План - сценарий пректно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ - ресурсов в речевой группе.
проект (подготовительная группа) на тему

Грачёва Тамара Павловна

Прект направлен на поиск новых подходов при организации общения всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный проект «Я и моя семья»

Грачева Тамара Павловна, воспитатель МБДОУ « ДСКВ № 118»

Группа компенсирующей направленности (6-7 лет)

Познавательно-исследовательская деятельность.

Актуальность проекта:

Процесс социальной адаптации и интеграции ребенка в общество необходимо начинать как можно раньше – с дошкольного возраста, и проводить это рекомендуется в тесном взаимодействии с семьей, рядом с близкими и родными людьми. Атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта с родителями, стиль воспитания, а также место ребенка в структуре самой семьи являются важными факторами, влияющими на социальное, эмоциональное  и коммуникативное развитие и воспитание ребенка. Необходимо помочь детям понять  ценность и значимость семьи, возродить ее нравственно-этические традиции, привить детям чувство привязанности к семье и дому. Необходимо научить детей осознавать свое поведение и контролировать свои эмоции, научить адекватно оценивать себя и свою деятельность, отстаивать свое мнение, терпимо относиться к другим людям.

Взаимодействие родителей и педагогов в проекте «Я и моя семья» направлено на приобретение ребенком необходимого социального опыта в виде знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения. На основе этого идет формирование личности ребенка, способного в дальнейшем жить в обществе и выполнять определенные социальные роли, т.е. успешно интегрироваться в нем.

Поиск новых подходов в организации общения педагогов с детьми и их родителями заключается в использовании таких современных методов как интерактивная беседа, икт-моделирование и рисование, создание мультимедийных презентаций, обучающие компьютерные программы, общение с семьей на сайте дошкольного учреждения, воспитание понятия необходимости осознания родителями важности повышения их педагогической и компьютерной культуры.

Целеполагание

  • Развитие в детях чувства семейной сплоченности, воспитание интереса к истории своей семьи
  • Формирование навыков общения, сотрудничества, сотворчества родителей и детей интерактивными методами взаимодействия
  • Укрепление семейных ценностей и традиций
  • Социальная адаптация детей и интеграция их в общество в процессе взаимодействия с семьей

Задачи проекта

  • Формирование у детей представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях
  • Осознание детьми себя как полноценного, любимого члена семьи
  • Формирование социальной компетентности детей
  • Развитие эмоциональной сферы
  • Формирование коммуникативных  и нравственных категорий через семейные традиции, ценности
  • Создание благоприятных условий для взаимодействия детей и взрослых, способствующих социальной адаптации и интеграции детей в общество через организацию и проведение различных мероприятий икт-направленности
  • Привлечение родителей к педагогическому  и интерактивному взаимодействию с ребенком и ДОУ
  • Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях
  • Построение модели отношений с семьей, с обществом

Гипотеза:

В результате реализации проекта процесс социальной адаптации и интеграции детей в общество будет эффективным, если:

  • Будут созданы благоприятные условия включения семьи в этот процесс
  • Будет создана и реализована модель взаимодействия  с семьей на основе социального проекта с использованием икт-ресурсов

Участники проекта:

 дети группы компенсирующей направленности, педагоги и родители

В проектной деятельности участвуют дети 6-7 лет и их родители. В этом возрасте дети более внимательны, наблюдательны, способны к анализу, самооценке и совместной деятельности с использованием современных технологий общения и взаимодействия.

В процессе взаимодействия участники проекта опираются на совместное сотрудничество, творчество и оптимальные взаимоотношения, исследуют, анализируют, решают проблемные ситуации, проявляют любознательность и творческую активность.

Тип проекта:

личностно-ориентированный, творческий, интерактивный, краткосрочный.

Этапы реализации проекта:

этапы

Содержание работы

Задачи этапа

сроки

Ответствен.

подготовительный

1 составление плана реализации проекта

2 изучение методической литературы и икт-ресурсов по теме проекта

1 обсуждение целей и задач, обсуждение возможного участия родителей в совместной деятельности

2 создать развивающую среду: материалы, игровые атрибуты, иллюстрации, худ. литература, материалы для продуктивной деятельности и икт-деятельности

1-2 дня

Педагоги, родители

основной

1 познавательно-речевая деятельность:

- интерактивная беседа «Семья. Что это такое?» с использованием икт-гимнастики для глаз

- моделирование рассказов «Моя семья»

- чтение по теме проекта В.Осеева «Бабушкины руки», «Сыновья»,Ш.Галиев «Братик плачет», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Л.Квитко «Моя мама пахнет хлебом»

- домашнее задание для родителей и детей: интернет-помощник в поиске и заучивании пословиц и поговорок о семье

2 познавательно-исследовательская деятельность:

- икт-занятие по ФЭМП «Семья – это семь Я, посчитаем-ка, друзья!»

- игровое моделирование «Остров счастливой семьи»

- межсемейное икт-общение на сайте ДОУ «История моей семьи»

3 продуктивная деятельность

- создание генеалогического древа «Семейные корни»

- рисование семьи

- подготовка икт-объектов и других элементов для создания мультимедийных презентаций

- создание семейных гербов

- составление семейных альбомов «Давайте познакомимся», «Семейные традиции и праздники»

Изготовление моделей для создания Острова счастливой семьи

4 игровая деятельность:

- коммуникативные игры «Пойми меня», «Эхо», «Что случилось?», «Слепец и поводырь»

- дидактические игры («Кто старше?», «Чей малыш?», «Мой дом»,»Профессии», «Мамины помощники»)

- сюжетно-ролевые игры (Дом. Семья. Медицинский центр. Салон красоты. Мы идем в гости. Путешествуем всей семьей. На пикнике. Бабушка заболела.)

- театрализованные игры, игры-инсценировки (Красная Шапочка, Кошкин дом, Хаврошечка и др.)

- стоительно-конструктивные игры (дом для кукол, мебель для дома)

5  просмотр телепередач и мультфильмов («Как мамонтенок маму искал», «Три медведя», передачи «Пока все дома»,  «Мой ребенок»)

1 формирование представлений о семье, ее составе

2 развитие умений и навыков компьютерной грамотности

3 формирование коммуникативных навыков

1 формирование навыков исследовательской деятельности

2 развитие умений моделировать отношения, действия, события

3 формирование нравственных чувств, качеств

1 формирование творческих навыков, умений

2 развитие эмоциональной сферы

3 формирование социальной компетентности детей

1 развитие коммуникативных и самостоятельных навыков общения

2 формирование осознания себя членом семьи

3 воспитание толерантности, навыков социального общения

7 дней

Педагоги, родители, дети

завершающий

1 оформление выставки  «Моя семья»

2 создать  детско-родительский икт-продукт: мультимедийная презентация «Семейные ценности»

3 игровое моделирование «Остров счастливой семьи»

1 дать возможность детям и родителям уточнить и расширить представления о семье, ее значимости в обществе

2-3 дня

Педагоги, родители, дети

Сроки реализации проекта: 10 дней

Итоговое мероприятие:

Детско-родительская презентация «Семейные ценности»

Икт – рисование «Подарки для семьи друга»

Литература и интернет-ресурсы:

1 Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2003.

2 Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду.- М., 2007

3 Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М., ТЦ Сфера,2006.

4 Доронова Т.Н., Глушкова Г.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей.- М.,Просвещение,2006.

5 Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., АРКТИ,2004.

6 Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.,ТЦ Сфера,2007.

7 Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. – М.,ТЦ Сфера,2007.

8 ИКТ – ресурсы: Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

9 ИКТ – ресурсы: Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия для дошкольников (математика, обучение грамоте)