Формирование социальных компетентностей детей 4-6 лет через осуществление программы Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. "Тропинка к своему Я"
статья по теме

Колесникова Светлана Валерьевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_na_konferentsiyu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование социальных компетентностей детей 4 – 6 лет

 через осуществление программы

Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.

 «Тропинка к своему Я!»

Опыт работы

                                 Педагог - психолог                                                                    МКДОУ д/с «Подснежник»                

пгт Подосиновец                                                                                                          Колесникова С. В.

С момента рождения ребёнок не только начинает развиваться как личность, но и выполняет множество социальных функций.  Ребёнок беспомощен в меняющемся мире с его негативными факторами – нестабильность: экономическая, политическая, ценностная, быстро меняется социальная ситуация, увеличивается информационный поток. Меняющийся социум выдвигает свои требования к современному человеку быть инициативным, самостоятельным, независимым, уметь быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке, проявлять социальную гибкость, уметь сотрудничать.

Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии - это дошкольное детство (примерно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение. Поэтому усвоение ребенком уже в дошкольном возрасте традиций, ценностей, норм поведения и общения, представлений о добре и зле – процесс необходимый, тем самым закладываются основы социальной зрелости, определяется развитие и успешная адаптация в социуме. Социальная зрелость дошкольника, по мнению Е.Н. Лебеденко означает такой уровень социально-личностного развития, при котором поведение и деятельность ребёнка отличаются определённой целенаправленностью, осознанностью и возможностью ориентировки на социально заданные требования, правила, доступные детскому пониманию общечеловеческие ценности – ценности познания, добра, красоты, справедливости. Накопленный социально-личностный опыт в дошкольном возрасте важен при переходе на школьное бучение, и является одной из составляющей школьной зрелости.  

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы, чтобы она стала частью учебного и воспитательного процесса. Сейчас существуют программы, формирующие социальную компетентность детей дошкольного возраста: «Сообщество», «Давайте жить дружно», «Дружные ребята», «Я и мы», «Тропинка к своему Я».                                                                                                                                

В рамках развивающей и сопровождающей деятельности педагога-психолога мне хотелось дополнить и обогатить содержание работы воспитателей по формированию социальных компетентностей у детей, созданием кружка по психологической поддержке дошкольников. За основу кружковой работы я взяла содержание программы Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!», которая рассчитана на 3 года. В программе представлена организационная структура психологической поддержки дошкольников. Подробно описаны групповые развивающие занятия для трёх возрастных групп, которые способствуют раскрытию возрастного потенциала, накоплению социального опыта. Через ролевые игры, психогимнастику, задания направленные на развитие произвольности, игры на воображение, терапевтические метафоры, релаксацию решаются следующие задачи:                                                                                                                                   - обучение положительному самоотношению и принятию других людей;                                - обучение рефлексивным умениям (умение понимать и описывать свои и чужие эмоциональные состояния, возможность свободно и открыто проявлять свои чувства, не причиняя вреда другим, осознание причин и следствий, как своего поведения, так и поведения окружающих);                                                                                                                              - формирование потребности в самостоятельности (человек становится субъектом своей деятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития);                                                                  - содействие росту, развитию ребёнка.                                                                  

Мной была составлена программа кружка, в которой представлены  теоретические основы, цели, задачи, возраст детей, режим занятий, срок, форма реализации, ожидаемые результаты, учебно-методический план для трёх возрастных групп. Программа была принята на педсовете и утверждена заведующей.                                                                                                

Организую занятия с учётом рекомендаций авторов. На протяжении трёх лет провожу занятия с одними и теми же детьми, начиная со 2 младшей группы. Режим - 1 раз в неделю после тихого часа. Всего занятий 25 в год. Длительность зависит от возраста детей: для детей 3 – 4 лет – 15 мин, для старших дошкольников – 30 минут. Рассаживаю ребят полукругом сама сажусь напротив, что даёт мне возможность держать в поле своего внимания всю группу. Веду журнал посещаемости занятий.                                                            

