Главные вкладки

    Методическая разработка на тему: "Сенсорное развитие детей в раннем возрасте -дидактические игры"..
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Ивлеева Райхана Шайхануровна

    роль  дидактических игр в сенсорном развитии  детей раннего возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               Методическая разработка на тему:             «Сенсорное развитие в раннем возрасте – дидактические игры»

    Трудно переоценивать уникальное значение периода раннего детства для последующего развития ребенка. Рядом с малышом должны быть люди, не только любящие его, но и знающие особенности раннего возраста. Малыш рождается на свет, уже имея органы чувств: у него есть глаза, уши, есть кожа, которая обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это – лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Стремление научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения входит в педагогическую деятельность, а решение этой задачи занимает одно из важнейших мест в работе с детьми раннего возраста. Исследования показывают, что без углубленного сенсорного воспитания восприятие у детей долго остается поверхностным, отрывочным, и не создает необходимой основы для общего умственного развития.

    Опыт работы с детьми моей группы в возрасте 2-3 лет показывает, что многие дети поступают в детский сад с отставанием в сенсорном развитии. Связано это с резким омоложением современных родителей, которые, уделяя своим детям, любовь и ласку, забывают выступать как «активные партнеры» в деловом общении с ребенком, знающие, чего нужно добиться от ребенка, чему его научить.

    В раннем возрасте до 3 лет у ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервнопсихическое развитие. Это самый благодатный возраст – в нем наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы «почему?», «куда?». И это далеко не все. Необходимое развитие в это время малыш получает через предметы и игрушки, самое важное занятие для него – игра.

    В раннем возрасте можно проводить специальные игры – занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких игр-занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

    Игры для раннего возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

    Игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и на занятиях. В основу занятий положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении. То есть, не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечной чувствительности и т.д. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной и изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д. Сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе занятия этими видами деятельности малыш ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которых невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются признаками их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или их «сигнальные значения.

    Сенсорное воспитание предопределяется сообщением детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ими без ограничения, также как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач. Формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой – эталонами – обследования любого предмета. Т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средства восприятия и осознания нового предмета.

    В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность. Для успешного освоения программы и всестороннего развития малыша можно использовать игры на развитие сенсорики как на занятиях математикой, так и на всех остальных занятиях, а также в свободное от занятий время – на прогулках, во время самостоятельной деятельности. При проведении развивающих игр особое внимание уделяю последовательности выполнения игровых действий. Каждое практическое действие обыгрываю сначала сама, а потом - с детьми. Все действия, желания, должны исходить от самого ребенка. Поэтому если ребенок отказывается от игрового упражнения, у него пропадает интерес к игре, то я стараюсь завершать игру и не заставлять играть насильно. Ведь все действия и желания должны исходить от малышей. Используя опыт работы педагогов, я стараюсь выдержать некоторое время, и игра вновь становится интересной и желанной для ребенка. Иногда возникали такие ситуации, особенно с вновь пришедшими детьми, когда они не проявляли никакого интереса и желания играть в какие-либо игры. В таких ситуациях на помощь приходило умение устанавливать доверительные отношения между мной и ребенком, проявлять уважение к личности малыша, помогали взаимодействие с коллегами и другими специалистами детского сада. Для достижения хороших результатов каждую игру я вводила не только поэтапно (с дальнейшим усложнением), но и подбирала ее в соответствии с уровнем развития детей.

    Величина

    «Большие и маленькие»

    Цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.

    Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1 см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

    Ход: воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

    «Какой мяч больше?»

    Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

    Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

    Ход: воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький мяч. Игра повторяется.

    Форма

    «Какой это формы»

    Цель: научить ребенка чередовать предметы по форме.

    Оборудование: по четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см), шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

    Ход: проводится также как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусинки. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками ребенку каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка: «Кубик, шарик…».

    «Квадрат, круг»

    Цель: учить группировать предметы по форме.

    Оборудование: по пять квадратов одного цвета и пять кругов одного цвета из картона.

    Ход: воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе, затем говорит: «Вот это – квадрат, вот это – круг. Квадрат я положу на квадратную тарелочку, а круг положу на круглую тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Квадрат). А это? (Круг)».

    Цвет

    «Разноцветные бусы»D:\Users\Изображения\Новая папка (2)\bel14.jpg

    Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.

    Оборудование: по четыре желтых и красных бусины (могут использоваться другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

    Ход: проводится также как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают желтые и красные бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно желтый цвет.

    «Поставь букет цветов в вазу»

    Цель: научить группировать предметы по цвету.

    Оборудование: четыре вазы красного, синего, зеленого, желтого цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же цветов.

    Ход: воспитатель показывает детям цветы, раскладывает их на столе или ковре, перемешивает и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазу. Затем воспитатель берет, например, зеленый цветок и ставит его в вазу зеленого цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как ваза. То же самое воспитатель проделывает с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагают детям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка на тему: «Сенсорное развитие детей в раннем возрасте – дидактические игры»

    Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитан...

    Методическая разработка по теме: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада»

    Вашему вниманию предлагается опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Данная работа была проведена на базе МДОУ "Детский сад №23" города Кириши Ленинградской о...

    Методическая разработка НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по теме: «В гостях у дедушки и бабушки в деревне»

    Ребята совершают виртуальную поездку в деревню, где находят отличие деревенского и городского образа жизни, закрепляют и расширяют своё представление о домашних животных, овощах и фруктах. У детей фор...

    Методическая разработка "Создание условий для развития детей младшего дошкольного возраста в предметно-развивающей среде"

    Развивающая  предметно-пространственная среда в младшей группе организована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ГБДОУ (созданы условия для всех образовательных областей: со...

    Методическая разработка: «Основные задачи сенсорного развития детей группы раннего возраста»

    В методической разработке представлены:особенности сенсорного развития детей раннего возраста;основные методы и приёмы, используемые на звнятиях по ознакомлению детей со свойствами и признаками предме...

    Методическая разработка «НОД по речевому развитию в группе раннего возраста «В гости к Мишутке»

    В этой разработке решаются :Задачи: Обучающие:- активизировать знания стихотворения.- овладевать речью, как средством общения.Развивающие:- развивать у детей речь, память, внимание.- привлек...