Программа обучения детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) ПДД «Светофорик»
рабочая программа на тему

Мальцева Ольга Андреевна

Дети дошкольного возраста являются самыми незащищенными участниками дорожного движения. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать навыки безопасного поведения.  Чтобы обеспечить безопасность дошкольников на дороге и в транспорте необходимо систематизировать работу с детьми  по формированию первоначальной грамоты ПДД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 городского округа  Чапаевск Самарской области

                             

Программа  обучения детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)  ПДД     «Светофорик»

                                                                 

                                                                                                                      Срок реализации: 2 года

                                                                                                 Составитель: методист Мальцева О.А.

Чапаевск, 2012 г.

Содержание

        1.Пояснительная записка ………………………………………………………………………………3

               2. Тематическое планирование………………………………………………………………………….9

               3.Методическое обеспечение программы………………………………………………………………29

               4.Список используемой литературы…………………………………………………………………….81

I Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста являются самыми незащищенными участниками дорожного движения. Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать навыки безопасного поведения.  Чтобы обеспечить безопасность дошкольников на дороге и в транспорте необходимо систематизировать работу с детьми  по формированию первоначальной грамоты ПДД.

    Проблема «Ребёнок на улице города» или «Ребёнок и автомобиль» приобретает всё большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения, т.к. несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах.  К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

     Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность переводить возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой.

  Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.

  Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения по программе дополнительного образования «Светофорик». Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая о безопасности, нельзя. У дошкольников есть детские игрушки, книжки, театр, но у них нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим ПДД.

Данная программа разработана на основе изучения методической литературы и направлена на формировании у ребёнка навыков       правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

 В основу программы положены:  программа «Светофор» (автор: Т.И. Данилова); пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора» (автор: Т.Ф. Саулина); учебно – методическое пособие по основам безопасности и жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (авторы: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина); «Формирование культуры безопасного поведения» (автор – составитель Н.В. Коломеец); цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения «Ребёнок на улице» (автор: Л.А.Вдовиченко).

Методологические и теоретические основы программы

Главное направление данной программы – помочь воспитателям сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения как на дороге, так и в транспорте.

Программа акцентирует внимание педагога:

  • на формирование у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;
  • на формирование у дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;
  • на овладении ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.

Работа по программе осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Систематичности – работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;
  2. Интеграции – данная программа должна выступать как часть комплексной программы развития дошкольников;
  3. Сезонности – следует учитывать местные условия, время года;
  4. Координация деятельности педагогов – деятельность педагогов должна быть скоординирована таким образом, чтобы избегать повторов и последовательно излагать материал;
  5. Преемственности – взаимодействие с ребёнком в условиях ДОУ и семьи. Основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые могут  самостоятельно выступать активными участниками педагогического процесса;
  6. Доступности – материал, представленный детям, должен соответствовать их возрастным особенностям;

Работая по данной программе, следует помнить следующее: обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков – три цвета светофора, пешеходный переход – надземный, наземный, подземный, - пешеходная дорожка, езда на велосипеде; в процессе обучения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности, можно использовать различные формы и методы работы.

Особенности детей 5-7 лет

Старшая группа (5 – 6 лет): дети знакомятся со светофором, его назначением, с такими понятиями, как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».  Свободно ориентируются в помещении и на участке детского сада. Вместе с родителями учатся соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора.

Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет): учить свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада; пользоваться планом помещения детского сада, участка, ближайших улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении. Обогащать представления о видах транспорта.

Характеристика программы

Цель программы Программа ставит целью формирование культуры безопасного поведения у дошкольника в окружающей среде.

Задачи программы:

1.Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:

  • предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;
  • психологическая готовность к действиям;
  • адекватное реагирование на ситуацию.
  1. Содействовать овладению деятельностью по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности:
  2. Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - дети 5 - 7 лет.

Сроки реализации – программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей 5 – 7 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей или индивидуально. 

Для реализации программы определены  три этапа: первый этап – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей, и уровень их возможностей. Результаты диагностики фиксируются по годам обучения. В сводные протоколы вносятся результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения. На основе этих результатов организуются групповые занятия или проведение индивидуальной коррекционной работы. Второй этап – расширение первоначальных детских представлений; формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения; формирование у детей чувства ответственности; развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Третий этап заключается в тестировании. После завершения всех трех этапов проводятся консультации для родителей, где обсуждаются результаты работы с детьми и даются рекомендации  родителям и воспитателям по дальнейшему развитию детей по данному направлению.

Формы и режим: Длительность на первом году обучения – 25 минут, на втором – 30 минут в групповой комнате, с соблюдением гигиенических требований. Проводятся 1 раз в неделю.   Количество детей в группе 10 человек.

Ожидаемые результаты: В результате реализации программы у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:

  • навык самосохранения;
  • владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий;
  • умение оказать помощь другим в преодолении чрезвычайных ситуаций, информирование других о вероятности тех или иных последствий;
  • оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии.

Формы подведения итогов реализации программы – (выставки, фестивали, соревнования, защита проектов).

II Тематическое планирование (1, 2 год обучения)

        

III Методическое обеспечение программы

IV Список используемой литературы

1.Т.И. Данилова  Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД  - СП «Детство – Пресс» 2009.;

2.Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора» ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – Издательство  Мозаика – Синтез М – 2009.;

3.Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность» учебно – методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – «Детство – Пресс»2002.;

4. Н.В. Коломеец Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры – Волгоград. Издательство «Учитель»,2009.;

5.Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения – СП «Детство – Пресс» 2008.;

2