Доклад для педагогов "Проявление у детей творческих способностей в изображении природы "
консультация по теме

Ольга Владимировна Якимова

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребёнка, начиная с четырёх лет, нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

Программа ставит задачу развития поэтического слуха и эстетического восприятия дошкольников, умения различать и понимать своеобразие использования тех или иных художественных средств в произведении искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_proyavl_tvorch_spos_v_izo_deyat_.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа п.г.т. Петра-Дубрава

Структурное подразделение «Детский сад»

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

«ПРОЯВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ ПРИРОДЫ»

Воспитатель:

Якимова О.В.

2012г.

«ПРОЯВДЕНИЕ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКИХ СОПСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЖЕНИ ПРИРОДЫ»

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребёнка, начиная с четырёх лет, нравственно-эстетических чувств при встрече с прекрасным в природе и искусстве и, в частности, при знакомстве с поэзией и пейзажами.

Программа ставит задачу развития поэтического слуха и эстетического восприятия дошкольников, умения различать и понимать своеобразие использования тех или иных художественных средств в произведении искусства.

Одной из форм систематической работы по эстетическому воспитанию являются занятия сюжетно-тематическим рисованием, основная цель которых – развитие умственной активности и творческого воображения детей. Эти занятия включают и рисование на темы литературных произведений о природе. Воспитатель учит детей воспроизводить увиденное, услышанное, т.е. известное содержание в новой трактовке. Без помощи взрослого дети часто затрудняются определить художественные средства, которые поэт использует при описании природы, или не уделяют им должного внимания, что, в свою очередь, ведёт к невыразительности образов. Иногда дети, наоборот, чувствую и понимают, что и как хотел сказать поэт, но у них нет достаточного опыта или ориентировки в передаче впечатлений в своём рисунке, часто они просто плохо владеют способами изображения описанных в стихотворении картин природы.

Если художественное произведение небольшое по объёму, содержит описание одного конкретного образа или несложной картины природы и беседе о нём занимает немного времени, то она может быть проведена непосредственно на занятии рисованием. Так можно ознакомить детей, например, со стихотворением «Одуванчик» О.Высотской. Для изобразительной деятельности останется достаточно времени.

Но иногда рисование проводится на основе стихотворения, состоящего из нескольких четверостиший, отражающих различные картины природы, как например в «песне о весне» Я.Коласа. В этом случае познакомить детей со стихотворением целесообразнее в свободное время или на занятии по развитию речи, а на занятии по изодеятельности его уже анализировать.

С детьми шестого и седьмого года рекомендуется проводить занятия по рисованию на темы двух произведений, в которых описана природа в одно и то же время года. До занятия целесообразно провести беседу об их содержании и средствах выразительности.

Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, с ними целесообразно рассмотреть картины или иллюстрации, которые выделяют основные моменты текста, т.е. обеспечивают взаимодействие зрительного и слухового восприятия.

В старшем возрасте целесообразно познакомить детей с двумя иллюстрациями к одному стихотворению. Очень своеобразно и характерно переданы зимние пейзажи в иллюстрациях художников Г.Никольского (сб.: Снег да снег. М., Детская литература, 1971) и А.Парамонова (сб.: Черёмуха. М., Детская литература, 1976) к стихотворениям С.Есенина «Поёт зима, аукает», «Пороша». Дети воспринимают их очень эмоционально и затем используют подобные изобразительные средства в своём творчестве.

В свободное время можно организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья различных пород, состояние погоды.

Дети должны быть обучены изображению отдельных объектов природы. Это целесообразно осуществлять на занятиях предметным рисованием, которое предшествует сюжетно-тематическому.

Для изображения пейзажа дети могут использовать гуашь, акварель, в старших группах им доступно применение таких изобразительных материалов, как угольный карандаш, сангина, восковые мелки, пастель. Они уже знают, что на тёмном фоне светлые тона кажутся светлее, а на светлом темнее.

Колористическому решению пейзажа во многом помогают целевые наблюдения природы, рассматривание репродукций с картин художников-пейзажистов. Живописный рисунок, выполненный воспитателем по мотивам какого-либо произведения о природе, также поможет детям понять красоту и доступность того или иного способа передачи определённой цветовой гаммы.

