В мире музыкальных инструментов
материал (подготовительная группа) по теме

Дунаева  Наталья Анатольевна

Проект занятия по знакомлению детей с музыкальными инструментами. Подготовительная группа детского сада комбинированного вида.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект на тему: «В мире музыкальных инструментов»

Проект на тему:        

«В мире музыкальных инструментов»

Цель проекта: Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

Задачи проекта:

  1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
  2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.
  3. Приобщение к музыкальной культуре.
  4. Формировать потребность в восприятии музыки.
  5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
  6. Развитие познавательных и творческих способностей.
  7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.
  8. Обогащение словаря.
  9. Осваивать различные формы приобретения опыта.
  10. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Тип проекта: творческий

Вид деятельности: познавательный.

По форме реализации: групповой.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет; воспитатели; родители; Возраст детей: 4-5 лет.

Образовательная область: «Музыка»

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Что такое музыкальный инструмент?

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.

С каких времен существуют музыкальные инструменты?

Первые музыкальные инструменты появились почти одновременно с человеком, возможно в Египте, Центральной Азии и Китае. Это были трещетки- подвески, цепочки из створок ракушек, звуками которых сопровождались движения человека во время танцев. Со временем они создали ударные инструменты, такие как барабаны и ксилофоны, флейты и духовые инструменты из тростника.

Знакомство с музыкальными инструментами

Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

БУБЕН — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

БАРАБАН — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.

Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров.

МЕТАЛЛОФОН — род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.

Один из видов металлофона — колокольчики.

Сходный музыкальный инструмент — ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.

ДУДКА — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.

У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.

СВИСТУЛЬКА – детский игрушечный свисток.

Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.

В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.

Работа с родителями

Взаимодействие с семьей:

• Беседа с родителями на тему «Влияние музыки на развитие ребенка».

• Изготовление родителями совместно с детьми музыкальных инструментов из подручных материалов.

• Родительское собрание на тему: «Музыкальное воспитание дошкольников»

Заключение

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.

Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.



Предварительный просмотр:

        НАПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

« Формирование нравственных качеств у дошкольников художественными,    

                                 и эстетическими средствами »

Цель: 

  1. Эмоциональное развитие ребенка через музыку .
  2.  Расширение представления об окружающем мире.
  3.  Развитие способности к самовыражению, самореализации..

  1. Обучать детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам;  
  2.  Воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;
  3. Развивать художественно-творческие способности.
  4. Формировать понятие детей  «добро», «зло», «доброжелательность», их   важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;
  5. Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;
  6. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
  7. 10.Продолжать знакомить детей с различными видами  приветствий .
  8. Показать в доступной форме способы передачи приветствий.

 Программные задачи 

Развитие музыкальности детей как основная задача. Музыкальность как способность переживать музыку в качестве некоторого содержания, способность эмоционально откликаться на музыку. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, к музыкальному искусству. Содержание и методы обучения музыкальной деятельности в единстве ее воспитательной, образовательной и развивающей функций, сочетание разнообразных типов занятий (традиционных, творческих, комплексных). Учет индивидуально-дифференцированного подхода.

  • Продолжить формировать представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души.
  • Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.
  • Показать, как приятно дарить добро и красоту мира.
  • Упражнять детей в чтении стихотворений о доброте и дружбе .

Предшествующая работа .

Использование программы добрый мир .

Просмотр мультфильма «Кот Леопольд »

Беседа о вежливых словах , пословицах , стихотворений .

Оборудование: Аудиозаписи песен «Улыбка» ,»Большой хоровод « « Песня Кота Леопольда »

Выставка рисунков ТЕМА: « Если добрый ты !  »

Видео материал « Приветствие людей разных стран »

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, « человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Дети заходят под музыку в зал . « УЛЫБКА » муз. Шаинского,

сл. Пляцковского   Встают полу кругом                                              

ПРИВЕТСТВИЕ .

ВЕДУЩАЯ: 

Добрый день дорогие  гости и дети!

Здравствуйте!

Ребята давайте сегодня мы  с вами поговорим о доброте и вежливости .

Посмотрите сколько много пришло к нам гостей!

Давайте с ними поздороваемся !

Приветсвуют  гостей .( пропевают ) Здравствуйте , здравствуйте ,здравствуйте  гости дорогие !

Здравствуйте , здравствуйте , здравствуйте !

Добро пожаловать к нам !

Ведущая : ( пропевает )

Как ваше настроение ?

Дети : Очень хорошо !

Ведущая : Пора нам заниматься .

Дети : Да – да да !

Ведущая : Мы будем все стараться .

Дети : Так же как всегда !

Ведущая:

Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро! Доброе утро!
– Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам
И каждый становится, добрым доверчивым
Пусть доброе утро, длится до вечера.

