План - сценарий пректно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ - ресурсов в речевой группе.
проект (подготовительная группа) на тему
Прект направлен на поиск новых подходов при организации общения всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-stsenanriy_proektno_-_issledovatelskoy_deyatelnosti_po_teme_moya_semya.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект «Я и моя семья»
Грачева Тамара Павловна, воспитатель МБДОУ « ДСКВ № 118»
Группа компенсирующей направленности (6-7 лет)
Познавательно-исследовательская деятельность.
Актуальность проекта:
Процесс социальной адаптации и интеграции ребенка в общество необходимо начинать как можно раньше – с дошкольного возраста, и проводить это рекомендуется в тесном взаимодействии с семьей, рядом с близкими и родными людьми. Атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта с родителями, стиль воспитания, а также место ребенка в структуре самой семьи являются важными факторами, влияющими на социальное, эмоциональное и коммуникативное развитие и воспитание ребенка. Необходимо помочь детям понять ценность и значимость семьи, возродить ее нравственно-этические традиции, привить детям чувство привязанности к семье и дому. Необходимо научить детей осознавать свое поведение и контролировать свои эмоции, научить адекватно оценивать себя и свою деятельность, отстаивать свое мнение, терпимо относиться к другим людям.
Взаимодействие родителей и педагогов в проекте «Я и моя семья» направлено на приобретение ребенком необходимого социального опыта в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения. На основе этого идет формирование личности ребенка, способного в дальнейшем жить в обществе и выполнять определенные социальные роли, т.е. успешно интегрироваться в нем.
Поиск новых подходов в организации общения педагогов с детьми и их родителями заключается в использовании таких современных методов как интерактивная беседа, икт-моделирование и рисование, создание мультимедийных презентаций, обучающие компьютерные программы, общение с семьей на сайте дошкольного учреждения, воспитание понятия необходимости осознания родителями важности повышения их педагогической и компьютерной культуры.
Целеполагание
- Развитие в детях чувства семейной сплоченности, воспитание интереса к истории своей семьи
- Формирование навыков общения, сотрудничества, сотворчества родителей и детей интерактивными методами взаимодействия
- Укрепление семейных ценностей и традиций
- Социальная адаптация детей и интеграция их в общество в процессе взаимодействия с семьей
Задачи проекта
- Формирование у детей представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях
- Осознание детьми себя как полноценного, любимого члена семьи
- Формирование социальной компетентности детей
- Развитие эмоциональной сферы
- Формирование коммуникативных и нравственных категорий через семейные традиции, ценности
- Создание благоприятных условий для взаимодействия детей и взрослых, способствующих социальной адаптации и интеграции детей в общество через организацию и проведение различных мероприятий икт-направленности
- Привлечение родителей к педагогическому и интерактивному взаимодействию с ребенком и ДОУ
- Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях
- Построение модели отношений с семьей, с обществом
Гипотеза:
В результате реализации проекта процесс социальной адаптации и интеграции детей в общество будет эффективным, если:
- Будут созданы благоприятные условия включения семьи в этот процесс
- Будет создана и реализована модель взаимодействия с семьей на основе социального проекта с использованием икт-ресурсов
Участники проекта:
дети группы компенсирующей направленности, педагоги и родители
В проектной деятельности участвуют дети 6-7 лет и их родители. В этом возрасте дети более внимательны, наблюдательны, способны к анализу, самооценке и совместной деятельности с использованием современных технологий общения и взаимодействия.
В процессе взаимодействия участники проекта опираются на совместное сотрудничество, творчество и оптимальные взаимоотношения, исследуют, анализируют, решают проблемные ситуации, проявляют любознательность и творческую активность.
Тип проекта:
личностно-ориентированный, творческий, интерактивный, краткосрочный.
Этапы реализации проекта:
этапы | Содержание работы | Задачи этапа | сроки | Ответствен. |
подготовительный | 1 составление плана реализации проекта 2 изучение методической литературы и икт-ресурсов по теме проекта | 1 обсуждение целей и задач, обсуждение возможного участия родителей в совместной деятельности 2 создать развивающую среду: материалы, игровые атрибуты, иллюстрации, худ. литература, материалы для продуктивной деятельности и икт-деятельности | 1-2 дня | Педагоги, родители |
основной | 1 познавательно-речевая деятельность: - интерактивная беседа «Семья. Что это такое?» с использованием икт-гимнастики для глаз - моделирование рассказов «Моя семья» - чтение по теме проекта В.Осеева «Бабушкины руки», «Сыновья»,Ш.Галиев «Братик плачет», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Л.Квитко «Моя мама пахнет хлебом» - домашнее задание для родителей и детей: интернет-помощник в поиске и заучивании пословиц и поговорок о семье 2 познавательно-исследовательская деятельность: - икт-занятие по ФЭМП «Семья – это семь Я, посчитаем-ка, друзья!» - игровое моделирование «Остров счастливой семьи» - межсемейное икт-общение на сайте ДОУ «История моей семьи» 3 продуктивная деятельность - создание генеалогического древа «Семейные корни» - рисование семьи - подготовка икт-объектов и других элементов для создания мультимедийных презентаций - создание семейных гербов - составление семейных альбомов «Давайте познакомимся», «Семейные традиции и праздники» Изготовление моделей для создания Острова счастливой семьи 4 игровая деятельность: - коммуникативные игры «Пойми меня», «Эхо», «Что случилось?», «Слепец и поводырь» - дидактические игры («Кто старше?», «Чей малыш?», «Мой дом»,»Профессии», «Мамины помощники») - сюжетно-ролевые игры (Дом. Семья. Медицинский центр. Салон красоты. Мы идем в гости. Путешествуем всей семьей. На пикнике. Бабушка заболела.) - театрализованные игры, игры-инсценировки (Красная Шапочка, Кошкин дом, Хаврошечка и др.) - стоительно-конструктивные игры (дом для кукол, мебель для дома) 5 просмотр телепередач и мультфильмов («Как мамонтенок маму искал», «Три медведя», передачи «Пока все дома», «Мой ребенок») | 1 формирование представлений о семье, ее составе 2 развитие умений и навыков компьютерной грамотности 3 формирование коммуникативных навыков 1 формирование навыков исследовательской деятельности 2 развитие умений моделировать отношения, действия, события 3 формирование нравственных чувств, качеств 1 формирование творческих навыков, умений 2 развитие эмоциональной сферы 3 формирование социальной компетентности детей 1 развитие коммуникативных и самостоятельных навыков общения 2 формирование осознания себя членом семьи 3 воспитание толерантности, навыков социального общения | 7 дней | Педагоги, родители, дети |
завершающий | 1 оформление выставки «Моя семья» 2 создать детско-родительский икт-продукт: мультимедийная презентация «Семейные ценности» 3 игровое моделирование «Остров счастливой семьи» | 1 дать возможность детям и родителям уточнить и расширить представления о семье, ее значимости в обществе | 2-3 дня | Педагоги, родители, дети |
Сроки реализации проекта: 10 дней
Итоговое мероприятие:
Детско-родительская презентация «Семейные ценности»
Икт – рисование «Подарки для семьи друга»
Литература и интернет-ресурсы:
1 Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2003.
2 Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.- М., 2007
3 Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М., ТЦ Сфера,2006.
4 Доронова Т.Н., Глушкова Г.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей.- М.,Просвещение,2006.
5 Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., АРКТИ,2004.
6 Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.,ТЦ Сфера,2007.
7 Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. – М.,ТЦ Сфера,2007.
8 ИКТ – ресурсы: Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
9 ИКТ – ресурсы: Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия для дошкольников (математика, обучение грамоте)