Народные промыслы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Таранова Марина Викторовна

предлагаю конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего возраста на тему «Народные промыслы». Это интегрированное занятие развивает у детей интерес к народному мастерству, закрепляет знания детей о народных игрушках и росписях этих игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_na_temu.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме: Народные промыслы

Интеграция образовательных областей:  Познание, Художественное творчество, физическая культура.

Виды деятельности: Продуктивная, коммуникативная.

Формы работы: Групповая, подгрупповая.

Цель:   Развитие речи и творческих способностей через закрепление мотивов  народного орнамента.

Образовательные задачи:  Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства. Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Филимоново, Гжель).

Развивающие задачи: Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.  Развивать творческие способности.

Воспитательные задачи:  Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы: изображения дымковских игрушек, филимоновских свистулек, гжельских тарелок, хохломской посуды, слайдовая презентация.

Предварительная работа: занятия по мотивам народных росписей.

ХОД:

Организационный момент:

  • Д/И «Доброе утро»

- Давайте поздороваемся друг с другом не просто, а пропоем приветствие!

Основная часть:

 - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить попутешествовать по мастерским народных умельцев. Скажите, кого мы можем назвать мастером, умельцем?

- Как вы понимаете такую пословицу: Красна птица перьем, а человек уменьем? (человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер).

- А чтобы нам определить, кто в какую мастерскую пойдет, давайте разделимся таким способом: я называю по порядку виды росписи, а вы как стоите, друг за другом запоминайте в какую мастерскую вы пойдете.

- Вы разделились на 4 группы. Теперь каждая группа пройдите к своему столу.

Воспитатель: - Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

- Ребята, теперь  давайте вспомним, какие же узоры присутствуют в каждой росписи. Для этого на столах лежат  заготовки с орнаментом, вам нужно вспомнить элементы росписи и закончить рисунок. Работаем дружно и аккуратно!

Пальчиковая гимнастика: 

Держим кисточку вот так:

Это трудно?

Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

(Дети выполняют узоры, присутствующие в их орнаменте).

- Кто хочет рассказать про свою работу?

- Что такое Дымка?  Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал художник в дымковской росписи? Какие используют цвета?

(Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

- Ребята, что же это за изделия такие интересные, всего два цвета?
Почему эти изделия называют гжельскими? (деревня Гжель) Чем она отличается от всех росписей (всего два цвета). Какой основной узор? (Гжельская роза). Что расписывают этой росписью?
( Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом сине- голубого цвета. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.)

- Что такое Хохлома? Почему хохлому называют золотой? (много желтого цвета) Что расписывают этой росписью? (мебель посуду) Из чего сделаны эти изделия? (из дерева, липы) Какие цвета использует художник в этой росписи? (4 цвета- красный, зеленый, желтый, черный). Какие элементы присутствуют в этой росписи? (ягодки, листочки, завиточки). Откуда это берется? (из природы). Называется это растительный орнамент. Он составлен из того, что растет в природе.

- Что такое Филимоновские игрушки? Почему она названа Филимоновская? (Деревня Филимоново) Чем она отличается от других игрушек? (игрушки удлиненные). Какие цвета использовал художник в филимоновской росписи? (3 цвета: красный, желтый, зеленый) Какой основной узор у этих игрушек? (Полоски).

Физ. Минутка: 

Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой
Быстро на коня вскочу,
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой,
Помашу тебе рукой.

- Давайте поиграем? Я вам приготовила игру, которая называется «Чей узор?». На столе будут разложены карточки, на них изображены элементы определенной росписи, а рядом будут находиться сами предметы народных промыслов. Ваша задача правильно разложить эти карточки к предметам.

- А теперь я вам предлагаю посмотреть презентацию по мотивам народного орнамента и закрепить знания о видах росписи.

(Просмотр презентации).

Дети рассказывают  стихи о росписях.

- Ребята, вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев! Вам понравилось? Какие виды росписи вы закрепили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочное комплексно – тематическое планирование. Весна. Народная культура и традиции. Март, 2-я неделя: «Народные промыслы»

Цели: расширять представление детей о народном искусстве и художественных промыслах; знакомить с народными песнями и плясками, в том числе и коренного населения; воспиывать интерес к промыслам родного...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Обобщающее занятие по теме: «Народное творчество» «Ярмарка народных промыслов»

Цель занятия: закрепить знания о народных промыслах, о хохломской, дымковской, филимоновской, гжельской, каргопольской и русской матрешках.Продолжать развивать художественный вкус у детей. Воспит...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...