Консультация для воспитателей "О формировании у дошкольников представлений о профессиях посредством дидактических игр"
консультация по теме

Коровенко Наталья Владимировна

Представляю консультацию для воспитателей, раскрывающую ценность дидактических игр по формированию у детей знаний о профессиях, а так же предлагаю ряд авторских игр по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для целостного развития детского сознания. Ребенок учится ориентироваться в предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни и деятельности. Предметный мир имеет рукотворный характер, в связи с этим его познание неразрывно связано с трудовой деятельностью взрослых. Вводя детей в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, перед дошкольниками раскрывается многообразие ролевых функций в сообществе взрослых людей. Между предметным миром и миром человеческих отношений связь неразрывна – один опосредуется через другой, что имеет решающее значение для воспитания ценностного отношения к труду взрослых, способствует пониманию этого мира.    Дидактические игры позволяют каждому ребенку реализовать свою познавательную и практическую активность по отношению к предметному миру как продукту творческой деятельности взрослого человека. Как указывает З.М.Богуславская, в дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов.

 Дидактическая игра развивает у ребенка любознательность, общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельность, творчество, развивает интерес к профессиональной деятельности человека, расширяя, таким образом, спектр знаний ребенка об окружающей действительности. А также в процессе игры  у ребенка складывается системный характер представлений, развивается внимание, расширяется словарный запас. В игре раскрывается многообразие профессий  и на основе этих знаний формируется представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Всё это помогает воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Играя с детьми в игры по ознакомлению с трудом взрослых, мне иногда хотелось сделать какие-либо дополнения, изменения в содержании, что натолкнуло на творческое придумывание.  Для того, чтобы деятельность детей стала более содержательной, разнообразной, я предлагаю следующие игры:

«Я – сыщик». В этой игре воспитывается умение запоминать детали внешнего вида, присущие людям разных профессий, закреплять умение составлять описательный рассказ, пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений о профессиях. В ходе игры один участник рассматривает карточку с человеком определенной профессии         в течение 15 секунд и передает её другому. Второй игрок задает вопросы (цвет одежды, что на голове, что в кармане), а первый отвечает. Нужно постараться не сделать ни одной ошибки.

 Игра «Кувырком» предполагает юмористическое содержание, в ней закрепляются знания детей о предметах труда, развивается умение исправлять ошибку в задании, находить целесообразный ответ. Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, не соответствующие реальности: повар решил сварить суп из половника, доктор дирижирует в оркестре и др., играющие исправляют ошибку, объяснют почему.                В игре «Кто покажется?» закрепляются представления о разнообразии профессий, о содержании деятельности людей труда        . Каждому из шести игроков воспитатель раздает конверт с изображение человека определенной профессии. Первый игрок описывает изображенного на своей картинке труженика. Кто из играющих угадает, о какой профессии идет речь, тот получает эту картинку. И так каждый ребенок, описывая профессию на своей картинке, отдаёт её отгадавшему. У кого наберется большее количество картинок, тот победитель.

«Помощники в труде». В этой игре расширяются  представления детей о предметах, необходимых для работы людей разных профессий. Игроки, обращая внимание на предмет труда, должны назвать его и определить, представителю какой профессии он необходим в работе.

«Рекламные плакаты». В игре развивается умение творчески преподнести сведения о предметах, объединенных в родовые понятия, составлять описательный рассказ, отражающий особенности предметов, их назначение; развивать интерес к профессии рекламного агента. Детям раздаются иллюстрации с предметами, объединенными в группы, например, мебель, классифицированная по назначению (бытовая, для отдыха, для работы), или одежда, подобранная в связи с условиями её использования (сезон, место и время применения), или посуда, классифицируемая по назначению (чайная, столовая, кухонная,  походная) .Участники игры – рекламные агенты, получив « рекламный плакат», должны прорекламировать продукцию, изображенную на нем; кто сделает это более полно, содержательно, тот победитель.

        «Где тут шутка?».  Игра развивает детскую фантазию, умение придумывать юмористический сюжет, переводя его затем в правдоподобный, закреплять представление детей о многообразии профессий , воспитывать уважение к людям труда. Игрок вынимает из стопки две карточки с изображенными на них людьми разных профессий, составляет абсурдную историю, например, « Клоун пришел к доярке и попросил отдать ему корову для выступления в цирке». Затем составляет правдивую историю: «Проходя мимо фермы, клоун попросил отведать молока». Или абсурдная история: «Швея пришла к полицейскому и пожаловалась, что её уколола иголка», правдивая история: «Швея пришла к полицейскому и пожаловалась, что у нее украли швейную машину» и т.д.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых имеет широкий спектр возможностей развития познавательной активности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр»

Развитие  элементарных математических  представления  у дошкольников  особая  область  познания,  в  которой  при условии  последовательного  обу...

План по самообразованию « Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр»

План  по самообразованию « Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр»    ...

Личный творческий план.2018-2019 г. Тема: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр

Личный творческий план.2018-2019 г. Тема: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством дидактических игр...

Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством промышленного туризма

Ранняя профориентация ребенка опирается на начальный уровень обучения ребенка, что в конечном итоге приводит к развитию социально адаптированной личности, подготовленной к жизни....

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»

laquo;Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»...

Социально-значимый проект по формированию у дошкольников представлений о профессиях "Профессии наших родителей"

Социально-значимый проект по формированию у дошкольников представлений о профессиях "Профессии наших родителей"...

Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством экскурсий и виртуальных экскурсий"

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основ...