжелые - сложно. В работе с детьми дошкольного возраста используют коллективные игры, игры-занятия, во время которых дети учатся наблюдать окружающую действительность, проявлять противоречивые свойства предметов, явлений, искать ответы на поставленные вопросы. Педагог ориентируется на свободный и самостоятельный выбор ребенка - предмета, материала, вида деятельности.

        Методика использования схем-моделей для обучения описательным рассказам. Автор - Ткаченко Т.

        Суть технологии. По этой методике для работы используется лист картона 45х30 см, разделенный на шесть квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов или времен года, о которых нужно рассказать). Детей учат находить главные, существенные признаки предмета, отличать их от второстепенных. Обучая старших дошкольников составлению описательных рассказов, используют схемы-модели. Дети выстраивают рассказ с соблюдением последовательности и параметров, заложенных в схемах : цвет, форма, величина, материал, части, действия. Использование схем при составлении описательных рассказов помогает детям усвоить сравнение предметов не в общей форме – в чем одинаковые, или чем разные предметы, а дифференцировать, сравнивая предметы по форме, величине, цвету и т.д.

        Новая модель дошкольного учреждения. Авторы - Заранська Н.И., Савка М.

        Суть технологии. Создание новой модели ДОУ, направленной на всестороннее развитие ребенка, формирование основ его духовности средствами художественно-эстетического воспитания. Дифференциация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными способностями, наклонностями, интересами и потребностями каждого воспитанника, выявление талантов, создание условий для их развития, самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого индивида.

        Методика развития творческих способностей на занятиях по рисованию. Автор - Шульга Л.

        Суть технологии. Дети изображают окружающее только после эмоциональных встреч с ним в процессе наблюдения, рассмотрения картин, слушанья музыки, чтения, рассказывания. Главная задача организации изобразительной деятельности – воспитание эстетических чувств, а вспомогательное – обучение техническим приемам. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего, тем полнее будут представления, глубже – познание.

        Обращение к анализу внедрения инноваций педагогической деятельности задает задачу, которая имеет глубокий социально-педагогический смысл, от ее решения зависит успех преобразований в системе дошкольного образования, также перспективы развития учреждения. Выявление условий инновационной деятельности составило цель данного исследования. В стране происходит процесс становления науки о педагогических нововведениях. В связи с этим актуальной стала потребность в новых знаниях, в переосмыслении таких понятий, как "новое", "новшество", "инновационный процесс" и др.

        Подключение к учебному процессу, кроме познавательной, еще и эмоционально-личностной сферы человеческой жизни стало одной из основных тенденций развития инновационных технологий, форм и методов в дошкольном образовании.

        Каждый педагог должен идти в ногу со временем, пребывать в постоянном поиске новых методов обучения. Внедрение инновационных проектов в дошкольном образовании дает возможность воспитывать и обучать воспитанников в духе современности. Это поможет лучше подготовить детей к последующим трудностям, связанных с их образовательным уровнем.

Список использованной литературы

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Волобуева В.Я., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского сада. - М.: АПО, 2012

4. Машкина Л. Готовим к инновационной деятельности// Дошкольное воспитание. – 2013, № 5, С. – 14-15.

5.http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/innovatsii-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii // Козина О.Н. Системный подход к развитию образовательных инновационных процессов в связи с введением ФГТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности куклотерапии в работе педагога-психолога в контексте взаимодействия с другими специалистами дошкольного учреждения

Вашему вниманию предлагается презентация, в которой представлены возможности куклотерапии, проводимой педагогом-психологом в детском дошкольном учреждении. Предлагаются приемы, которые могут в своей д...

сообщение о взаимосвязи работы логопеда и других специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения, особенности работы.

В сообщении раскрываются особенности логопедической работы  с детьми с косоглазием и амблиопией. На примере одной лексической темы ("Транспорт") прослеживается взаимосвязь учителя-логопеда, воспи...

План совместной работы педагогов дошкольного звена при включении в инклюзивную группу ребёнка с РАС.

Современное образование ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи по включению в образовательный процесс детей с различными нарушениями развития. Около пяти лет назад было...

Доклад на тему: " Современные подходы и формы работы между дошкольным и начальным звеном образования согласно требованиям ФГОС"

Тема выступления на семинаре: «Современные подходыи формы работы между дошкольным и начальнымзвеном образованиясогласно требованиям ФГОС»...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.12 Коррекционная педагогика по программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование

Комплект  оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Коррекционная педагогика разработан  в соответствии с требованиями  федерального государс...

Методика работы с одаренными детьми по программе подготовки специалистов среднего звена 44.02.01 Дошкольное образование

Комплект  оценочных средств  для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине Методика работы с одаренными детьми разработан  в соответствии с требованиями  федерально...