В процессе групповой работы использую приёмы, содержание которых отвечает развивающим профилактическим и коррекционным задачам программы. В основном это авторские разработки и модификации.                                                                                  

Очень часто встречается, что дети не могут переходить из роли в роль, принимать на себя отрицательные образы, придумывать свои. Применение ролевых методов (ролевая гимнастика, психодрама) на занятиях помогает им принять роль, разную по содержанию и статусу. Ролевую гимнастику начинаю осваивать с детьми с ролевых действий (походить как кошечки, зайцы, волки и т.п.), затем предлагаю озвучить персонажей (помяукать как радостный котёнок, злой котёнок и т.п.), а также включаю пальчиковые игры (походить пальчиками как лисичка, зайчик, покажи чувства руками). Со старшим дошкольникам показы с помощью мимики и жестов образы сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея Бессмертного), неодушевлённых предметов (стола, машины), социальные и семейные роли (мамы, папы). Разыгрываем или «оживляем» мысленные картинки, которые предлагают ребята, или терапевтические сказки из программы. Особенно интересно детям разыгрывание этюдов или сказок пальчиками.                                                                                Психогимнастические игры я использую для формирования у детей:                                                                                           а) принятия своего имени (Назови себя ласково, Моё имя похоже…);                                                                                                                     б) принятия своих качеств характера (кто как обижается);                                                                                             в) принятия своего прошлого, настоящего, будущего (Я – маленький. Я – большой);                                                                                                                   г) принятие своих прав и обязанностей (Что любят мальчики, что любят девочки).                                                                                                              

Дети 4-го года жизни начинают уделять повышенный интерес к сверстникам, начинают сравнивать себя с другими, причём не, всегда с положительной стороны, появляется соперничество. Поэтому особое внимание уделяю играм, направленным на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание» (Котик ласкает), а так же игры, обучающие умению сотрудничать (Акулы-рыбки, Паравозик).                                                                                                     Игры «Я хозяин своих чувств», «Сильный человек – человек с сильной волей», «Стоп, кулак!» способствуют формированию произвольности.                                                                        Представление «мысленных картинок», где под музыку, закрыв глаза, ребята придумывают картинку, а потом рассказывают её в группе, вербальные и невербальные игры помогают развивать воображение. Дети с охотой придумывают окончания к ситуациям (например: «Что произойдёт если у медведя появятся крылья?»), коллективно сочиняют сказки.                                                                                                                          

Понять детям то, что в сложных ситуациях необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведёт к успеху, помогают задания с использованием терапевтических метафор, которые соответствуют трудной для детей ситуации (сказка «Верь в себя»). Метафора включает в себя:                                                                                                                                - конфликт;                                                                                                                                                                 - кризис;                                                                                                                                                                                          - поиск ресурсов, возможностей;                                                                                                                    - приход успеха, признание.                                                                                                                                      

Так же в программе уделяется особое внимание рисункам на различные темы (Как я люблю маму, Баба Яга пришла в детский сад). Детские рисунки помогают мне в обсуждении чувств, переживаний и мыслей детей.                                                                                            Включённые в программу авторами нервно-мышечная релаксация, дыхательные и визуально-кинестетические техники позволяют в течение занятий отдохнуть, расслабиться, предупреждают утомление (массаж чувствами).

В конце прохождения программы дети принимают своё имя, себя, других людей, адекватно воспринимают свои и чужие недостатки. Осознают и обсуждают свои чувства, причины поведения, жизненные планы. Пытаются в различных ситуациях находить силы внутри себя, осознанно регулируют поведение. По наблюдениям педагогов, ребята напоминают друг другу о хорошем поведении, если кто-то ведет себя плохо. Спрашивают: «Почему ты так делаешь?» Замечают настроение друг друга. Если кого-то обидели, то обидчика осуждает вся группа, а обиженного успокаивают. Проявляют сочувствие к окружающему миру. Чаще уступают, договариваются об очерёдности.

Литература:

1) Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М.: Генезис, 2004.

2) Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.

                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»

     Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

Презентация опыта работы по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта....

«Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.»

laquo;Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возрастав сюжетно-ролевой игре.»...

Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...