Программа подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни.
рабочая программа по теме

Шаблонова Ольга Александровна

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждениях социальной защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovki_vospitannikov.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Программа подготовки воспитанников

учреждений для детей – сирот к

самостоятельной жизни.

Пояснительная записка

В современном российском обществе реализуется воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечение  родителей в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений.

Программа соответствует закону РФ « об образовании» и типовому положению об образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечение родителей, и направлена  на духовно – нравственное становление личности, развитие способностей ребёнка, его познавательного интереса, на  формирование социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованную форму обучения;

Нерегламентированные виды деятельности детей, организацию свободного времени в течение дня; и сочетает в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей воспитанников.

Содержание программы разрабатывалось на  основе принципов: гуманистической направленности ( отношение воспитателя к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект – субъективных отношениях ) ;

природосообразности ( воспитание детей сообразно  их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения);

культурасообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);

эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально – бытовых умений и навыков). Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетенции личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания направлены на помощь воспитаннику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении.

Раздел 1

Самоидентификация нормы полоролевого поведения человека современной культуры.

Социальные знания, умения навыки  ( 7-11 лет).

Тайна моего «Я»; мой автопортрет ( умение видеть и понимать себя); внешний облик мальчика, девочки; индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром; умение принять другого как данность; возрастные этапы; взрослость и её признаки. Изменение в организме в связи с началом полового созревания. Родословная. Корни семьи. Отличительная роль мужчины и женщины в обществе.

Раздел 2

Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни. Социальные знания, умение, навыки. Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за  волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощник. Закаливание организма, занятие физической культуры, спортом. Режим дня, учебы, отдыха, гигиена умственного труда. Соблюдение правил самоконтроля за правильной осанкой. Походкой. Позой. Аккуратность и чистка одежды, обуви; уход за ними. Личная гигиена подростка .закаливание организма, занятия спортом, основные сведение об инфекционных заболеваниях и их профилактике. Курение и алкоголизм, их влияние на организм человека.

Раздел 3

Этические нормы жизни как регулятор поведения людей. Социальные знания, умение, навыки.

Поведение в столовой ( эстетика приема пищи, уборка посуды) ,в актовом зале, на концерте, в общественных местах ( выставка, музей, парк, магазин, поликлиника и др.). Поведение в школе, бережное отношение к книгам, одежде, имуществу. Культура чтения. Расширение сведений о формах обращение к старшим сверстникам, незнакомым людям . Общие  сведения о различных этикетных ситуациях ( поздравления, пожелания, просьбы, умение сопереживать, спорить). Освоение товарищеских норм, отношений(забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь. Сочувствие); манеры поведении .поведение  в общественных местах ( библиотека, почта, рынок, магазин и др.). поведение в гостях; визиты с различной целью ( к большому,,, в семью одноклассника, визит поздравления). Культура речи при общении по телефону; речевой этикет как форма общения к человеку; формирование привычки ориентироваться на другого . Знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Человек в группе: выбор группы, учебные группы, группы по интересам, группы подавления. Вербальные и невербальные этикетные знаки. Жест , мимика. Тон. Поза походка, взгляд и тд.

Раздел 4

Общение с детьми и взрослыми. Социальны знания, умение, навыки. Привычка быть приветливым, доброжелательным ;неприятие грубой речи. Навыки общение с младшими, сверстниками. Старшими детьми, взрослыми. Отношение с близкими, незнакомыми людьми. Развитие коммутативных качеств в процессе специально организованной. Деятельности. Терпимость по отношению к другим.  Формирование и развития интимно- личностной формы общения.

Раздел 5

Природный мир вокруг нас. Человек как часть природы. Экологическая культура. Социальные знания, умения . навыки. Умение воспринимать, беречь и создавать красоту природы.Уважения эстетических вкусов другого человека. Умение разводить костёр, Собирать ягоды, грибы. Правила поведение во время походов .Краеведение. Фауна и флора места ,где живет ребенок.

Раздел 6

Отечество (родина ) как место, где человек родился и познал счастье жизни. Социальные знания, умения, навыки. Содержание понятия Родины: люди, язык нравы, история, события, природа, традиции, привычки, мировоззрение. Знание Родины, её людей, истории. Гордость за Родину.

Раздел 7

Правовые нормы жизни. Социальные знания, умения, навыки. Права и обязанности воспитанников. Государство по отношению к другому человеку: регуляция, контроль, принуждение забота, поощрение, наказание. Конституция России. Экономические, социальные и культурные права человека.

Раздел 8

Культура взаимодействия со средой проживания Твоё рабочее место. Правила подготовки мест для учебной, трудовой, досуго  -игровой деятельности и отдыха. Культура взаимодействия со средой проживания. Культура устройства рабочего места ( освещение, расположение предметов личного пользования, школьных принадлежностей.).

Раздел 9

Формирование умений и навыков труда. Социальные знания, умения, навыки. Уметь играть в подвижные, интеллектуальные игры. Знать и уметь пользоваться утюгом, стиральной машиной , тёркой, мясорубкой, электроплитой,  холодильником. Правила стирки. Правила сервировки стола. Использование столовых приборов по назначению. Уметь готовить: блюда из картофеля, капусты, овощные салаты, варить кисель, компот. Делать своими руками: аппликации из ткани, соломки, мягкие игрушки, штопать, вязать. Работать: простейшими инструментами, на швейной машинке. Уметь играть в спортивные игры. Уметь пользоваться миксером, соковыжималкой, телефоном, магнитофоном. Участие в приготовлении праздничного стола вечернего чаепития и тд. Уметь готовить :супы молочные блюда, блины, какао, кофе, пудинги, оладьи, запеканки. Делать своими руками: изделия из дерева ,игрушки для малышей, ремонт одежды.