Ведущая : Ребята давайте сейчас поприветствуем друг друга .

                   Упражнение наше называется

                   « Улыбнуться не забудь »

Методическое пособие : Праздники  в детском саду

Руку ты должен мне протянуть

Руку ты должен мне протянуть .

Правую руку , левую руку .

И улыбнуться не забудь .

Ведущий :  А теперь ещё раз , веселее , улыбаемся , приветствуем друг друга

После упражнения дети рассаживаются на места .

Раскрытие понятий «добро » « добрый »

Ведущая : Доброта вещь удивительная .

  1. Что такое доброта ? И какого человека вы назвали бы добрым ?

Ребёнок : Добрый человек это такой человек который совершает добрые

                   дела .

Ребёнок  :  Добрый человек , это такой человек , который всегда

                    помогает другим .

                   Товарищам, родным , младшим .

 Ребёнок  :  Он делится игрушками ,сладостями , выручает тех , кто    

                     попал в беду.  

             

 ребёнок  :      Добрый человек любит птиц , животных , заботится  о них .

 Слушание .

Ведущий : Сейчас мы с вами прослушаем  вступление знакомой нам  песни  и назовём её название .

Ребёнок:  Эта песня называется .

 « ДОБРОТА  » муз. Б. Савельева .слова . М . Пляцковского.

Вед : Молодцы ребята эта песня называется « Доброта »

          Давайте мы прослушаем её полностью .

« Доброта » муз . Б . Савельева . слова . М Пляцковского .

Ведущий :

1.Какой у песни характер ? (ребёнок )

  1. О чём поётся в песни ?(ребёнок)

  1.   Помогает ли людям доброта ? (ребёнок)

  1. А какие добрые дела вы делаете ? (все дети )

Пословицы и поговорки .

Ведущий : Давайте вспомним пословицы о доброте .

 

  1. Ребёнок : Доброе дело само себя хвалит .
  2.  Ребёнок :Не важно лицо какое , было бы сердце золотое .
  3. Ребёнок : Красота до вечера , а доброта на век .
  4. Ребёнок : Жизнь дана  на добрые дела .

5 – Ребёнок      Добро всегда побеждает зло.

Ведущая:

Ребята а как вы понимаете пословицу добро всегда побеждает зло ?

    Ведущий : Если добрый ты , весёлый и хороший ,

                        Все на свете захотят с тобой дружить

                        Дружбы ничего на свете нет дороже ,

                        С добрым другом всем ребятам лучше жить ! ( Киселёва . О . Н. )

Песенное творчество .

Ведущая : Ребята давайте сейчас мы исполним песню , которая вам очень нравится про Дружбу . Но мы с вами исполним её не обычно , девочки будут петь куплет ,  а припев мы будем петь все вместе  и мальчики и девочки .

« Песня про дружбу  »------------------------------

Воспитатель :  В ноябре месяце люди разных стран, празднуют

                           Всемирный день приветствий .

Испокон веков люди приветствовали друг друга при встрече .И любой вид общения начинался с приветствия . Сейчас мы с вами посмотрим как приветствуют люди разных стран друг друга .

ПРОСМОТР ВИДИО МАТЕРИАЛА .

Дети встают полукругом , просмотр видео материала .

Дети приветствуют друг друга по разному (Садятся на места )

Воспитатель  : Сколько бы ни было видов приветствий , все они  несут лишь один смысл – показать свою доброжелательность  и дружелюбность другому человеку . А это первый шаг к миру и добру .

Воспитатель  : Мальчики поприветствуйте наших девочек . И пригласите

                            их на польку.

 Танцевальная деятельность .

  

« ПОЛЬКА » В . Герчик .

Ведущая :

Какие это всё таки красивые слова .

« Здравствуйте » , « Доброе утро », « Добрый вечер », « Доброй ночи ».

Пожалуйста прочтите стихотворение Александра Яшина .

« Доброе утро!  »

Дети читают стихи

  1. ребёнок :

Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
“С добрым утром!”, “Добрый вечер!”,
“Доброй ночи!” – говорим.

   2 - ребенок:

Если к чаю иль к обеду,
В дом войдешь – не любо, что ль,
Поклонясь сказать соседям:
“Чай да сахар!”, “Хлеб да соль!”

    3 – ребёнок:

   Даже   стае  журавлиной

   Улетающей  от  нас

   По  обычаям  старинным

   Мы  кричим  «В  счаcтливый  час»

      4 – ребёнок :

   И  живется  вроде  лучше

   И  на  сердце  веселей

   Коль  другим  благополучья

   Пожелаешь  на  земле

Ведущий . Слова чудеснейшие эти 
                  Услышать каждый очень рад, 
                  Добреют взрослые и дети 
                  И улыбнуться вам спешат. 