Старшие дошкольники учатся сочетать оттенки цветов с фоном рисунка: жёлто-зелёные листья красиво смотрятся на голубом, сером фоне неба, светло-зелёная окраска стебелька, нежно-голубые цветы становятся ярче на фоне тёмно-зелёной травы.

Можно рекомендовать некоторые способы закрашивания фона: с помощью ватного тампона, разбрызгивания краски, размыва и т.п. Для этого воспитатель подбирает разные по размеру кисти, организует занятия в старших группах так, чтобы дети сами выбрали нужные цвета красок, кисти, подготовили их к употреблению и т.д.

Если гуашевые краски целесообразнее давать детям для изображения таких времен года как зима, осень, то для летних и весенних пейзажей можно использовать акварель. Педагог учит детей разводить акварелевые краски водой, получая нужные оттенки для окрашивания нежной весенней зелени, лёгких лепестков и т.д.

Очень важно при изображении пейзажа избегать штампов в прорисовке неба, земли. В этом поможет способ накладывания краски на цветовой фон, на другую краску и способ прорисовки цветных пятен, полученных путём размывки, мазков. Иногда воспитатель даёт для рисования готовый фон, используя цветную бумагу. Но большей выразительности достигают рисунки, на которых фон изображён самими ребятами в соответствии с темой и содержанием работы.

Если в средней группе цвет фона задаётся, то в старшей группе дети чаще самостоятельно подготавливают нужный фон, используя свои знания о смешивании цветов, высветлении или затемнении их, составлении нужных оттенков цвета.

Рисование по сырому фону акварелью уместно проводить при изображении осеннего или весеннего пейзажа. Переход одного цвета в другой во влажном мазке рекомендуется использовать для рисования цветов, листьев, а контрастные цвета используются для выражения разобщённости предметов в картине (осенняя листва на фоне голубого неба, яркая зелень в сочетании с тёмными стволами и т.д.).

Важным приёмом обучения является также анализ детских рисунков. Он может проходить по разному.

Дети читают одну или несколько строк из произведения и отмечают, как это эпизод отображён на рисунке. Или, в результате анализа рисунков ребята создают книжку-ширму, раскрывающую последовательно поэтические строки. Можно проводить специальные занятия по рассматриванию детских рисунков на темы стихов о природе, где ребята вспоминают, какому произведению они соответствуют, читают это стихотворение или вспоминают отрывки. В дальнейшем из детских рисунков можно составить тематические альбомы: «Зима (весна, лето, осень) в рисунках детей»; периодически их рассматривать, помещать в уголки для родителей, дарить малышам.

При оценке детских рисунков воспитатель исходит из следующих критериев:

  • Передача цветом оттенков окраски образов природы, общего колорита, настроения маленького рисовальщика;
  • Разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа);
  • Изображение формы, её характерных признаков, деталей;
  • Передача пропорций предмета, его размеров;

  • Наличие выразительных образов стихотворения, соответствие изображения в рисунке поэтическому описанию.

Благодаря анализу работ детям становится понятнее поэтический образ, развивается аналитико-синтетическое мышление, которое обеспечивает более глубокое восприятие поэтического текста.

Использование этих методов с целью развития детского творчества на основе пейзажной лирики в разных возрастных группах имеет свою специфику.

Дети шестого года жизни уже имеют некоторый опыт восприятия природы и художественного её описания в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику.

Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, воспитатель нацеливает их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких её образах. Этому способствует использование не только иллюстрации к определённому стихотворению, но и репродукций с картин выдающихся художников, усиливающих впечатления.

Беседы о поэтических произведениях проводятся уже до занятий по рисованию, поскольку дети рисуют на темы более сложных по сравнению с предыдущей группой стихотворений.

В старшей группе перед живым наблюдением можно организовать рассматривание иллюстрации к стихотворению, в котором описан определённый пейзаж. Дети наглядно убедятся, что и художник, и поэт черпают впечатления из окружающей действительности.

