«Развитие творческих способностей детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах»
методическая разработка по теме

Добрыднева Татьяна Вячеславовна

  Для развития творческой личности ребенка дошкольника на музыкальных занятиях я ставлю перед собой   и сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию;  установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока не доступно; развитие навыков общения, сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения; формирование качеств, способствующих самоутверждению личности, самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Осуществлять эти задачи я стараюсь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно – речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, рече - двигательной координации, а так же социально – коммуникативных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx37.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческих способностей детей

 при обучении игре

на детских музыкальных инструментах»

                 

                                             

« Без творчества немыслимо познание  человеком

                                              своих сил, способностей,  наклонностей… »

                                                                                                  В. А. Сухомлинский

М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Моцарт, С.С.Прокофьев, И.С.Бах, Д. Д. Шостакович… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги? А может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя – писателем. Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия музыкальных способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании творческих и профессиональных способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится известным пианистом, а врача – виртуозом скрипачом. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом - эти факторы определяют в будущем и способности и характер человека. Значит,  чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой, тем более возникает потребности  и желания к выражению себя в музыке, в творческой деятельности …

Т.С.Комарова выдвинула свое концептуальное положение о том, что детское творчество – это создание ребенком субъективно нового ( прежде всего для него самого) продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности, а также в проявлении им инициативы во всем:  придумывание разных вариантов ситуаций, мелодий песен, движений к танцам, новых игр т.п.

При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными  и с годами желание извлекать звуки  из  музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает. Кто из  педагогов не наблюдал, как ведут себя дети, если им разрешают взять любые музыкальные инструменты? Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает,  и музыкальный зал наполнятся какофонией звуков, самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетаниями. И все это не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая, а может и подтанцовывая. Конечно, эта импровизация хаотична, но сколько восторга в глазах детей, как самозабвенно счастье и радость, бьющая через край,  как велико их желание фантазировать, придумывать что-то свое!

        В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и творчества детей.

Т.Тютюнниковой создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Программа синтезирует  в условиях музыкально – игрового общения ритмизированные звучащие жесты, движения, ритмо  и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах.  

          В программе Васильевой, которая является основной в нашем МДОУ и  в  

моей работе по развитию музыкальных способностей детей дошкольников ставятся определенные задачи: развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность, способствовать развитию навыков пения, движений под музыку; игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Л.Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», которая сочетает обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты.

Ознакомившись с изложенными программами и изучив соответствующую методику и литературу, я пришла к выводу, что элементарное музицирование способствует развитию творческих способностей детей,  и  включила  в практику своей работы элементы программы Т.Тютюнниковой.

В работе по развитию музыкальных и творческих способностей я для себя ставлю цель: помочь детям в музыкально – дидактической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

  Для развития творческой личности ребенка дошкольника на музыкальных занятиях я ставлю перед собой   и сопутствующие задачи: воспитание интереса и любви к музицированию;  установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока не доступно; развитие навыков общения, сопереживания, доброжелательности, взаимоуважения; формирование качеств, способствующих самоутверждению личности, самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.

Осуществлять эти задачи я стараюсь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно – речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, рече - двигательной координации, а так же социально – коммуникативных качеств.

  Для того, чтобы у дошкольников шло полноценное развитие его творческих способностей, необходимо искать способы организации творческой деятельности, возбуждать интерес к окружающему миру; сформировать эмоционально – положительное отношение к красивому, отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания. В процессе своей работы я пришла  к выводу, что такими условиями являются:

- личностно – ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога в деятельности детей, их творчеству;

- эмоционально – положительное отношение между сверстниками;

- использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей;

- индивидуальный подход к каждому ребенку ;

- коллективное обсуждение «продукта творчества» ;

- создание предметно – развивающей  творческой   среды.

        Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в нашем саду уделяется особое внимание, т.к. именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка, развивает его творческие и исполнительские способности.

