Главные вкладки

    Методическая разработка (младшая группа) по теме:
    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями младшей группы

    Вязкова Елена Викторовна

    Тема: «Масленица» Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, музыка. Используемые современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология развивающих игр, технологии сохранения и стимулирования здоровья, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, коммуникативные, технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, технология мастерских, сотрудничество. Участники: дети в возрасте 3,5 – 4 лет и их родители Количество участников:15 детей и их родители Длительность: 25 минут. Цель: Познакомить детей с народным праздником Масленица.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл maslenitsa.docx92.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    совместной деятельности детей и родителей младшей группы «Масленица»

    Тема: «Масленица»

    Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура, музыка.

    Используемые современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология развивающих игр, технологии сохранения и стимулирования здоровья, здоровьесберегающие,  личностно-ориентированные, коммуникативные, технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, технология мастерских, сотрудничество.

    Участники: дети в возрасте 3,5 – 4 лет и их родители

    Количество участников:15 детей и их родители

    Длительность: 25 минут.

    Цель: Познакомить детей с народным праздником Масленица.

     Задачи по образовательным областям:

    Познание:

    - воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа;

    - создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии предметного и  социального мира;

    - формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвет, размер);

    - стимулировать развитие разных видов детского восприятия (зрительного, слухового, осязательного);

    - развивать любознательность и наблюдательность.

    Социализация:

    - способствовать установлению добрых отношений между детьми и родителями;

    - развивать игровой опыт ребенка;

    - помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира;

    - развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в парах, к взаимодействию в практической деятельности с родителями;

    - приучение к культуре поведения и доброжелательному отношению к окружающим.

    Коммуникация:

    - развивать интерес к общению со знакомыми взрослыми людьми;

    - упражнять в словообразовании;

    - обогащать словарь детей за счет расширения представлений об объектах природы ближайшего окружения их выраженных свойствах и качествах;

    - развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения;

    - развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием и интонацией;

    - развивать глазомер, мелкую и общую моторику.

    Безопасность:

    - формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

    - обогащать представления детей о доступном для него предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования.

    Физическая культура:

    - способствовать становлению и обогащению двигательного опыта;

    - содействовать гармоничному физическому развитию детей;

    - развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других, с музыкой и указаниями в песне, со словами стихотворения.

    Художественное творчество:

    - формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений;

    - активизировать желание детей принимать участие в создании аппликации совместно с взрослыми (родителями);

    - развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты (кисть);

    - показать детям последовательность аппликационной работы;

    - побуждать детей использовать инструменты аккуратно.

    Музыка:

    - активизировать слуховую восприимчивость детей;

    - воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;

    - развивать музыкально-ритмические движения;

    - формировать у детей вокально-певческие умения в процессе подпевания взрослому;

    - развивать координацию движений и мелкой моторики

    Предварительная работа:

    Беседы: о зиме, о зимних явлениях природы («Зимушка-зима», «Зима в лесу» и др.), беседы о скором приходе весны («Как мы зиму провожаем», «Весна у ворот!»), беседы о том, как изменится природа с приходом весны.

    Наблюдения: рассматривание картин и иллюстраций, изображающих приход весны в природе; наблюдение за погодными явлениями, связанными со скорым приходом весны.

    Опыты и экспериментирование: «Свойства воды»

    Художественная литература: разучивание считалки «Едет масленица дорогая», чтение стихов и потешек о весне и Масленице, отгадывание загадок, разучивание хороводной игры «Золотые ворота».

    Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»

    Оборудование и материалы:

    - семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов, на каждый день Масленицы;

    - круги, вырезанные из бумаги в виде блинов, на каждого участника;

    - сковорода, блюдо, стол;

    - набивные снежки, веревочка;
    - круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации.
    - аудиозаписи: народные, детская песенка «Масленица»; презентация.

    Примерный ход совместной деятельности:

    1. Приветствие (коммуникация)

    Цель: воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа; способствовать установлению добрых отношений между детьми и родителями.

    Дети входят в зал под музыку. На экране идет показ презентации (каждый день недели – один слайд)

    Ведущий: Ребята, какое время года сейчас? А вы знаете, что завтра последний день зимы! Какое время года придет следом за зимой? Правильно, весна! А вам жалко зиму, ведь она заканчивается? Как весело нам было зимой, но все же хочется тепла, солнышка! Чтобы расцвели цветы и запели птицы! Люди придумали праздник, которым провожали зиму и встречали весну. Это Масленица! Устраивали веселые игры и гуляния  в честь проводов зимы. Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше.

    Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.

    Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

    1. «Первый блин» - Песня «Масленица» (коммуникативные, технологии развития музыкально-эстетической культуры детей)

    Цель: формировать у детей вокально-певческие умения в процессе подпевания взрослому; развивать координацию движений и мелкой моторики.

    Ведущий: Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины. Люди собирались в хороводы и пели веселые песни.

    Дети встают в хоровод и исполняют песню «Масленица» под музыкальное сопровождение.

    1. «Второй блин» - игра «Снежки» (технологии сохранения и стимулирования здоровья, здоровьесберегающие, игровые технологии)

    Цель: способствовать становлению и обогащению двигательного опыта; развивать стремление к совместным играм.

    Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

    Ведущий предлагает поиграть в снежки. Дети делятся на две команды, посередине на полу протягивается веревочка. Под музыку дети перебрасывают снежки на территорию «противника».

    1. «Третий блин» Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины» (коммуникация, технологии развивающего обучения)

    Цель: упражнять в словообразовании.

    Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

    Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

    Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
    На тарелке он один - называем просто ... (блин)
    Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
    Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
    Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
    Огромный, как домище - назовем ... (блинище).

    1. «Четвертый блин» - хороводная игра «Золотые ворота» (игровые технологии, коммуникация)

    Цель: развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других, с музыкой и указаниями в песне, со словами стихотворения.

    Ведущий: Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

    Ведущие предлагают детям и родителям поиграть в хороводную игру «Золотые ворота».

    Описание игры:
    В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
    «Воротики» произносят:

    Золотые ворота
    Пропускают не всегда!
    Первый раз прощается,
    Второй запрещается,
    А на третий раз
    Не пропустим вас!

    После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

    1. «Пятый блин» - игра «Блины на сковороде» (игровые технологии, коммуникация)

    Цель: способствовать становлению и обогащению двигательного опыта; развивать стремление к совместным играм.

    Ведущий: Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

    Масленичные блины – просто объеденье!
    Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
    Почитает весь народ Масленицу нашу.
    Веселее не найдешь праздника и краше!

    Ведущий предлагает игру «Блины на сковороде»

    Описание игры:

    Дети встают друг за другом, дается сковорода и блины. Каждый должен добежать до стола, держа блин на сковороде, выложить его на блюдо, и не уронить по дороге.

    1. «Шестой блин» Аппликация «Солнышко» (коммуникативные, технология мастерских, сотрудничество, здоровьезберегающие)

    Цель: активизировать желание детей принимать участие в создании аппликации совместно с взрослыми (родителями); развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты (кисть); показать детям последовательность аппликационной работы; побуждать детей использовать инструменты аккуратно; способствовать установлению добрых отношений между детьми и родителями.

    Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

    Ведущий приглашает детей и родителей совместно сделать подарок.

    Аппликация «Солнышко»

    Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.

    Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».

    Солннышко - материалы к занятию «Масленица»

    Ведущие подводят итог работы, хвалят лучшие.

    8. «Седьмой блин» Подведение итога мероприятия (игровые технологии, коммуникация)

    Цель: приучение к культуре поведения и доброжелательному отношению к окружающим.

    Последний день Масленицы - «проводы».
    Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
    А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то, что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

    Как на масленой неделе
    Из печи блины летели!
    С пылу, с жару, из печи,
    Все румяны, горячи!
    Масленица, угощай!
    Всем блиночков подавай.
    С пылу, с жару – разбирайте!
    Похвалить не забывайте.

    А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.

    Ведущий приглашает детей и родителей попробовать блинов.

    Дегустация блинов под музыку.

    Планируемые результаты

    Полученная информация:

    • Стимулирует детей к дальнейшей познавательной деятельности.
    • Расширяет активный и пассивный словарь детей.
    • Обогащает игровой опыт детей.
    • Создает  радостной и доброжелательной атмосферы при общении детей родителей и воспитателей.
    • Познакомит детей и родителями с особенностями проведения совместной деятельности педагогов с детьми в ДОУ.
    • Способствует более тесному общению педагогов и родителей в течение дальнейшего года.

    Дальнейшая работа

    • Оформление фотогазеты по материалам занятия (технологии портфолио).
    • Чтение стихов о весне, обсуждение прочитанного.
    • Беседа с детьми о признаках наступления весны в природе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми во второй младшей группе (образовательная область «Безопасность») «Как Зебра к ребятам в гости приходила»

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми во второй младшей группе (образовательная область «Безопасность») «Как Зебра к ребятам в гости приходила»  Цель:  закреплять з...

    План совместной деятельности воспитателя с детьми во второй младшей группе по теме «Игры с мозаикой»

    План совместной деятельности воспитателя с детьми во второй младшей группе по теме «Игры с мозаикой»....

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ с 1.5 до 2.5 лет. ТЕМА «Мишка – Топтыжка знакомится с ребятками»

    ТЕМА «Мишка – Топтыжка знакомится с ребятками»ЦЕЛЬ. Развивать интерес детей друг к другу, желание запомнить имена сверстников; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, ...

    Совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями в 1 младшей группе. Игра занятие: "Вот и осень к нам пришла"

    Развивать познавательный интерес, закреплять сенсорные эталоны; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать представление о времени года(осень); величине и цвете; Закреплять назва...

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями «ОЛИМПИК»

    Первые Олимпийские игры проходили в Греции, у горы Олимпик, поэтому они и получили название Олимпийских игр. Один раз в четыре года спортсмены со всего мира приезжают на Олимпиаду для того, чтобы посо...

    Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы с использованием проблемно-игровой технологии математического развития и здоровьесберегающей технологии «дыхательная гимнастика» «Математическая вселенная»

    Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; развитие зрительного восприятия, речи, мышления, пространственного воображения, внимания.Задачи: 1....