Главные вкладки

    «Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы»
    материал по теме

     

    Ι. Проектирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

     

    1.Анализ   недостатков   в результатах, в основном процессе, в условиях реализации     модернизации    региональной  системы          дошкольного образования.

    Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна, и  всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

    Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

            Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

            Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.П. Печко, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, и др.) Необходимость приобщения ребёнка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Н.А. Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, А.Г. Костюка, В.А. Мясищева, В.А. Петровского, О.П. Радыновой, В.А. Сухомлинского, Т.Н. Тарановой, Г.С. Тарасова, В.Н. Шацкой и др. Взгляды учёных сходятся в том, что развитие эмоциональной отзывчивости на музыку должно осуществляться на основе активизации эмоциональной сферы детей с ранних лет жизни. Исследования Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, Р.В. Оганджанян, В.А. Разумного, Б.М. Теплова и др. показали, что наиболее важным в развитии эмоциональной отзывчивости является период дошкольного возраста, отличающийся высокой эмоциональностью детей, потребностью в ярких впечатлениях.

    Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГТ заставляет пересматривать содержание, методы и формы работы с детьми. Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены в ФГТ: цель – формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области «Музыка» включают «развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству».

    Реализация образовательной области «Музыка»

    Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

    развитие  музыкально-художественной деятельности;

     приобщение к музыкальному искусству;

    развитие музыкальности детей;

    развитие способности эмоционально воспринимать музыку,

              Связь с другими образовательными областями:

    «Физическая культура»

    развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

    «Здоровье»

    сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

    «Коммуникация»

    развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    «Познание»

    расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

    «Социализация»

    формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

    «Художественное творчество»

    развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

    «Чтение художественной литературы»

    использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

     

    «Безопасность»

    формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

     

     

     

    Музыкальное искусство, представляет неисчерпаемые возможности,  для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности.

    Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентации связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения. Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет "множество жизненно важных задач  и призвана решать самую главную - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки. ...В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи".

            Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

            Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

    Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы не подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства – переживания – плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.

      В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

    Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, можно утверждать, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, является актуальной и важной. Дети перестали слушать классическую музыку, не знают композиторов.

    Недостатки:  дети не слушают классические произведения, эмоционально  не реагируют на музыку, они не понимают характер  музыкального произведения, эмоциональную окраску, выразительные интонации.

     

      2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

    Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста  на произведения П.И.Чайковского - это неотъемлемое условие содержания музыкальной НОД.  Такой важный элемент, как развитие эмоциональности нельзя упускать на  НОД , ведь пренебрежение чревато определенным ущербом гармоничному развитию личности.

    Целью моей работы  является развитие эмоциональной сферы ребенка, через использование современных технологий на музыкальной НОД 

    ЗАДАЧИ:

    1. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;

    2. Побуждаь слышать и понимать музыкальные произведения, развивать эмпатию, передавая заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

    3. Помочь детям научиться управлять своим эмоциональным состоянием.

     

    Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.

    Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

     

    3.Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.

    Мониторинг эмоциональной отзывчивости детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальной НОД.

    В разработке методики диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника руководствовалась положениями С. И. Мерзляковой. Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

    Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей согласно ФГТ:

    Сформировано интегративное качество «Любознательный, активный»,т.е. музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, желании действовать.

    Сформировано интегративное качество «Эмоционально отзывчивый», т.е. эстетические чувства при восприятии музыки закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений –внимания, внешних эмоциональных проявлений.

    Дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

    Их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными, научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины.

    Интегративное качество «Способен решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» проявляется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке.

    Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

     

    4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

       Для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста  использую новые современные с учётом ФГТ разнообразные организационные формы. При организации воспитательно-образовательного процесса использую современные методы и приемы, информационные, музыкальные технологии , цифровые образовательные ресурсы. Работа  проводится в условиях активного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя, педагога-психолога, руководителя изостудии.

    Обогащаю  развивающую среду музыкального зала соответствующими оборудованием и атрибутами.

       Я считаю, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Поэтому я работаю над  развитием эмоциональной сферы  через творческие способности детей. Использую разные виды и формы организации музыкальной деятельности, стимулирую развитие творческой деятельности.

    Работая с детьми старшего дошкольного возраста, помогаю  им понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Например, двигательная импровизация под музыку.

    Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

    Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

    Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано».

    Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.

      Помогаю детям  избавиться  от сильных отрицательных эмоций и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть - все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей, используя оригинальные методики и известные в психологии тренинги расслабления, в этом мне помогает педагог- психолог ДОУ.

    Интеграция областей «Музыка» и «Художественное творчество»,  способствует  эмоциональному развитию. Например, интегрированное занятие «Веселая полянка», цель: развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и живописные произведения, материалы: записи музыкальных произведений: П.И.Чайковсккй «Песня жаворонка» («Детский альбом»), «Марш» (цикл «Времена года»), «Апрель» (цикл «Времена года»); картина  с весенним пейзажем, акварельные краски.

    Так же, важным средством развития эмоциональной отзывчивости детей, считаю, использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. Например,

    Музыкальное лото.

    Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная) .

    Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами.

    Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л. В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы».

    Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

    Активно работаю с родителями:  провожу беседы, анкетирование, совместные праздники с родителями, консультации : «Уникальный язык музыки», «В мире загадочных звуков». Совместная работа родителей и  педагога  несомненно, дает свои положительные результаты и интегрируется в проектную деятельность.

        Контроль  проводится согласно ФГТ мониторингом

    Прогнозируемый результат:

    1. Дети увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

    2.Дошкольники умеют выразить свои чувства об эмоциональном и образном содержании музыки;

    3. Создают  пластические этюды и танцевальные композиции.

     

    5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

     Для обеспечения достижений  результатов ФГТ в образовательной области « Музыка» необходимо повышать профессиональную квалификацию: обучение на курсах СИПКРО, участвовать  в МО города, совершенствовать уровень игры на  музыкальном инструменте.

    Создать современную предметно-развивающую среду, соответствующую целям программы, обеспечить педагогический процесс нужными методическими пособиями и материалами, пополнить методическую среду новыми проектами и разработками; компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Внести изменения в написание перспективного  плана (интеграция областей, создание развивающей среды).

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Моделирование системы деятельности педагога, направленной на формирование знаний о профессиях и раннее профориентирование

    материал содержит теоритический и практический материал по формированию знаний о профессиях и раннему профориентированию старших дошкольников....

    Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

    Методическая разработка на тему:Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыПодготовила музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №345Каюмова Алла Ан...

    Проектирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

    Значимость проектирования системы деятельности воспитателя неоспорима. Применение такого метода в педагогике позволяет более эффективно решать вопросы воспитательно-образовательного процесса, так как ...

    Характеристика изменений в образовательном процессе при моделировании системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

    Современные методы нравственного воспитания должны быть направлены на создание таких условий, в которых поступок ребенка будет соответствовать установленным обществом моральным нормам. И этот поступок...

    Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов при моделировании системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

    Важнейшей основой полноценного социально – личностного развития ребенка является его положительное самоощущение. Необходимо способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям,...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В статье представлен материал о  содержании двигательно-познавателтных мероприятиях, о методике проведения таких мероприятий...

    Индивидуальные формы работы психолога с участниками воспитательного процесса в ДОУ (пример индивидуального занятия с педагогами, направленный на профилактику профессионального выгорания)

    В данной публикации идет речь об актуальных формах работы психолога с участниками воспитательного процесса ДОУ в условиях пандемии. В качестве примера одной из таких форм работы описывается пример инд...