        В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются творческие и музыкальные способности.

        Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дошкольники открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов, у них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмичных движений (четче воспроизводят ритм).

        Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренних духовный ритм. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развитие мышления, творческой  инициативы, сознательных отношений между детьми.

        Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах  я стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомство с инструментами осуществляю на музыкальных занятиях, уделяя обучению 5-7 минут.

        Систематическое применение на музыкальных занятиях различных музыкальных игрушек и инструментов вызывает интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

        Знакомство с музыкальными инструментами начинала с первой младшей группы ( 2-3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте: высокое и низкое звучание колокольчиков, фортепиано, металлофона; знать и различать звучание бубна и погремушки.

        В работе с малышами использовала музыкальные игрушки: дудочки, барабаны,  которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности.

        Знакомство с инструментами проводила постепенно, усложняя задания от занятия к занятию. В процессе игр дети начинали самостоятельно угадывать звучание инструментов.

        На каждом занятии старалась создать радостное настроение у детей от общения с музыкой. В гости к ребятам  приходили сказочные герои и приносили в корзинке погремушки, шумелки. Малыши рассматривали их, ощупывали, учились общаться, извлекать звук. И только после этого проводилась игра «Погремушки».  Под тихую музыку постукивали погремушкой перед собой, под громкую – поднимали погремушку вверх и слегка встряхивали. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.

        Во время музыкальных занятий я с детьми использовала ритмодекламацию, пальчиковые игры и игры с палочками, которые развивают чувство ритма, доставляют малышам много радости и повышают интерес к музыкальным занятиям.

        Коллективные исполнения на музыкальных инструментах сочетала с индивидуальными и побуждала выполнять задания небольшой группой или по одному. При этом немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом исполнении ребятишки младшей группы становились более активными.

        Во второй младшей группе я закрепляла знания детей о музыкальных игрушках и инструментах, о которых они узнали ранее; продолжала знакомить с новыми: барабаном и металлофоном.

        На музыкальных занятиях предлагала детям творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например м/д  игра «Назови свое имя»: Миша А. называл свое имя и простукивал ритм имени на бубне. Я заметила, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте, реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой мелодии, различают тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен, погремушка). Дети знакомятся с новым инструментом – металлофоном. Старалась, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

При обучении игре на музыкальных инструментах я по - прежнему использовала на занятиях ритмодекламацию, игры с палочками, пальчиковые игры, игры с ложками, упражнения с кубиками. Постепенно у малышей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые детские инструменты, появлялось желание самостоятельно действовать с ними.

В средней группе уже предусматривается новый вид музыкальной деятельности – игра на детских музыкальных инструментах (на металлофоне).  Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма, музыкальной памяти. Первоначальное обучение игре на инструменте осуществляла на музыкальных занятиях, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Сначала с детьми передавали ритмический рисунок хлопками все вместе, потом небольшими подгруппами, используя различные ударные инструменты: на палочках, бубне, кубиках, музыкальным молоточком. А после этого переходили к игре попевки на металлофоне на одном звуке. Для того, чтобы дети научились правильно опускать молоточек на пластинку, я наклеивала кружочек на нужную пластинку.

В средней группе знакомила со звучанием музыкального треугольника. Есть ряд игр, в которых этот инструмент обыгрывается : «Как тебя зовут?», «Веселые молоточки». В игре дети угадывают по ритму кого позвали. Такие музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте: бубне, барабане, металлофоне. Они развивают творчество ребят, побуждают к самостоятельным действиям с инструментами.

В процессе обучения игре на музыкальных инструментах перед детьми старшей группы я начинала ставить более сложные задачи. Учила исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. Это требует от них определенных умений. К такому исполнению я подходила на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети не только передают в игре знакомый ритмический рисунок, но и придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру. Многие ребята не испытывали особых трудностей в одновременной игре на двух металлофонах( Юля Г., Даша М. и Марина А.), так как попевка, построенная на одном звуке им хорошо знакома.