Дети поют песню «  УЛЫБКА  » муз. Шаинского, сл. Пляцковского

Фонограмма  минусовка.

  Ведущая : Мы плясали , пели песни ,

                    Но пожалуй интересней будет добрая игра .

Игровая деятельность .

 ( Дети садятся по кругу на ковёр , под спокойную музыку передают сердечко, муз .останавливается , ребёнок у кого в руках сердечко говорит своё пожелание )

Ведущая : Ребята я вам хочу показать сердечко .

                    У каждого из нас есть сердечко .

                    Мы этим сердцем любим , чувствуем , дарим тепло, добро .

                    Давайте мы сейчас ощутим это добро и тепло ,

                    Передавать мы его будем с   пожеланиями  .

                   Вы будите говорить ваши пожелания, которые будут исходить

                    От вашего сердечка ласкового, доброго , тёплого .

  « ДОБРОЕ СЕРДЦЕ »  

( дети встают , поворачиваются к гостям )

Ведущий : Дорогие наши гости , примите пожалуйста в знак внимания и доброты , эти сувениры которые ребятки сделали сами  с любовью и добром . От чистого сердца !

Дети встают в шахматном порядке парами .

Дети исполняют « БОЛЬШОЙ ХОРОВОД  »  

Муз. Б. Савельева , слова Л. Жигалкиной.

                                           

Ведущая :  С детства мы любим играть и смеяться ,

                    С детства мы учимся добрыми быть .

                     Вот бы такими всегда оставаться ,

                     Чтоб улыбаться и крепко дружить !

                                           

                                             ВЫСКАЗЫВАНИЕ:

У  Старика спросили:

- Что музыка такое, Дед?

- ВОСПОМИНАНИЕ ОНА.

В НЕЙ ЮННОСТЬ ДАВНЯЯ СЛЫШНА.

Был задан девочке вопрос,

ОНА ОТВЕТИЛА ВСЕРЬЁЗ:

ПОХОЖА МУЗЫКА НА ЛУЧ,

ОКНО ПРОБИВШИЙ ИЗ ЗА ТУЧ.

А юноша ответил так:

- БЕЗ МУЗЫКИ НЕЛЬЗЯ НИ КАК.

ДУША БЕЗ МУЗЫКИ ГРУСТИТ,

В ПРОСТОР ВОЛШЕБНЫЙ НЕ ЛЕТИТ.

А девушка пожав плечом,

СКАЗАЛА: « МУЗЫКА - НАШ ДОМ,

В НЕЙ ВСЁ РОДНОЕ ВСЁ СВОЁ.

ВО ВСЁМ ДЫХАНИЕ ЕЁ.

Вы правы все, сказал поэт,

Прекрасен каждый ваш ответ

Одно хочу я повторить –

НАС УЧИТ МУЗЫКА ЛЮБИТЬ. 

Управление образования администрации  Сергиево – Посадского муниципального

                                                             района

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

                        « Детский сад комбинированного вида № 37 »

                       141300, г. Сергиев Посад ,ул. Дружбы 10-а .

                           тел.8(496)542-15-37,факс8(496)542-22-42

                           эл. адрес: raduga-sad1980@yandex.ru


         НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ      ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                                    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА: « ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ  ХУДОЖЕСТВЕННИЫМИ  И ЭСТЕТИЧЕСКИМИ

                                        СРЕДСТВАМИ  »

                      ( СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ) 

                                                                                                          Подготовили :

                                                                                                          Музыкальный руководитель.

                                                                                                          Дунаева .Н.А.

                                                                                                          Старший воспитатель.

                                                                                                           Грузинцева .Л.В.

                                                   г. Сергиев Посад .

                                                      Октябрь 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия «В мире музыкальных инструментов» для младшего дошкольного возраста

Конспект музыкального занятия с театрализованной деятельностью для детей младшего дошкольного  возраста....

музыкальная викторина "В мире музыкальных инструментов"

Увлекательно-познавательная икторина-развлечение предназначена для старших дошкольников и их родителей....

Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)

Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...

Музыкальный досуг "В мире музыкальных инструментов"

Развивать у детей музыкальный слух, желание слушать музыку, выделять звучание отдельных музыкальных инструментов....

конспект открытого музыкального занятия "В мире музыкальных инструментов" для детей подготовительной группы

Конспект занятия можно использовать  музыкальным руководителям для подготовительной группы по закреплению знаний о музыкальных инструментах симфонического оркестра....

Музыкальное развлечение для детей 6-7 лет «В мире музыкальных инструментов»

Музыкальное развлечение для детей 6-7 лет «В мире музыкальных инструментов»...

План-конспект занятия по музыкально - ритмическому движению для детей старшей группы «В мире музыкальных инструментов»

Конспект рассчитан на детей старшей  группы и будет интересен музыкальным руководителям ДОУ...