Программа обучения детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) ПДД «Светофорик»
рабочая программа на тему
Дети дошкольного возраста являются самыми незащищенными участниками дорожного движения. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать навыки безопасного поведения. Чтобы обеспечить безопасность дошкольников на дороге и в транспорте необходимо систематизировать работу с детьми по формированию первоначальной грамоты ПДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_obucheniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_pdd_svetoforik.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 городского округа Чапаевск Самарской области
Программа обучения детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) ПДД «Светофорик»
Срок реализации: 2 года
Составитель: методист Мальцева О.А.
Чапаевск, 2012 г.
Содержание
1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………………3
2. Тематическое планирование………………………………………………………………………….9
3.Методическое обеспечение программы………………………………………………………………29
4.Список используемой литературы…………………………………………………………………….81
I Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста являются самыми незащищенными участниками дорожного движения. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать навыки безопасного поведения. Чтобы обеспечить безопасность дошкольников на дороге и в транспорте необходимо систематизировать работу с детьми по формированию первоначальной грамоты ПДД.
Проблема «Ребёнок на улице города» или «Ребёнок и автомобиль» приобретает всё большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения, т.к. несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность переводить возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой.
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения по программе дополнительного образования «Светофорик». Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но у них нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДД.
Данная программа разработана на основе изучения методической литературы и направлена на формировании у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
В основу программы положены: программа «Светофор» (автор: Т.И. Данилова); пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора» (автор: Т.Ф. Саулина); учебно – методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (авторы: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина); «Формирование культуры безопасного поведения» (автор – составитель Н.В. Коломеец); цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения «Ребёнок на улице» (автор: Л.А.Вдовиченко).
Методологические и теоретические основы программы
Главное направление данной программы – помочь воспитателям сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте.
Программа акцентирует внимание педагога:
- на формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;
- на формирование у дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;
- на овладении ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.
Работа по программе осуществляется на основе следующих принципов:
- Систематичности – работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;
- Интеграции – данная программа должна выступать как часть комплексной программы развития дошкольников;
- Сезонности – следует учитывать местные условия, время года;
- Координация деятельности педагогов – деятельность педагогов должна быть скоординирована таким образом, чтобы избегать повторов и последовательно излагать материал;
- Преемственности – взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ и семьи. Основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые могут самостоятельно выступать активными участниками педагогического процесса;
- Доступности – материал, представленный детям, должен соответствовать их возрастным особенностям;
Работая по данной программе, следует помнить следующее: обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков – три цвета светофора, пешеходный переход – надземный, наземный, подземный, - пешеходная дорожка, езда на велосипеде; в процессе обучения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности, можно использовать различные формы и методы работы.
Особенности детей 5-7 лет
Старшая группа (5 – 6 лет): дети знакомятся со светофором, его назначением, с такими понятиями, как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак». Свободно ориентируются в помещении и на участке детского сада. Вместе с родителями учатся соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора.
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет): учить свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада; пользоваться планом помещения детского сада, участка, ближайших улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении. Обогащать представления о видах транспорта.
Характеристика программы
Цель программы – Программа ставит целью формирование культуры безопасного поведения у дошкольника в окружающей среде.
Задачи программы:
1.Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:
- предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;
- психологическая готовность к действиям;
- адекватное реагирование на ситуацию.
- Содействовать овладению деятельностью по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности:
- Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - дети 5 - 7 лет.
Сроки реализации – программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 5 – 7 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей или индивидуально.
Для реализации программы определены три этапа: первый этап – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В сводные протоколы вносятся результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы. Второй этап – расширение первоначальных детских представлений; формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения; формирование у детей чувства ответственности; развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Третий этап заключается в тестировании. После завершения всех трех этапов проводятся консультации для родителей, где обсуждаются результаты работы с детьми и даются рекомендации родителям и воспитателям по дальнейшему развитию детей по данному направлению.
Формы и режим: Длительность на первом году обучения – 25 минут, на втором – 30 минут в групповой комнате, с соблюдением гигиенических требований. Проводятся 1 раз в неделю. Количество детей в группе 10 человек.
Ожидаемые результаты: В результате реализации программы у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:
- навык самосохранения;
- владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий;
- умение оказать помощь другим в преодолении чрезвычайных ситуаций, информирование других о вероятности тех или иных последствий;
- оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии.
Формы подведения итогов реализации программы – (выставки, фестивали, соревнования, защита проектов).
II Тематическое планирование (1, 2 год обучения)
III Методическое обеспечение программы
IV Список используемой литературы
1.Т.И. Данилова Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД - СП «Детство – Пресс» 2009.;
2.Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – Издательство Мозаика – Синтез М – 2009.;
3.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность» учебно – методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – «Детство – Пресс»2002.;
4. Н.В. Коломеец Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры – Волгоград. Издательство «Учитель»,2009.;
5.Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения – СП «Детство – Пресс» 2008.;
2