От исполнения простых попевок я постепенно переходила к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках ( ми – до). В процессе обучения у детей развивается звуковысотный слух, поэтому сначала поем попевку с показом высоты звуков рукой. Дети запоминают на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Постепенно дети исполняют эту попевку ансамблем.

Систематические занятия по обучению игре на музыкальных инструментах помогают мне развивать творческую активность детей, умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.

Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе я старалась уделять особое внимание. К этому времени дети достаточно владеют такими инструментами как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, треугольники, бубны, барабаны, и др. Ребята не только с помощью воспитателя, но и самостоятельно организовывают небольшой ансамбль.

В подготовительной группе мной ставились задачи: научить играть детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.

Обучение вначале проводила в комплексе с ритмодекламацией, распевкой, чему уделяла 4-5 мин. на музыкальном занятии. Используя музыкальные инструменты, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как распевки, развивают свои творческие способности.

Игра на музыкальных инструментах вызывает у детей стремление быть активными. Но иногда в подготовительной группе встречались застенчивые, малоактивные ребята, которые не проявляли себя во время игры на инструментах. Правда, таких детей мало, в основном это те, которые недавно пришли из дома. Как правило, вновь пришедшие не знакомы с первоначальными навыками игры на инструментах, поэтому-то они и бывают часто пассивными. Таким детям я старалась уделять больше внимания, приглашала их на индивидуальные занятия. Чтобы развить у них чувство ритма, для развития мелкой моторики рук, продолжала использовать в работе пальчиковые игры и игры с палочками, ритмодекламацию, подговорки ( с озвучиванием на бубне ритма). В подготовительной группе продолжала обучать игре на металлофоне, т.к. он является простейшим инструментом, на котором дети имеют возможность не только сыграть знакомую мелодию, попевку, но и подобрать по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. В процессе игры на металлофоне хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, хорошо развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность, развивается желание играть на музыкальных инструментах.

 Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность детей. У них появляется желание поиграть знакомые мелодии не только на занятиях, но и в часы досуга. Работая в саду по принципам Карла Орфа, часто применяю для ансамбля шумовые инструменты.

К концу учебного года дети подготовительной группы овладели практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах – металлофонах, треугольниках, барабанах, бубнах, трещотках, ложках, колокольчиках, на шумовых  инструментах и т.д. Они знают названия духовых, ударных, щипковых инструментов, характер их звучания, правила пользования, узнают по слуху не только инструмент, но и мелодии знакомых песен и сами повторяют на однотипном инструменте услышанную мелодию.

РАЗУЧИВАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Способ разучивания музыкального произведения я выбрала  с опорой на музыкально – слуховые представления детей о средствах выразительности. Отбирались лишь те средства, которые дошкольник может не только понять, но и применить в игре на инструменте. При отборе содержания и определения объема теоретических сведений, которые предстоит усвоить детям, я исходила из их возрастных возможностей. Материал я старалась расположить в соответствии с одним из основных принципов дидактики, предполагающим строгую последовательность в усвоении, когда новые знания опираются на уже полученные, на предыдущий опыт. С этой целью применяла систему упражнений на освоение за инструментом каждого из средств музыкального языка. Для детей не должно существовать упражнений, отвлеченных от живой музыки. Поэтому для каждого изучаемого элемента подобран соответствующий фрагмент, какого – либо произведения классического репертуара.

Так, например, на одном из первых занятий в начале года дети знакомятся с метрической пульсацией, воспроизводят ровные мерные шаги в движении, в простукивании, в ритмодекламации, в играх с палочками, в подговорках, играх с движением. Прежде чем играть на инструменте, я учила ребят двигаться, шагать под музыку, слушать, где нужно сделать передышку, а где – остановку. В этом очень помогали подговорки. Затем на металлофонах выполняли упражнения на равномерное движение на одном звуке, например,  под фрагмент «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Одновременно дети знакомились с расположением звука до на металлофонах, ксилофонах и др.

