Главные вкладки

    НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР МАГНИТОВ
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Познавательно-исследовательская деятельность

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eksper._magnit.docx26.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ детский сад «Сказка» общеразвивающего вида с. Газ - Сале

    Познавательно-исследовательская деятельность

    НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР МАГНИТОВ

    Воспитатель: Муслимова А.К.

    2014г.

    Необходимо провести инструктаж детей по работе с колющими предметами (игла, гвоздь).

    Сейчас в образовательном процессе педагоги часто используют технические средства обучения, в том числе мультимедийный проектор, что значительно повышает уровень познавательного интереса. Хорошо бы сопровождать предъявляемый материал наглядностью и при знакомстве детей с магнитами. Чтобы все дети имели возможность самостоятельно выполнить задание, принять участие в играх-опытах, меньше уставали, проявляли активность и самостоятельность, стоит приготовить атрибуты для каждого ребенка. В зависимости от подготовленности и интересов детей занятие, конспект которого представлен ниже, можно разделить на две части.

     НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР МАГНИТОВ

    Цель занятия в детском саду — развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

    Задачи занятия в детском саду:

    • Знакомство с понятием «магнит».
    • Формирование представлений о свойствах магнита.
    • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
    • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
    • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

    Ход занятия в детском саду

    1. Организационный момент

    Педагог: — Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.

    2. Все ли притягивают магниты?

    Опыт с различными предметами

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • плюшевый мишка (или другая плюшевая игрушка),
    • деревянный карандаш,
    • пластмассовая пуговица,
    • металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль),
    • бумажный кораблик,
    • маленький магнит.

    Ход опыта:

    1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.
    2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую. Можно дать детям «Листочек наблюдений», на котором изображены предметы, находящиеся перед ребенком, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом.

    Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

    Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
    Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

    Педагог: - Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

    - Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

    3. Действует ли магнит через другие материалы?

    Игра-опыт «Рыбалка»

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • стакан с водой,
    • 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
    • маленький магнит.

    Ход опыта:

    1. В стакан с водой опустить рыбок.
    2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

    Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

    Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.

    Педагог: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

    Игра-опыт «Бумажные гонки»

    Оборудование (на каждую пару детей):

    • лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
    • заготовки для машинок (дно, крыша) — по количеству детей,
    • металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
    • ножницы и скотч (можно клей и кисти),
    • палочки длиной примерно 30 см с прикрепленным на конце с помощью скотча маленьким магнитиком.

    Ход опыта:

    1. Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
    2. Установить автомобили на старте.
    3. Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.

    Результат опыта. Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.

    Вывод. Сила магнита действует через картон и бумагу.

    Педагог: - Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

    4. Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?

    Игра-опыт «Магнитная регата»

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • кусочек пенопласта в виде лодочки,
    • портновская игла для мачты,
    • цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
    • маленький магнитик,
    • миска или таз с водой.

    Ход опыта:

    1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
    2. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

    Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

    Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии.

    Педагог: - Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

    5. Все ли части магнита имеют одинаковую силу?

    Опыт «Магнитные узоры»

    Оборудование:

    • магниты разных форм и размеров,
    • железные опилки (можно получить стачиванием гвоздя напильником),
    • лист оргстекла (лучше с бортиком).

    Ход опыта:

    1. Положить магнит под лист оргстекла.
    2. Посыпать лист железными опилками и постучать по нему пальцами.
    3. То же самое сделать, положив под оргстекло другие магниты.

    Результат опыта. Большая часть опилок соберется по концам магнитов.

    Вывод. Сила магнита больше по его краям.

    6. Почему иногда два магнита отталкиваются?

    Опыт № 1

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • два маленьких мебельных магнита.

    Ход опыта:

    1. Поднести два магнита друг к другу.
    2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

    Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

    Педагог: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

    Опыт № 2

    Оборудование (на каждого ребенка или на пару):

    • пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

    Ход опыта:

    Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.

    Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

    Педагог: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

    Опыт «Управление автомобилем»

    Оборудование:

    • два магнита с окрашенными полюсами,
    • игрушечный автомобиль,
    • скотч.

    Ход опыта:

    1. Один магнит закрепить скотчем на автомобиле.
    2. Другим магнитом пользоваться, двигая автомобиль.

    Результат опыта. Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные — назад.

    Вывод. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.

    7. Где еще используются магниты?

    Педагог: - Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

    8. Окончание занятия в детском саду

    Педагог: - Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

    Дети: - Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Сила магнитов больше по краям. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.

    Педагог: - Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и машинку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОД "НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР МАГНИТОВ"

    Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

    Конспект образовательной области «Познание» на тему: «Необыкновенный мир магнитов» для детей 6 - 7 лет

    развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

    Непосредственно-образовательная деятельность "Необыкновенная сила магнита"

    Проведение экспериментальной деятельности с магнитом в подготовительной группе....

    Конспект образовательной области «Познание» на тему: «Необыкновенный мир магнитов» для детей 6 - 7 лет

    Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

    Образовательная познавательно-исследовательская деятельности, в подготовительной группе «Необыкновенный мир магнитов»Воспитатель: Халикова Валентина Владимировна

    Цель – развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.ЗадачиФормирование представлений о свойствах магнита.Актуализация знаний об использовании свойств м...

    Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Необыкновенный мир магнитов». педагог Ивановская Светлана Степановна

    Задачи:vЗнакомство с понятием «магнит».vФормирование представлений о свойствах магнита.vФормирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщени...