Перспективное планирование дидактических и развивающих игр
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Горбунова Светлана Валентиновна

Перспективное планирование представляет собой определённую систему математических задач с возрастающей сложностью, с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективное планирование представляет собой определенную систему математических задач с возрастающей сложностью, с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Отбор познавательных задач осуществлен исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательности, последовательности в усложнении.

Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, объединенные единым увлекательным сюжетом, имеющие проблемно – практический характер. Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования.
Занятие длительностью 30-35 минут проводится один раз в неделю, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям старшего дошкольного возраста. Сложность от занятия к занятию возрастает, в то же время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей, и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять.
Желательно, чтобы численность детей на занятии не превышала 8-10 человек.
Физкультминутки и релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.

Тема

Задачи

Сроки

Занятие №1.

 - Учить делить квадрат на 2 – 4 части, сравнение частей.
- Совершенствовать навык счета в прямом порядке независимо от     величины и расположения предметов.
- Закрепить умение   преобразовывать геометрические фигуры, используя блоки Дьенеша. (Б.Д.)
- Закрепить времена года: осенние месяцы

Сентябрь
1–неделя

 

Занятие №2.

 

 

 

 - Учить использовать знаки =, <, >, сравнивая группы предметов, чисел на наглядной основе. Сериация по количеству.
- Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (верхний левый угол, центр и т.д.)
- Закрепить воссоздание геометрических фигур  по их представлению, описанию.
- Закрепить последовательность дней недели.

      Сентябрь
2–неделя

 

Занятие №3.

 - Учить составу числа 2 и 3 из двух меньших.
- Совершенствовать навык деления квадрата на 2 – 8 частей, сравнение частей, сериация.
- Закрепить навык измерения различных величин условной меркой (измерение длины).
- Закрепить умение обозначать геометрическую фигуру при помощи символов, кодирование Б.Д.

Сентябрь
3 –неделя

 

Занятие №4.

 - Учить считать в обратном порядке, определять место числа в числовом ряде.
- Совершенствовать умение  выполнять операции над множествами: разбиение, классификация.
- Закрепить умение сравнивать по количеству групп предметов, используя знаки <, >,=.
- Закрепить навык счета (отсчет, пересчет, порядковый счет).

Сентябрь
4–неделя

 

Занятие №5.

 - Учить измерять при помощи условной мерки объем, сериация.
- Совершенствовать знание состава чисел 2 и 3, используя палочки Кюизенера. (П. К.)
- Закрепить знания последовательности времен года (осенние месяцы ).
- Закрепить умение ориентироваться в тетради в клетку, обозначение пространственных отношений условными знаками.

Октябрь
1-неделя

 

 

Занятие №6.

 - Учить делить круг на 2, 4, 8 частей, сравнение частей.
- Совершенствовать представление о числе, как о точке числового ряда.
- Закрепить знание о видах треугольников, кодирование со знаком отрицания.
- Закрепить понятие о месяце, неделе, виды календарей.

Октябрь
2–неделя

 

Занятие № 7.

 - Учить составу числа 4 из двух меньших.
- Совершенствовать умение ориентироваться по плану.
- Закрепить умение измерять длину (мерка – шаг).
- Закрепить умение делить длинный предмет на части.

Октябрь
3–неделя

Занятие №8.

 - Учить выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация. (Б.Д.)
- Совершенствовать знания состава чисел 3,4 из двух меньших.
- Закрепить знания о времени – неделя, месяц.
- Закрепить знания о предыдущем и последующем числе.

Октябрь
4–неделя

 

Занятие №9.

 - Учить выполнять операции с множествами: классификация по трем признакам, абстрагирование.(Б.Д.)
- Совершенствовать представление о количественном составе чисел 3,4 из двух меньших, упражнять в счете.
- Закреплять умения находить закономерности.
- Совершенствовать знания последовательности дней недели.

 

Ноябрь
1–неделя

 

Занятие № 10.

 - Учить решать задачи в уме на увеличение и уменьшение, формируя навык счета.
- Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру и массе. Сериация.
- Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
- Закрепить умение обозначать пространственные отношения условными знаками.

Ноябрь
2–неделя

 

Занятие № 11.

 - Учить составу числа 5 из двух меньших.
- Совершенствовать умение обобщать объекты по их четырем свойствам.
- Закрепить понятие «многоугольник» на основе разных видов.
- Закрепить умение ориентироваться в двух и трехмерном пространстве, используя кубики Никитина.

Ноябрь
3-неделя

Занятие № 12

 - Учить выполнять операции над множествами, классификация по трем – четырем признакам.
- Совершенствовать знания состава числа 5 из двух меньших.
- Закрепить умение решать алгоритмические упражнения.
- Закрепить знания о предыдущем и последующем числе .

Ноябрь
4–неделя

 

Занятие №13.

 - Учить решать арифметические задачи на сложение.
- Совершенствовать знание о составе числа из единиц в пределах 10.
- Закрепить виды многоугольников, кодирование со знаком отрицания.
- Закрепить временные отношения сутки – неделя.

Декабрь
1-неделя

 

Занятие №14.

 - Учить воссоздавать силуэты из геометрических фигур (Колумбово яйцо, волшебный круг, листик).
- Совершенствовать умение решать задачи, выделяя составные части.
- Сериация предметов по площади в возрастающем порядке.
- Закрепить состав числа 5 из двух меньших.

Декабрь
2–неделя

 

Занятие №15.

 - Учить решать задачи на вычитание, выделяя составные части.
- Совершенствовать навыки счета.
- Закрепить умение выполнять операции над множествами: классификация, абстрагирование.
- Закрепить умение ориентироваться по плану, составлять схему.

 

Декабрь
3–неделя

 

Занятие №16.

 - Учить составу числа 6 из двух меньших.(П.К.)
- Совершенствовать умение решать арифметические задачи.
- Закрепить знание о календарях.
- Закрепить умение делить целое на части.

Декабрь
4–неделя

Занятие №17.

 - Учить  решать алгоритмические задачи.
- Совершенствовать умение выявлять свойства в объектах, обозначать их отсутствие символами.
- Закрепить знания о чистовом ряде, (присчитывание и отсчитывание по единице).
- Закрепить умение проявлять творчество в играх головоломках.

Январь
3–неделя

Занятие №18.

 - Учить решать алгоритмические упражнения.
- Совершенствовать умение составлять и решать задачи.
- Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур.
- Закрепить умение выполнять сериацию.

Январь
4–неделя

 

Занятие №19.

 - Учить составлять задачу по решению.
- Совершенствовать знание состава чисел 5,6  из двух меньших.
- Закрепить знания о геометрических фигурах, кодирование и декодирование.
- Закрепить знания о временных отношениях.

Февраль
1–неделя

Занятие №20.

 - Учить составу числа 7 из двух меньших.
- Совершенствовать умение составлять задачи по их решению.
- Закрепить умение решать и составлять алгоритмические упражнения.
- Закрепить умение проявлять творчество в воссоздании силуэтов из геометрических фигур.

Февраль
2–неделя

 

Занятие №21..

 - Учить составлять и решать задачи разных видов.
- Совершенствовать знания о четырехугольниках (трапеция, параллелограмм).
- Закреплять умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Февраль
3–неделя

 

Занятие №22.

 - Учить составлять и решать задачи разных видов.
- Совершенствовать умение составлять число 7 из двух меньших.
- Закрепить умение определять и условно обозначать временные отношения (месяц – год).
- Учить в рисовании геометрических фигур на листе бумаги в клетку.

Февраль
4–неделя

 

Занятие №23.

 - Учить преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием шаблона, трафарета.
- Совершенствовать умение абстрагировать предметы, используя блоки Дьенеша.
- Закрепить умение составлять и решать задачи разных видов.
- Закрепить умение находить закономерности.

Март
1–неделя

 

Занятие №24.

 - Учить составлять задачи по решению.
- Совершенствовать знание о составе числа из двух меньших.(П.К.)
- Закрепить умение находить предметы определенной формы по образцу и по названию.
- Закрепить знание отношений во времени, (месяц – год).

Март
2–неделя

 

Занятие №25.

 - Учить самостоятельно, создавать различные знаки и символы, изображая мебель в своей комнате.
- Совершенствовать умение классифицировать по отрицанию.
- Закрепить сложение и вычитание чисел по 2 при решении арифметических задач.
- Закрепить умение измерять сыпучие продукты с помощью условной мерки, сериация по количеству (объему).

Март
3–неделя

 

 

Занятие №26.

 - Учить составу числа 8 из двух меньших.
- Совершенствовать умение составлять и решать задачи, используя символы.
- Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур.
- Совершенствовать умение по представлению изображать план своей комнаты.

Март
4–неделя

 

Занятие №27.

 - Учить составлять и читать двузначные числа.
- Совершенствовать умение составлять и решать задачи.
- Закрепить умение классифицировать и абстрагировать предметы.
- Закрепить состав числа 8 из двух меньших.

 

Апрель
1–неделя

Занятие №28.

 - Учить решать и составлять алгоритмические упражнения.
- Совершенствовать умение решать задачи разных видов.
- Закрепить умение составлять и читать многозначные числа.
- Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур.

Апрель
2–неделя

Занятие №29.

 - Учить составу числа 9 из двух меньших.
- Совершенствовать умение решать и составлять задачи разных видов.
- Закрепить отношения во времени.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Апрель
3–неделя

 

Занятие №30.

 - Учить определять время на часах, циферблат, стрелки.
- Закрепить умение составлять и решать задачи.
- Закрепить умение проявлять творчество и самостоятельность в играх головоломках.
- Совершенствовать умение выполнять действия, по знаковым обозначениям.

Апрель
4–неделя

 

Занятие №31.

 - Совершенствовать умение составлять и решать задачи, разных видов.
- Закрепить умение выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование.
- Закрепить состав числа 9 из двух меньших.
- Закрепить умение воссоздавать силуэты из геометрических фигур по замыслу.

Май
1-неделя

 

Занятие №32.
КВН

 - Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Май
2–неделя

Занятие №33.
Диагностика

 - Выявить умения выполнять операции над множествами, решать и составлять алгоритмы.

Май
3-неделя

Занятие №34.
Диагностика

 - Выявить умения составлять число из двух меньших, используя все возможные варианты, осуществлять действия сложения и вычитания.

Май
4-неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование дидактических и развивающих игр

Перспективное планирование представляет собой определённую систему математических задач с возрастающей сложностью, с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ В.ВОСКОБОВИЧА

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  НОД С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ В.ВОСКОБОВИЧА...

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы по звукопроизношению

Перспективное планирование разработано с учетом ФГОС. Предназначено для индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет) с ФФНР...

Перспективное планирование совместной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя

Основные задачи совместной работыучителя-логопеда и музыкального руководителя 1. Развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематическоговосприятия;2. Развитие основных компонентов звуковой ...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...