При всей скромности своей партии дети активно и увлеченно участвовали в исполнении классической музыки. На простом упражнении они учились слушать фортепианное сопровождение, игру друг друга, придерживаться общего темпа исполнения, одновременно начинать и заканчивать произведение. Все это позволяет добиться согласованности в игре, т.е. овладеть первоначальными навыками «чувства ансамбля».

На следующем этапе переходила к произведениям построенным на двух звуках ( ми - до) – нисходящей терции – простой и естественной интонации «зова». Придумываем, пропеваем, проигрываем на инструменте попевки, двуслоговые имена, звукоподражания голосам животных и птиц ( мя-у, ку-ку). Пусть пока это всего лишь два звука, но с ними можно играть, придумывать разные комбинации. Каждому ребенку дается возможность на этом простом материале сыграть на инструменте свой собственный вариант. При этом, постигая общее, он не теряет своей индивидуальности, что дает возможность для творчества.

У детей происходит эмоциональное осмысление художественно – музыкального образ.

В своей практике я продолжала применять пальчиковые  и речевые игры. Речь у дошкольников формируется, и упражнения для пальчиков и речевые игры на музыкальных занятиях превращаются  в увлекательные игры, помогающие укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию голоса, развивают чувство ритма. Речевые игры  с использованием звучащих жестов  развивают мышечные и тактильные ощущения. В речевых упражнениях восприятие детей происходит через зрение, слух, ощущение.

 В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти «инструменты» даны человеку самой природой, и их использование отличается уникальностью. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения.

Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

            Ритмические речевые упражнения – это возможность формирования у детей музыкальных и творческих способностей, которую предлагает система элементарного музицирования австрийского педагога К.Орфа.

В играх прием «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант. Свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Он сам утверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения, «есть свои радости в каждом виде творчества» - писал Оноре де Бальзак. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

Речевые и пальчиковые игры доставляют детям радость, они играли словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций.

        Игры с палочками являются подготовительным этапом в музицировании. Ребенок учится правильно держать палочки, ритмичные удары палочками подготавливают ребенка к умению чувствовать метрии ритм музыки.

        Ритмодекламация – синтез поэзии и музыки – широко применялась в композиторской практике XX века. Её называли и  «музыкальной речью», и «речевым интонированием в ритме, предложенным композитором». Еще В.Гюго говорил « Музыка – это пара для искусства поэзии. Она то же, что грезы для мысли, что для океана волн – океан облаков». Отдавая предпочтение термину «ритмодекламация», мы исходим из того, что он лучше описывает именно ритмизацию текста при выразительном интонировании и не относится к свободном чтению под музыку и чтению «нараспев». Кроме того, подчеркивается принадлежность к определенному методическому направлению, связанному с формированием чувства ритма  у детей.

        Выведение на первый план ритма, одного из важнейших параметров музыкального языка, позволяет рассматривать ритмодекламацию как одну из перспективных форм в музыкальной методике обучения дошкольников. Декламация как искусство выразительного чтения вслух присутствует в ритмодекламации жанровым компонентом. Однако  исполнение ритмодекламации отличается более четким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая  звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания. (См. Приложение « Ритмодекламация»)

        Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить), а с другой стороны направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.  До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

        Ритмодекламацией я занимаюсь с детьми в свободное время, при обучении игре на детских музыкальных инструментах, пальчиковых играх, играх с палочками  и т.д. Все дети исполняют ритмодекламацию с огромным желанием, однако для создания яркого образа необходимо известное время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. Поэтому ритмодекламация разучивается как вокальное произведение.

        Зачастую при начальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание моей речевой пластике. На следующем этапе, когда мы снова возвращаемся к изучаемому произведению, внимание детей обращается на ритм, уточняется рисунок интонации. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически – музыкального образа. Описанный процесс на практике протекает быстро, и часто уже на следующих занятиях ритмодекламация исполняется детьми по памяти. Воспроизведение возможно как индивидуальное, так и хоровое, «цепочкой», групповым диалогом и т.д.

