Пути и способы развития памяти
консультация по теме
предлагаемый материал знакомит родителей с тем, как помочь ребенку максимально использовать возможности своей памяти, опираясь на имеющиеся ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей старших дошкольников | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути и способы развития памяти
Память – это запоминание и сохранение человеком того, что он видел и слышал, чувствовал и переживал, прочитал и понял. Память – это возможность узнавать и вспоминать знакомые предметы и людей, воспроизвести знакомую информацию. Память – это не только наш прошлый опыт, наша история, но и наше будущее, которое закладывается в данный момент времени. Благодаря памяти мы можем строить планы и достигать поставленных целей. Люди с давних времен осознавали важность памяти и пытались ее развивать, изобретая приемы, помогающие запоминать и воспроизводить нужную информацию. Зарубки, узелки, записные книжки, дневники, конспекты – столько всего, лишь бы не забыть что-то нужное и ценное.
Только что родившийся ребенок помнит многое – голос матери и биение ее сердца, ощущение комфорта и мелодии, которые мама слушала, когда была беременна. В первые годы жизни малыш запоминает безо всяких усилий огромное количество информации. Это запоминание происходит автоматически, благодаря природной памяти: ребенок не ставит цели что-то запомнить, не анализирует информацию. Некоторые дети имеют настолько хорошую врожденную память, что без труда, с первого прочтения запоминают стихи, содержание сказок и многое другое.
Родители восхищаются возможностями ребенка и не подозревают, что замечательная врожденная память не гарантирует безоблачное существование ребенка в дальнейшей жизни. Ребенок может снизить свои успехи при переходе в школу. Это связано с тем, что возрастающий объем материала, который необходимо усвоить ребенку, требует осмысленного к нему отношения и запоминается лучше и быстрее при использовании активных методов запоминания – анализ, классификация, группировка и др.
Наиболее чувствительным периодом для формирования осмысленной памяти считается дошкольное детство. Важно не упустить этот момент. Необходимо помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти, опираясь на имеющиеся у него ресурсы.
Первый ресурс – это неиспользуемые или мало используемые каналы информации. Развитие их значительно расширяет возможности памяти. В жизни мы часто наблюдаем следующее: человек, у которого хорошо развита зрительная память, начинает пользоваться чаще всего ею и практически полностью игнорируют информацию, идущую по другим каналам. В результате основной канал очень хорошо развит, но он же и очень перегружен, в то время как остальные постепенно атрофируются, дряхлеют за ненадобностью. Развивая все пять каналов (тактильный, обонятельный, вкусовой, зрительный и слуховой), мы расширяем диапазон доступных для запоминания характеристик и тем самым возможность воспринимать и запоминать мир во всем его многообразии.
Вторым очень важным ресурсом является двигательная память. С ее помощью можно выучить последовательность движений в танце или спортивных упражнениях, научиться правильно писать, хорошо лепить и т.д. Но не только при запоминании движений можно использовать этот вид памяти. При запоминании новых слов иногда важно не только услышать его, но и увидеть его написание, то также проговорить и написать – при этом включается наша двигательная память, помогающая зрительной и слуховой лучше запомнить новые слова.
Следующий ресурс – это память на чувства и эмоции. Бывает, что мы забываем содержание фильмов или книг, но хорошо помним наше эмоциональное впечатление: понравились они нам или нет, были они смешными или страшными и т.д. Эмоциональная память хранит прошлую информацию о наших прошлых контактах с окружающим миром, предостерегает нас от возможных опасностей, удерживает или подталкивает к действиям. Эмоциональная память часто является импульсом, запускающим целую цепь воспоминаний, связанных с самыми различными сторонами жизни человека. Именно поэтому формирование эмоционального отношения к запоминаемому материалу позволяет облегчить процесс запоминания, последующего сохранения и воспроизведения информации.
Интересно, что люди часто жалуются на плохую память, но встречал ли кто-нибудь человека, который жаловался бы на плохое мышление. А ведь память очень тесно связана с мышлением, и развитие одного невозможно без развития другой, особенно если речь идет о приобретенной памяти, или культурной, как ее еще называют. Поэтому развитие мышления, а вместе с ним и словесно-логической памяти – это следующий необходимый ресурс. Словесно-логическая память – это память на мысли, представленные в словесной форме. Иногда маленькие дети запоминают информацию дословно, не понимая смысла. Такое запоминание называется механическим. Его можно противопоставить логическому, при котором мы запоминаем материал, подвергнув его смысловой обработке. В этом случае мы запоминаем смысл независимо от использованных слов. Если вы услышите какую-либо интересную идею, то при пересказе ее будете пользоваться своими словами, а не станете вспоминать, как она звучала дословно, т.к. вас интересует не словесная форма, а сама мысль.. научить ребенка переосмыслить материал, который необходимо запомнить, значит научить его простейшим мыслительным операциям: анализу, синтезу, классификации, группировке и т.д.
При запоминании информации полезно активно работать с материалом, устанавливая как можно больше различных связей:
- Смысловых связей между новой информацией и старой.
- Через разбиение новой информации на части и установление связей.
- Через ассоциации или придумывание искусственных связей.
Выделяют три вида ассоциаций (связь, соединение):
- По смежности во времени и пространству.
- По сходству.
- По контрасту.
Огромный запас неиспользованных возможностей памяти следует активизировать. На активизацию и развитие памяти направлены специальные упражнения, которые дети с удовольствием выполняют. Не скупитесь на похвалу. Искренне радуйтесь малейшим достижениям ребенка. Вера в себя, чувство собственного достоинства – это такой капитал, который всегда будет служить ребенку, чтобы ни происходило в мире, и поможет ему решать все жизненные проблемы и задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
«Использование мнемотехники, как способ развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками».
В настоящее время мы всё чаще сталкиваются с проблемами в развитии речи у детей. У многих детей дошкольного возраста речь односложная, состоящая из простых предложений, небольшой словарный запас Детям...
Ассоциативный способ развития памяти дошкольников (из опыта работы)
Материал описывает систему работы по развитию памяти (преимущественно ассоциативный), обзор портала Викиум....
Мнемотаблицы, как один из способов развития памяти дошкольников.
консультация для педагогов...
Мастер-класс «Методы мнемотехники, как один из способов развития памяти ребенка дошкольного возраста»
Цель - познакомить с упражнениями обеспечивающими эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
Консультация для педагогов: " Способы развития памяти и внимания ребенка"
Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включ...