Главные вкладки

    отчет по самообразованию
    материал (подготовительная группа) по теме

    Доманова Татьяна Ильинична

    Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, предметным миром. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otchet_po_samoobrazovaniyu.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 Ромашка»

    Отчет по самообразованию на тему: «Ознакомление с предметным миром (развивающие игры для старших дошкольников)

            Подготовила:

                                                                                                 Доманова Т.И.

            

    Губкин

    Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, предметным миром.

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, поэтому  важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

    Современное образование является развивающим, что предполагает развитие творческих способностей. Это имеет очень большое значение в развитии ребенка:

    • расширяется  кругозор;
    • обеспечивается словарный запас;
    • развиваются все психические процессы:  внимание, память, мышление, воображение;
    • происходит развитие моторных навыков.

    Мир детства – это мир игры. Необходимо, чтобы игра увлекала ребенка, давала ему здоровую и интересную «пищу для ума», достаточно сложную, причем очень важно, чтобы эта сложность возрастала  вместе с ростом ребенка, опережая его развитие. Это все дают игры нового типа, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

    Развивающие игры важны в дошкольном возрасте. У них необычно широкий диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому ими можно легко увлечь любого ребенка. Маленький ребенок интересуется не только узким кругом вещей, но его все  больше привлекает широкий мир окружающих предметов, возможность использовать их в игре, быту.

    Важно помочь ребенку легко войти в предметный мир и научится действовать в нем. Поэтому одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые легко позволяют осваивать новое.

    Развивающие игры характеризуются тем, что содержат готовый игровой материал и правила игрового действия. Все это определяется целью игры, которая имеет несколько аспектов.

    1. Познавательный – чему мы должны научить ребенка.
    2. Воспитательный – что мы воспитываем в ребенке.
    3. Развивающий – развитие его определенных психических процессов или способностей.

    В основе системы развивающих игр с детьми в нашей группе лежат следующие принципы:

    • совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения;
    • постепенное усложнение обучающей задачи;
    • повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
    • органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней активностью ребенка;
    • единство воспитательных и обучающих воздействий.

    В результате реализации этих принципов в группе создана соответствующая развивающая среда:

    • организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны;
    • создание условий, чтобы ребенок мог найти себе удобное место для игры;
    • своевременное изменение предметно-игровой среды воспитателем в зависимости от реализуемых целей и задач обучения и воспитания;
    • отбор игр, игрушек по качеству и количеству; обеспечение их доступности.

    Развивающие игры, организованные в такой среде, систематизируют и дисциплинируют весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду. Очень часто игры выступают составной частью занятий. Спектр развивающих игр очень широк и разнообразен (таблица)

    Примерная классификация развивающих игр

    Развитие познавательных способностей

    Развитие речевых навыков

    Развитие

    внимания

    Развитие памяти

    Развитие мышления

    Знакомство с предметным миром:

    - «Чей домик?»

    - «Назови одним словом»

    - «Накроем стол»

    - «Мир вокруг меня»

    Развитие словаря:

    - «Подбери антонимы»;

    - «Что бывает красным?»

    - «Живое-

    неживое»

    - «Что перепутал художник?»;

    - «Снеговики»;

    - «Путаница»;

    - «На что похоже?»;

    - «Что съедобное, а что нет?».

    - «Какая сегодня погода?»;

    - «Мой город»;

    - «Чего не стало?»;

    - «Угадай, где меня можно сегодня повстречать?».

    - «Геометри-ческое лото»;

    - «Прозрачный квадрат»;

    - «Танграм»;

    - «Палочки Кюизенера»;

    - «Хорошо – плохо».

    Формирование основ экологического миропонимания:

    - «Кто где живет?»

    - «Что лишнее?»

    - «Кто чем питается?»

    - «Что где растет?»

    Развитие лексико-грамматической стороны:

    - «Какой?

    Какая?»;

    - «Чей?Чья?

    Чье?»;

    - Переезжаем на новую квартиру»

    - «Волшебный поезд»

    - «Чего не стало»;

    - «Вещи на столе»;

    - «Вода, земля, воздух, огонь»;

    - «Кто самый внимательный?»

    - «Кто быстрее?»;

    - «Чудесный мешочек»;

    - «Что лишнее?».

    - «Кому что нужно для работы»;

    - «Сосчитай правильно»;

    - «Дотронься до…»;

    - «На что похоже?».

    Знакомство со своим организмом:

    - «Советы чистюлям»

    - «Валеология»

    Развитие связной речи:

    - «Коллаж»;

    - «Сочини сказку»;

    - «Составь рассказ по картинке»;

    - «Мы играем вместе»;

    - «Как  помогаем старшим».

    Игры на развитие познавательных способностей формируют субъективную картину мира ребенка. Это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, составление на их основе устойчивых образов и соотнесение этих образов с предметами окружающего мира.

    Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Предложенные в данном разделе игры способствуют развитию памяти ребенка, обучат логическим приемам запоминания.

    Внимание детей  связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.

    Игры на развитие воображения способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

    Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

    Несмотря на определенную  направленность предлагаемых игр, все они в конечном итоге формируют знания детей о предметном мире, тех процессах, которые происходят вокруг него, взаимодействиях в них. Ведь играя в такие игры, ребенок сам делает, пусть маленькое, но свое открытие.

    Поэтому в воспитательно-образовательном пространстве нашей группы развивающие игры востребованы, подчеркивают свою целесообразность и уникальность.

    Список используемой литературы.

    1. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М., 1991;
    2. «Ребенок в детском саду.» 2000. №1,2,3; 2005. №8, 10;
    3. А.К. Бондаренко «Воспитание детей в игре» М., 1998.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

    План по самообразованию на учебный год....

    Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

     Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

    Отчет по самообразованию.

    "Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

    Отчет по самообразованию

    Тема: «Театральная деятельность, как средство развития творческих способностей детей»....

    отчет по самообразованию

    отчет о проделанной работе по самообразованию на тему:"«Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста"...

    Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

    Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...