Статья "Театральная деятельность как средство воспитания и развития творческих способностей детей"
статья (подготовительная группа) по теме

Прохорова Надежда Гаврииловна
 

Театральная деятельность как средство воспитания и развития

творческих способностей детей.

 

 

 

Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний, постепенно становится развивающей, «динамичной». Это означает, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка.

Педагогические и психологические исследования, а также практика показывает, что начало развития творческих способностей падает на дошкольный возраст и находит свое продолжение в младшем школьном возрасте. Ростки творчества проявляются в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте в способности к замыслу, его реализации, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Главная задача взрослых - помочь детям с помощью театрализованного искусства накопить жизненный опыт, развить творческие способности.

Творчество - сложный педагогический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы - различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасному.

Все дети, в том числе дошкольники и младшие школьники, любят заниматься искусством. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети же способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах и т.п.

Развивать творческие способности детей необходимо. И заниматься этим можно различными способами. В развитии творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста помогает театр.

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он помогает решить многие актуальные проблемы современной педагогики.

Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, сказочник и педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству. При этом, он был убежден, что ребенок должен выступать сразу в двух ролях - зрителя и участника.

Театрализованная деятельность является средством воспитания ребенка дошкольного возраста. Она обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе и театру. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. В процессе работы по приобщению детей к театрализованной деятельности происходит эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие зажатости. Театральная деятельность - средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации; умения ставить себя на его место в различных ситуациях. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место»1,- утверждал психолог и педагог Б.М.Теплов. Средствами театрального искусства развиваются эстетические способности детей.

 

 

                                     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....

Изобразительная деятельность в создании условий для развития творческих способностей детей

           Изобразительная деятельность, является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить свое впечатление об о...

«Театрализованная деятельность как средство социализации и развитие творческих способностей детей старшей группы»

Цель работы: формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста, воспитание раскрепощенного, социально активного дошкольника, гармонично входящего в социум средствами ...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ. Тема «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности (выполнение композиции зимний лес)»

quot;Развитие твореских способностей детей в изобразительной деятельности". Выполнение композиции зимний лес (работа с губкой)....

«Роль художественно-эстетического воспитания в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

Из опыта работы. Какую роль играет художественно - эстетическое воспитание в развитии творческих способностей....

Влияние сенсорного воспитания на развитие творческих способностей детей

Освещение опыта работы по сенсорному воспитанию, как средству развития творческих способностей детей....