«Театральная деятельность, как средство психодиагностики»
консультация по теме

Андреева Ирина Анатольевна

   Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой , детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать. Выдающийся режиссёр К.С.Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», сказал: «Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии».

В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества , о красоте человеческих отношений, но и учатся, но учится жить в этим мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), тоесть умения держать себя в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Театральная деятельность,

 как средство психодиагностики»

   Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой , детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать. Выдающийся режиссёр К.С.Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», сказал: «Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии».

В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества , о красоте человеческих отношений, но и учатся, но учится жить в этим мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), тоесть умения держать себя в обществе.

   Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр – один из демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:

 - художественным образованием и воспитанием детей;

 - формированием эстетического вкуса;

 - нравственным воспитанием;

 - развитием коммуникативных качеств личности(обучением вербальным и невербальным видам общения);

 - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

     Работая много лет с дошкольниками и используя театр кукол, я не раз убеждалась, что театр может всё. Он и учит, и лечит, и всесторонне развивает ребёнка. Театр также служит целям сбора психодиагностического материала, развивая творческого мышления и воображения, то есть умения находить оригинальные решения различных задач, достичь результата с наименьшими затратами и большой радостью, понимать множестенность первопричин и последствий поступков и действий. Для этого использую решение сказочных «открытого» типа. Они формируются таким образом, чтобы ребёнок смог спроецировать, перенести на них свой жизненный опыт. И самое главное они не имеют единственно правильное решения. Цель сказочной задачи – найтикак можно больше потенциальных решений.

Например:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь царевна –красавица. Всем хороша, да вот беда – ни разу в жизни она не улыбалась и не смеялась. За это прозвали её Несмеяной. Что только ни делал царь, чтобы развеселить дочь. И артистов приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?

Я получила самые разнообразные ответы на этот вопрос: «У нее не было друзей», «Она была тяжело больна», «Она была грустная оттого, что её мама с папой всё время ссорились».

Эти ответы были для наменя диагностической информацией, с помощью которой выстраивала не только диагностику, но и коррекцию, ибо следующий вопрос был таким: «А что можно сделать, чтобы царевна рассмеялась или хотя бы улыбнулась?»

И дети наперебой рассказывали о том, что поднимает их настроение, и это уникальная информация облегчала психолого- педагогический процесс.

Задачи (сказочные) предлагаемые детям должны отвечать следующим требованиям.

  1. Задачу задает какое- либо сказочное существо (Баба- яга, Волшебник, Фея и пр… )- одна из многочисленных кукол нашего театра.
  2. Сказочные задачи служат испытаниями, а дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие наиболее понятны для него способы взаимодействия с миром. Обычно дети не теряются и выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора, тем самым помогая нам и психологу выстраивать психолога- педагогический процесс.
  3. Образы,  герои и события задачи должны заинтересовать ребенка, быть ему близкими.
  4. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную » в основном ряде сказки. Например, преодоление препятствий (для детей нерешительных) , взаимопомощи и взаимодействия (если ребенку свойственен эгоцентризм), самореализация и прогнозирование своих действий (если ребенок не достаточно внимателен и организован).
  5. Ситуацию и вопрос лучше построить так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и проследить причинно – следственные связи (откуда и почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).

Решение сказочных задач мы проводим не только в психолого-педагогической работе, но и предлагаем родителям использовать их в семейном общении, домашних праздниках.

Процесс придумывания сказочных задач несложен и интересен и источником их создания служат сказки. Вот некоторые из них:

  1. Один раз задумался Иван –Царевич: правду ли говорят , что Баба- Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба-Яга иногда бывает злой и коварной?
  2. Долго ехал Иван- Царевич и , наконец, приехал к замку Кощея Бессмертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила невеста Ивана- Василиса Прекрасная.
  3. Но не просто войти в замок – ведь охраняет его бессмертный Дракон. Как Ивану Царевичу войти в замок?
  4. Выехал Иван Царевич из родного дома, чтобы белый свет посмотреть. Ехал, ехал. Да почти всю еду, что из дома прихватил , и съел. Осталась только одна горбушка хлеба. Вдруг видит, навстречу ему идет Старичок- Лесовичок, от голода шатается. Что делать Ивану Царевичу? Что будет с ним ,если он отдаст последний хлеб ?
  5. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через нее?

Процесс группового решения- обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребенка: ведь чем больше у него вариантов реагирования и поведение в той или иной ситуации, тем более адоптированным к жизни он будет.

Таким образом, работа в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует:

  1. Развитие творческого мышления ребенка
  2. Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формировать свои мысли)
  3. Развитию фантазии , воображения
  4. Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно следственных связей
  5. Развитию эмпатии и умению слушать

Игры драматизации чрезвычайно многоплановы. С их помощью решаются психодиагностические, коррекционное- развивающие, терапевтические задачи. Каждый может выбрать по душе свою форму работы со сказкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей"

"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей"...

Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....

Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в детском саду.

Использование возможностей исуксства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии - одна из задач современ...

Статья "Театральная деятельность как средство воспитания и развития творческих способностей детей"

Театральная деятельность как средство воспитания и развитиятворческих способностей детей.   Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний, ...