Программа правового воспитания для детей дошкольного возраста (3-7) лет "Солнышко" на 2012 - 2015 г.г.
рабочая программа на тему

Кочевцева Ольга Алексеевна

Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества (Ган Н.Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 (электронный ресурс). - М.: РГБ. 2003. - С. 154.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pravu.odt43.74 КБ

Предварительный просмотр:

Программа правового воспитания детей дошкольного возраста

ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»

ПРИНЯТА

на заседании педсовета

ТОГБОУ «Детский дом «Аистёнок»

протокол №1

«_28_» __августа_2012  г.

УТВЕРЖДЕНА

директор ТОГБОУ

«Детский дом «Аистёнок»

               __________ В.Н.Блинникова

«_28_» __августа_2012  г.

Программа

правового воспитания

детей дошкольного возраста(3-7 лет)

«СОЛНЫШКО»

ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»

на 2012— 2015гг.

2012

Составители:

В.Н.Блинникова- директор ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»      Л.М.Лугина — заместитель директора по учебно-воспитательной работе ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»                                                О.А.Кочевцева-  социальный педагог ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»

О.М.Климанова - воспитатель ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»

Л.В.Дякина - воспитатель ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»

Т.А.Зацепина - воспитатель ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»

И.Н.Галкина - воспитатель ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок»

Содержание

Введение

4

Пояснительная записка

5

I.

Цели и задачи правового воспитания дошкольников детского дома

6

II.

Содержание правововоспитательного процесса

8

III.

 Механизм реализации Программы

16

IV.

 Планируемые результаты правового воспитания дошкольников детского дома

18

Литература

20

Введение.

Программа правового воспитания в ТОГБОУ «Детский дом «Аистенок» с особенностями психофизического развития и здоровых дошкольников разработана  на основе:

  • основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под  редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • программы “Истоки“ и “Воспитание на социокультурном опыте”, авторы Е.А.Губина, Н.С.Кудряшова и др.;
  • требований Федерального государственного образовательного стандарта.

      Нормативно-правовой и документальной основой Программы правового воспитания являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”
  • Закон РФ «Об образовании»;  

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и содержит конкретные задачи, ценности, ожидаемые результаты, а также формы воспитания и социализации воспитанников, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования и общественными организациями.

Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Программу можно реализовать и в условиях интегрированного и инклюзивного обучения детей в образовательном учреждении, ведь она не требует стартовой подготовки воспитанника и ребенок с особенностями психофизического развития может ее успешно усвоить, также, как и здоровые сверстники.

Пояснительная записка

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте  является формирование:

  • уважительного отношения к установленным правилам поведения;
  • осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
  • понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
  • установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
  • установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;
  • неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
  • ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
  • ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание дошкольников в детском доме  предусматривает отношение к ребенку и его родителям (законным представителям) как к партнерам в условиях сотрудничества.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности  у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества (Ган Н.Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 (электронный ресурс). - М.: РГБ. 2003. - С. 154.

Программа правового воспитания дошкольников содержит следующие разделы:

1.Введение.

2.Пояснительная записка.

3.Цели и задачи правового воспитания дошкольников детского дома.

4.Основные направления  правового воспитания дошкольников детского дома 5.Содержание воспитания воспитания дошкольников детского дома

6.Совместная деятельность детского дома, семьи и общественности по правовому воспитанию дошкольников

7.Планируемые результаты правового воспитания дошкольников детского дома.

  • I.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Цели:

  • формирование основ правового сознания дошкольников
  • способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний.

  Правовое воспитание воспитанников детского дома направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания:

  • логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);
  • эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);
  • принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

Основные задачи правового воспитания в детском доме:

  • создание условий для формирования у детей правовой компетентности;
  • ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
  • формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
  • содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;
  • воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;
  • создание в детском доме правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
  • повышение уровня правовой культуры педагогического состава детского дома и родителей (законных представителей) детей, ;
  • создание условий для организации взаимодействия семьи и детского дома по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;
  • повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в детском доме, так и в семье;
  • формирование у родителей (законных представителей) понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
  • оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Модель организации правового воспитания в детском доме.

       Модель организации правового воспитания в детском доме основана на социальном партнерстве детского дома с родителями (законными представителями), требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного достаточным содержательным и наглядным материалом.

II.СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 Основными участниками процесса правового воспитания являются дети, родители (законные представители), педагогический состав образовательного учреждения  (воспитатели, педагоги-специалисты).