В старшей группе постановка темы должна настраивать детей не только на изображение ряда предметов, но и на передачу в рисунке определённой ситуации, направлять на поиск различных вариантов ей исполнения.

Рисуя по литературному произведению, ребёнок вспоминает последовательность событий, стремится передать характеристику основных образов, воспроизвести описание деталей пейзажа, т.е. она активно мыслит и при этом творчески подключает свои представления, полученные в результате предыдущих наблюдений.

Таким образом, первый этап работы над выразительностью рисунка в старшей группе направлен на накапливание ребятами опыта восприятия поэтических строк. Наблюдение рекомендуется максимально приближать к процессу изображения, а в некоторых случаях сочетать оба процесса. Наблюдая природу, дети получают яркие зримые впечатления, которые совпадут с восприятием поэтических образов. А просмотр иллюстраций способствует уяснению приёмов передачи выразительного образа художником (цвет, пропорции, расположение в пространстве), о которых в стихотворении говорится обобщённо с помощью метафор, сравнений, эпитетов.

На втором этапе важно стимулировать более глубокое понимание детьми изобразительного значения поэтического произведения. Некоторые приёмы передачи художественной изобразительности можно показать6 рисование по-разному кроны деревьев, составление красок для получения нужного тона, подбор фона для рисунка, компоновка на листе образов, описанных в стихотворении, и т.д.

Для развития творчества целесообразно использовать мотивы двух произведений об одном явлении природы, но по-разному представленном в этих стихах.

Для развития творчества старших дошкольников важно проводить беседы о замысле рисунка, о главном образе, о средствах наибольшей выразительности рисунков. Дети уже могут представить картину природы без предварительного наблюдения, лишь на основе художественного описания: поэтическое слово подсказывает необходимые образы пейзажа. В этом возрасте достаточно развиты чуткость к поэтическому слову, умение соотносить картины природы с её описанием, переносит свои впечатления в рисунок.

В результате таких занятий дети чаще начинают говорить друг другу о том, как красиво вокруг, их словарь обогащается точными поэтическими выражениями. Стихи, по их мнению, помогают им создавать «разноцветные рисунки». Ребята уже не теряются в поисках сюжета для изображения. Им «понятно» о чём рисовать.

Наиболее целесообразно использовать в педагогической работе сочетание методов и приёмов, направленных на углубленное восприятие детьми пейзажной поэзии в следующей последовательности:

  1. Наблюдение с чтением произведения, рассматривание иллюстрации, рисование;
  2. Чтение произведения, рассматривание одной-двух картин, беседа, рисование;
  3. Чтение произведения, беседа, рисование.

Систематичность и последовательность педагогической работы, связанной с развитием эстетического восприятия и творчества детей, способствует тому, что пятилетние дети успешно справляются с поставленными перед ними программными задачами.

Итак, отражение поэтических образов в рисунках доступно детям дошкольного возраста; оно имеет большое значение для их нравственно-эстетического воспитания, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, к родной природе, к родному краю, к Родине. С детства научившись понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе её благотворное влияние.

Поэзия и изобразительное искусство, т также изобразительная деятельность самих детей, поможет педагогу закрепить и углубить пока элементарные, но очень нужные знания о родной природе. «Через познание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно формируется нравственно-эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни – к природе, труду, любви, дружбе, к Родине».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Сущность и содержательная характеристика творческих способностей детей".

Расширить знания воспитателей о сущности, структуре, условиях их закономерностей развития творческих способностей детей....

Доклад "Сущность и содержательная характеристика творческих способностей детей".

Расширить знания воспитателей о сущности, структуре, условиях их закономерностей развития творческих способностей детей....

Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

В своей статье  я постаралась раскрыть проблему развития художественных способностей детей в научно-методической работе....

Доклад к педсовет на развитие творческих способностей детей

quot;Игра как творческая деятельность детей дошкольников"...

Доклад "Создание условий для развития творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста"

Из опыта работы по развитию творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста...

Проявление детьми творческих способностей в изображении природы

Полезный научный материал для родителей и педагогов....