        Первоначальное представление произведение, необходимое при работе с дошкольниками, не умеющими читать, не исключает возможностей для творчества ребенка: поиска интонационной характеристики героев и индивидуальной выразительности произнесения, двигательной пластики и мимики, а также попыток исполнения собственным аккомпанементом ( при помощи шумовых инструментов и др.). Следует добавить, что у детей восприятие непосредственно связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. На занятиях ритмодекламацию мы дополняем жестами, пластикой, движением, если оно допускается содержанием исполняемого произведения.

       

Что такое звук вообще? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе на человеческий. Умение различать особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Фантазия и изображение помогают вдохнуть красочность и выразительность в обычные бытовые звуки. Стоит только прислушаться – можно услышать незатейливую песенку легкого дождика или целую симфонию звуков большого города. Чарующая музыка рождается из самых простых, обычных звуков. А какой полет фантазии вызывает слушание музыкальных произведений,  героями каких сказок представляют себя дети?

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые и звуки музыкальные. Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

Все на свете дети знают звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клекот, самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка, тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые, только есть еще другие.

Не шуршания, не стука – музыкальные есть звуки!             Е.Королева

Как провести малыша по первым дорожкам музыкального мира, познакомить с его необычными жителями – звуками, научить слышать и различать их? Решению помогает слушание звуков окружающего мира. С ребятами на музыкальных занятиях мы слушаем различные звуковые фрагменты. Я знакомлю дошкольников с звуками деревянными, металлическими, стеклянными, шумовыми, звуками быта, леса, природы, животных и птиц. Прослушивание фрагментов способствует развитию у ребят чуткости и тонкости тембрового слуха, расширяет их представление о единстве и многообразии всего, что их окружает, помогает активизировать внимание, ассоциативное мышление и творческую активность. Узнавая звуки, дети сами по ассоциации могут озвучить при помощи шумовых музыкальных инструментов звуки окружающего мира. Как сказал  Квинт Гораций Фланк «Всякий вправе творить по - своему», что дети и воплощают, они сами инструментами могут  передать песенку  ветра, шуршание листочков, журчание ручейка, пение  птички, даже песенку сосульки и льдинки.

Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить, «способность творчества есть великий дар природы: акт творчества в душе творящий, есть великое таинство» как написал В.Г. Белинский,  детям этот дар подарила сама природа с великой целью: служить способам познания мира.

Даже совсем маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией их музыка проста и чудесна,  как сама страна детства. Из металлофона рождается огонек светлячка, колокольчики «разговаривают» о дружбе,  «шуршалки» расскажут как грустят опавшие осенние листочки. Ребенку легко услышать музыку бумажных шелестов, «узнать» в ней разговор бабочек, а потом найти способ музыкально выразить. И этому помогают шумовые инструменты, изготовленные из бросового материала.

ШУМОВЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ

В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают все большее развитие. Именно они становятся участниками изумительного шумового оркестра.

Вы спросите: «Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые – современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой!». Но я веду речь не о скрипках, флейтах и не о фортепиано, а о шумовых инструментах. Об инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.

Сколько выдумки и фантазии в «шумелках», изготовленных моими руками, руками педагогов – воспитателей нашего детского сада, родителями   из разных  баночек, пластмассовых бутылок, крышечек, палочек, трубочек, стаканчиков, коробочек, кухонных мисок,  дощечек, пузырьков, ключиков, гвоздиков и т.п. Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании.  Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по- новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, тихонько скрипит дверь, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер… играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков еще один шаг к элементарному музицированию.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Общение детей с примарными инструментами, несомненно, развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.

Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями. Способствует развитию чувства ритма и двигательной активности. Варьируя способы игры на шумовых музыкальных инструментах, ребенок исследует звук и создает различные музыкальные образы. «Это стихия подлинного творчества в «элементарной музыке» (К.Орф) Как играть? Прежде всего дети пробуют сами искать звук и способ извлечения. Каким удовольствием и радостью пронизано «открытие» неведомого до этого момента мира музыки. Учить способности удивляться можно тогда, когда поймаешь себя на изумлении. Привычное и встречающееся каждый день, попадающееся на глаза и под руки ежечасно, и именно оно, не способное в силу «махровой» утилитарности быть Иным, вдруг изумляет! Звуковые возможности одного предмета своеобразны, сочетание с другими наполняет желанием играть еще и еще. Свежесть звуков вызывает массу самых разнообразных ассоциаций. Эта необыкновенная музыка способна, как в машине времени, прокатить нас по разным странам и векам.

На занятиях и в свободные минуты досуга предлагаю ребятам композиции, когда я руковожу динамикой, очередностью звучания инструментов по одному, группами, вместе. Очень интересными бывают шумовые сопровождения к сказкам, к небольшим сценкам, стихам даже театральным спектаклям.

 Казалось бы, музыкальные произведения, где шумовые инструменты выступают в роли аккомпанемента подобрать не трудно. Однако, с одной стороны, довольно ответственно «добавлять себя» к известным. С другой стороны, при слушании нередко возникает впечатление тембровой  несогласованности, когда шумовые инструменты «торчат» из «музыкального полотна. Как быть? Вероятнее всего, именно шедевры детской классики требуют вдумчивого подбора инструментов, так и их не «густого» состава. Оркестровая музыка, конечно же, является прекрасным материалом: палитра «взрослых» инструментов с удовольствием впитает в себя звуки детских инструментов.

Игра на шумовых инструментах является излюбленным видом деятельности. Шумовые инструменты несложно изготовить и это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями. Мы отстраняем возникшие мысли: на что будет походить зал, когда все дети понесут из дома «чудо – инструменты». Мы проводим выставки музыкальных инструментов, изготовленных из бросового материала педагогами и родителями, которые помогают включать родителей в работу по музыкальному воспитанию детей, заинтересовать их тем, что происходит в детском саду, организовывать совместные досуги, развлечения, что очень сближает детей и родителей.

Самодельных инструментов у нас много. Шумовые инструменты имеются в музыкальном уголке каждой группы, и это позволяет мне периодически менять их на занятиях, чтобы сохранить для детей новизну и свежесть восприятия. Я с уверенностью могу сказать, что инструменты из бросового материала – яркие и интересные – отлично воздействуют на эмоциональный тонус дошкольников,  и я глубоко убеждена в эффективности их использования: игра на музыкальных шумовых инструментах дает большой простор для развития фантазии и  творческой активности детей дошкольников, чем дети и наслаждаются в свободные часы досуга. Как сказал Моэм Уильямс Сомерсет «Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение».

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я использую обследования, ориентированные на выявление способностей ребенка – дошкольника. Это стандартный тест – анкета, разработанные специалистами в области детской психологии А да Ханом и Г.Кафом. широко применяемые в США и мало известные у нас. Их преимущество в том, что он достаточно прост, каждый родитель или педагог сможет это определить.

Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

- Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

- Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

- Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;

- Сочиняет свои собственные мелодии и песенки;

- Научился играть на каком – либо музыкальном инструменте.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и  прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический  или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.

Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л.Н.Толстой «музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой инициативы детей при обучении на детских музыкальных инструментах»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» муниципального образования города  Оби Новосибирской области      ...

К вопросу о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры

К вопросу о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры The question of the development of creative abilitie...

Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Презентация  Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...

Мастер-класс для родителей 2 младших и средних групп "Развиваем творческие способности детей через игру на музыкальных инструментах"

Методическая разработка может использоваться музыкальными руководителями. воспитателями....

Обучение игре на музыкальных инструментах в детском саду

Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному ...

Мастер - класс «Использование орф-технологий в развитии музыкальных и творческих способностей детей посредством игры на музыкальных инструментах и движений».

движений».Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через...