Раздел 10

Правила ухода за жилым помещением, растениями, животными. Социальные знания, умения, навыки. Уборка жилого помещения, средства по уходу за жилищем. Выращивание комнатных растений. Уход за посадками . Подкормка растений, выращивание рассады. Участие в других сельскохозяйственных работах. Уход за домашними животными ,заготовка кормов. Уход за мебелью, подготовка жилище к зиме: утепление окон. Работа в саду. На огороде, на клумбах, в теплице. Сбор семян, цветов.

Раздел 11

Познакомимся с профессией. Социальные знания, умения, навыки. Познакомимся с профессией: шофера продавца, врача, воспитателя, почтальона, швеи, строителя, машиниста. Чествование взрослых в день их профессионального праздника. Познакомимся с работой предприятий пищевой промышленности, транспорта и связи, с-х предприятий.

Раздел  12

Экономика и ее роль в жизни человека. финансово- денежные- нормативы жизни. Социальные знания, умения, навыки. Первоначальные представления о формах собственности. По поручению взрослых самостоятельно делать покупки. Деньги и труд. Способ зарабатывать деньги. Попрошайничество как низкий способ приобретения денег. Воровство  как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека. Труд в домашнем хозяйстве. Эффективность ведения домашнего хозяйства. Свой сад, огород, подсобное хозяйство как экономические объекты. Источники денежных доходов в семье. От чего зависит экономические благосостояние семьи.

Раздел 13

Основы безопасности жизнедеятельности. Социальные знания, умение, навыки. Безопасный маршрут в школу, в магазин и тд. Правила поведения при пожаре, других стихийных бедствиях. Ориентация на местности. Знать подробный адрес, ориентироваться в плане - схемы посёлка, основные социальные объекты. Личностное пространство человека: предметное пространство ,место ,которое занимает человек в жизни других людей. Знать правила поведения в экстремальных ситуациях. Правила поведения в криминогенной ситуации. Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром

Развивающие занятие.

1 личностное развитие.

Задачи: познакомить с основными моделями коммуникативного поведения; объяснить правила, регулирующие поведение ребенка с позиции его индивидуальности в обществе: развивать внутреннюю убежденность в востребовании ребенка обществом.

Беседы;

-Беседа-иллюстрация: « школьный дневник», « задачи на новый учебный год», « подведение итогов прошедшего учебного года».

-Беседа-диалог «классный коллектив - одна семья».

-Беседа-игра № наши имена, «родственные люди, родственные отношения, кровное родство».

Цикл занятий «с вилкой и ножом».

1 «1000 лет назад»

2. «Щека и локоть»

3. «Юности честное зеркало»

4. «Приятного аппетита»

5. «Без мизинчика»

6. «Итоговое, игровое. Как вести себя за столом».

Сочинение « как вещи убежали от Федоры».

Цикл занятий « эмоции и поступки»:

1. « Что такое зло?»

2.» эмоции и поведение»

3.» мы живём среди людей»

4.» эгоизм»

5.» как появилось зло»

6.» умеешь ли ты выбирать подарки?»

7.» что такое воровство? Как от него избавиться»

Цикл игровых занятий:

1 «счастливый случай»

2. « заморочки из бочки»

3. «темная лошадка»

4.» гонка за лидером»

5. « ты - мне, я тебе».

Веселая игра « я и новый год»

Цикл занятий « тайны природы»

1. « времена года»

2. « птицы наши друзья»

3. « праздник русской березки»

4. « земля наш дом» откровенный разговор.

5. « в клубе знатоков»

6. « спешите делать добро»

7. « животный мир красной книги»

8. « растительный мир красной книги»

9. « экскурсия в лес.

10. « мы рисуем природу»

Цикл бесед « ты хочешь быть красивым?»

1. «Белый китель»

2. «ногти с траурной каймой»

3. «как погиб « золотой мальчик»

4. «как надо одеваться» итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Проблемы в адаптации к самостоятельной жизни выпускников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

В статье расмотренны проблемы социализации детей - сирот, с которыми они могут сталкнуться после околнчания образовательного учреждения....

ПРОГРАММА "Подготовка воспитанников детских домов предшкольного возраста к успешному обучению в школе"

Авторская программа образовательно-воспитательная для детей детских домов старшего дошкольного возраста. В программе выделены следующие разделы: физическая культура и здоровье; социализация; безопасно...

ВАРИАТИВНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ - СИРОТ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Настоящей методикой предусмотрено создание специальных коррекционно-педагогических условий при организации обучающего процесса для детей - сирот раннего возраста с ЗПРР.  Целью  коррекционно...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к адаптации в замещающей семье

  Ключевой проблемой социального сиротства выступает отсутствие навыков семейного общения и социального опыта: дети, ставшие социальными сиротами имели опыт первоначального проживания в ди...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к передаче в приемную семью через театрализованную деятельность

Дети, воспитывающиеся вне семьи,  –  это противоестественное явление. Тем не менее, в современном обществе, к большому сожалению, проблема сиротства, в том числе социального, актуальна...