Семинар-практикум для родителей "Телевидение в жизни семьи и ребёнка"
методическая разработка по теме

В ходе этого семинара-практикума педагоги вместе с родителями разбираются с вопросом: Телевидение в жизни ребенка-хорошо или плохо?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Телевидение в жизни семьи и ребенка».

Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.

Задачи:

  • Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором;
  • повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми;
  •  проводить профилактику телевизионной зависимости детей и взрослых;
  •  показать влияние телевизионных просмотров  на физическое и психическое состояние  детей.

Форма проведения:   семинар-практикум.                                                           

Подготовительный этап:

1.Оформление  приглашения  на родительское собрания,  рисование на тему: 

 «Мой любимый мультфильм».

2.Анкетирование родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка», подготовка консультации  «Что делать, если ребёнка не оторвать от телевизора»

План проведения:

1. Вступительная часть. Актуальность  выбранной темы

2. Игра – дискуссия «Телевизионный ринг»

3. Факты и комментарии (результаты анкетирования)

4. Просмотр видеоролика.

5. Выступление медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач».

6. Тест на обнаружение телевизионной зависимости.

 7. Комментарий психолога «Влияние телевидения на детей».

8.Заключительная часть.

Ход  мероприятия:

1.Вступительная часть.

Ведущий:  Уважаемые родители! Сегодня мы собрались на  семинар-практикум, чтобы   обсудить тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное  проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. На тему «Дети и телевизор» написано огромное количество статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится  его полноправным хозяином.  Дети смотрят телевизор, а родители смотрят на детей  и начинают переживать по этому  поводу.  А есть ли на то причины?   Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах:

- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?

-Сколько и что должны смотреть дети?

-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?    

                                                         

2.  Игра –дискуссия «Телевизионный ринг»

Телевизор:

-Полностью захватывает сознание ребенка?

-Развивает творческие способности,  воображение ребенка?

-Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?

- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?

-Позволяет развивать кругозор ребенка?

-Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?

- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?

-Позволяет получать новые знания?

-Ухудшает зрение ребенка?

-Развивает элементы  наглядно-образного  и логического мышления?

Вывод:

Просмотр телепередач дает возможность:

-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;

-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;

-понять что такое хорошо и что такое плохо;

-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;

-занять свободное время.

В то же время длительный просмотр телевизионных передач  отрицательно влияет на здоровье детей: 

-ухудшается зрение, сон, аппетит,   перегружается нервная система ребенка;

 -опасными  для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены  агрессии, жестокости, насилия;

-у детей возникает  настоящая зависимость, страсть к телевидению.

       

3.Факты и комментарии.

Ведущий (имитирует включение  телевизора). А сейчас пришло время узнать о проблеме  телезависимости  

ОКНО - очень короткие новости  из области статистики:

- 2/3 наших детей  в возрасте от 5до12 лет смотрят телевизор  ежедневно.

-Время ежедневного просмотра телепередач  ребенком составляет в среднем более двух часов.

-50% детей смотрят  телепередачи  безо всякого выбора  и исключений.

-25% детей в возрасте  от 5до 10 лет смотрят одни и те же  передачи от 5 до 40 раз подряд.

-38% ребят  в возрасте от 5 до12 лет, отвечая  на вопрос  о том, как они предпочитают  проводить свободное время, на первое место поставили телевизор, исключив  при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.

Ведущий: Возможно, вы подумаете, что эта статистика  не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить  вас  с результатами опроса детей нашего детского сада  

А теперь  несколько слов  о результатах  анкетирования родителей (педагог-психолог приводит данные анализа анкетирования родителей)  

 4. Просмотр видеоролика. Обсуждение родителей.

 5. Выступление   медсестры «Требование   к просмотру   детьми телепередач».

        В последнее время   общественность и ученые   все больше отмечают усиление  отрицательного влияния  на детей средств массовой  информации (в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь и детей осуществляет телевидение. Телевизор становится для детей основным источником информации. Телевизор рассказывает и показывает детям  больше «сообщений », чем родители и довольно часто дети доверяют  этим сообщениям не меньше, а иногда и больше чем родителям. Дети стараются подражать героям фильмов или мультфильмов.  Уже было сказано  о положительных и отрицательных качествах телевидения, к сожалению отрицательных качеств от просмотра телепередач больше: дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, становятся вялыми и малоподвижными, нервными  и капризными.   Не стоит забывать, что просмотр  телепередач для ребенка - большая зрительная нагрузка. Зрительная нагрузка  связана с напряжением  аккомодации  глаза, и ее необходимо регламентировать  следующим образом. В дни посещения  ДОУ  просмотр телепередач для детей следует  ограничить до 15 минут, а в выходные до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко к экрану. Оптимальное расстояние для зрения 2,0-5,6м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора. Желательно, постараться побольше привлекать ребенка   к совместным занятиям: посильная помощь по дому, игры, прогулка, чтение  художественной  литературы и у ребенка будет меньше желание проводить свободное время у телевизора.

                   6. Тест на обнаружение телевизионной зависимости.

        Представьте, что у Вас сломался телевизор  и не работает уже три дня. Поставьте знак  «+», если Вы согласны с утверждением.

1. У Вас появилась слабость, неуверенность, чувство потерянности  и неприкаянности, а также отмечается снижение       трудоспособности.

2. Вы испытываете чувство неудовлетворенности, и Вас начинает раздражать  каждая мелочь, падает настроение, а при первой же возможности «доступа к телевизору» Вы успокаиваетесь  и забываете обо всех тревогах.

3. Вы теряете самообладание: отвечаете с раздражением, гневом, злостью или высказываете   свое  недовольство по любому поводу.

4. У Вас появляется чувство, что Вам  чего – то не хватает  и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя не в своей тарелке.

5. У Вас возникают  дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо, или Вы  испытываете  апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску.

6.Вы испытываете чувство вины, унижения, обиды на кого-либо, страдание, боль.

         И вот телевизор заработал! Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.

        У Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды, и Вам стыдно кого-либо пригласить в гости.

        У Ваших детей появились проблемы, а в отношениях  с супругом  или супругой появился холодок отчуждения.

        Ваши былые увлечения, хобби забыты, и Вы не помните, когда в последний раз читали  книгу, были в кинотеатре или  на концерте.

        Все проблемы и неудачи  телегероев  Вы воспринимаете как свои, а в разговорах со знакомыми  и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только  на тему увиденного по телевизору.

         Вы каждый вечер  проводите у телевизора не менее 4-5 часов.

 Обработка результатов. Если Вы обнаружили у себя хотя бы три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость.

Если Вы обнаружили у себя половину эту признаков - необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись.

Если Вы обнаружили у себя  более пяти признаков, это уровень сформировавшийся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это при знак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей.

  7. Комментарий психолога «Влияние телевидения на детей».

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?

1. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, политике, выяснению отношений. При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

2. ЗАВИСИМОСТЬ. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?

Старайтесь не превращать телевизор в участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.

3. ПАССИВНОСТЬ. Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах - думать, при прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни причем, так как ни на что не можете повлиять. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. Долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

8.Заключительная часть.

Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством  развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы  смотрят наши дети  и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали  в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное  человеческое общение и стремились к нему.

Решения:

 Придерживаться   к определенным правилам к выбору для просмотра телепередач для детей.