Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Новикова Юлия Николаевна

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством разработки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс группы комплекса адаптационных игр.

С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, постоянный контакт с большим количеством сверстников, новые требования к поведению, а значит и другой стиль общения, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации адаптационных мероприятий может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая агрессия и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolomoytseva_yu.n._mbou_sosh_no_6.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:


Аннотация.

Период адаптации – тяжелое время для малышей. Задачи воспитателя – помочь ребенку легко пережить адаптационное время, найти правильный подход к каждому воспитаннику.

Проблема адаптации всегда актуальна, потому что каждый год новые малыши приходят в детский сад, и каждый ребенок проходит свой путь адаптации.

Целью данной методической разработки является создание комплекса адаптационных игр, чтобы помочь педагогам, создать благоприятную эмоциональную обстановку в  группе в адаптационный период.

Данный комплекс предлагается использовать в младшей возрастной группе. Отдельные блоки комплекса могут быть использованы во всех возрастных группах для адаптационных мероприятий у дошкольников.


Пояснительная записка.

… Твердо убежден, что есть качества,

без которых человек не может стать

настоящим воспитателем, и среди этих

качеств на первом  месте –

умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Сухомлинский В.А.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.  Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Необходимо понять, выяснить причины, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность) результатам, или негативным (стресс).

С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, постоянный контакт с большим количеством сверстников, новые требования к поведению, а значит и другой стиль общения, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации адаптационных мероприятий может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая агрессия и т.д.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
  • от состояния здоровья;
  • от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном  учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявления тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в детском саду, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Воспитанники нашей группы только начали ходить в детский сад. Для них, и для их родителей это достаточно тяжелый и болезненный период, и наша задача состоит в том, чтобы помочь и детям, и родителям прожить период адаптации как можно легче.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю.  В своей работе мы ставим для себя следующие задачи воспитания:

  1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
  • Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
  • Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
  • Обеспечивать понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
  • Воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
  1. Закладывать основы будущей личности:
  • воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
  • закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
  • закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
  • поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
  • пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).

С целью создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а также формирования у малышей чувства уверенности в окружающем был разработан  комплекс адаптационных игр, направленный, в первую очередь, на формирование положительных впечатлений о детском саде,  создание атмосферы  тепла, доброты, понимания между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса группы.

Комплекс адаптационных игр состоит из трёх блоков.

I блок «Знакомство с окружающим» («Путешествие по группе», «Что там в шкафчике моём?», «Найди игрушку» (знакомство с помещениями детского сада и группы);  «День открытых дверей» (знакомство с персоналом детского сада и группы).

Такие игры дают возможность ребёнку не только обследовать незнакомые помещения, побывав в музыкальном и физкультурном залах, кабинетах учителя-логопеда и педагога-психолога, рассмотрев холлы детского сада, украшенные выставками и фотографиями, но и почувствовать, что они уютные, удобные, ярко и эстетично оформленные, а люди, которые встречают малышей в различных помещениях детского сада доброжелательны, любят их, ждут и всегда рады придти на помощь.

II блок «Взаимодействие друг с другом»  («Большие и маленькие», «Давайте познакомимся», «Угадай, чей голосок» и т.д.).

Подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила, сделают малышей друзьями. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове.

         Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его положительными эмоциями и  хорошим настроением.

III блок «Что умеем сами, мы покажем маме» («Вот я какой!», «Это я!», «Что умеют наши ножки», «Что умеют наши ручки» и т.д.).

Данный блок игр направлен на развитие самопонимания, самоосознания ребёнком  своей индивидуальности, снятие эмоционального напряжения. Проведение таких игр в условиях семьи вселяет в ребёнка уверенность в своих силах, в том, что даже без мамы малыш  много чего уже умеет делать сам, а ещё большему сможет  научиться, придя в детский сад.

Используя в своей воспитательно-образовательной деятельности комплекс адаптационных игр с малышами нужно помнить несколько важных правил:

  • Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
  • Взрослый - непосредственный участник игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них
  • Многократное повторение игр является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
  • Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «неверно, не так» или «молодец, правильно» в данном случае не используются. Нужно дать ребенку возможность проявить, выразить себя, не загонять его в свои, даже самые лучшие, рамки. Ребенок по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, необходимо помочь ему выразить все  это!

Использование в деятельности с младшими дошкольниками комплекса адаптационных игр позволило нам достичь первых результатов.

У детей, по результатам диагностики педагога-психолога,  повысился общий эмоциональный фон, снизился уровень тревожности, повысилась познавательная и игровая активность.

Период адаптации одинаково непрост как для родителей, так и для малышей. Комплекс адаптационных игр поможет выстроить сотрудничество с малышами и их родителями, привить воспитанникам интерес к играм, стремление к самостоятельности и потребность в  доброжелательных отношениях со сверстниками.

А мы педагоги в этот сложный период будем терпеливыми, проявим заботу и внимание к нашим малышам, и тогда у нас обязательно всё получится!


Список используемой литературы

  1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практ.пособие/ Авт.-сост. Белкина Л.В.. – Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.
  2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. Составитель Русаков А.С. – СПб.; Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128 с. (илл.)
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. —207 с: ил.

Приложение № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.

Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

"Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "

quot;Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "...

«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Технология детская журналистика,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...