Система взаимодействия — это организованное обучение; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей.

     Основными принципами правового воспитания являются систематичность работы по правовому воспитанию, взаимосвязь с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, ИЗО, музыкальному воспитанию, свободной, игровой, театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

   Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно- образовательную цель. Занятия проводятся один раз в месяц, предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

     Воспитательно-образовательная работа проводится системно весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

     Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

    Знания детей  закрепляются и пополняются в других формах организации и видах детской деятельности, предусматривается проведение бесед, чтение и обсуждение художественных произведений, проведение игр.  Работа с детьми вне занятий может осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Следует учитывать тот факт, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и сложности. От педагога в любой момент могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.

     Работа нацеливает на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Именно поэтому на первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.  

Блок «работа с детьми» включает в себя девять фронтальных занятий в год, т.е. одно занятие в месяц. Такого количества занятий недостаточно, что бы у детей сформировались необходимые представления, закрепились знания.

   Организованная форма обучения включает в себя:

  • Знакомство с правами человека.
  • Беседы на этические темы.
  • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Изобразительная, трудовая деятельность.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
  • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

Самостоятельная деятельность детей включает:

  • Работу с литературой.
  • Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
  • Разные виды игр.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Двигательную активность.

Формы и методы правового воспитания детей.

Формы работы с детьми:

  • Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
  • Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
  • Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
  • Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

Методы работы с детьми:

  • Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
  • Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
  • Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
  • Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
  • Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
  • Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
  • Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми

младшая группа (3-4 года)

Месяц

Темы занятий

Задачи

сентябрь

Ты и твое имя

Познакомить детей с правом на имя

Научить применять это право в жизни. Воспитывать чувство самоуважения  и уважения к другим

октябрь

Моя семья

Формировать представление о семье. Знать имена своих родителей. Воспитывать уважение к членам семьи

ноябрь

Наш дом

Поддерживать интерес к жизни детского дома. Воспитывать чувство хозяина, уважения к сотрудникам детского дома и доброжелательное отношение к сверстникам

декабрь

Не обижай меня

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем. Воспитывать уважение к людям, окружающим ребенка.

январь

Мои друзья

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Расширять представления о охране и укреплении своего организма

февраль

Хочу или надо

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

март

Мой город

Познакомить детей с названием города, в в котором живут, воспитывать любовь к родному городу

апрель

Терпенье и труд- все перетрут

Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей и его результатам

май

Вместе весело играть

Освоение способов ролевого проведения в игре, бесконфликтного взаимодействия  

средняя группа (4-5 лет)

Месяц

Темы занятий

Задачи

сентябрь

У каждого есть имя

Формировать представления об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека

октябрь

Дети и взрослые

Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях

ноябрь

Вместе весело играть

Освоение способов ролевого поведения в игре, развитие умений бесконфликтного взаимодействия в игре, формирование навыков бережного отношения к вещам, игрушкам

декабрь

Мастерская добрых дел

Развитие умений различения настроения сверстников, оказания помощи и внимания, нуждающемуся в этом сверстнику; формирование установок на оказание помощи нуждающимся в трудной ситуации

январь

«Чего в другом не любишь, того не делай сам!»

Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе; формирование навыков вежливого обращения и поведения

февраль

Моя семья

Формирование представлений о членах семьи и о родственных связях, развитие навыков уважительного общения с близкими людьми и заботливого отношения к родственникам

март

Хочу и надо

Формирование навыков совместной деятельности, развитие самостоятельности и ответственности

апрель

«Худо тому, кто не делает добра никому»

Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного общения

май

«Если просят о помощи...»

Формирование поведения на основе определенных правил, уточнение связей и правил с конкретными ситуациями и поступками в жизни людей

старшая группа (5-6лет)

Месяц

Темы занятий

Задачи

сентябрь

Помоги, кому трудно

Развитие умений проявлять заботу о пожилых людях, о малышах

октябрь

Как дружить без ссоры

Формирование у детей навыков бесконфликтного общения и поведения

ноябрь

«За свое постою, а чужое не возьму»

Формирование представлений о собственности, личных вещах

декабрь

Семья — семь Я

Углубление представлений детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи

январь

Секреты вежливости

Ознакомление с правилами вежливого (уважительного) отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения

февраль

Порядок — это хорошо, беспорядок плохо!»

Формирование представлений о правилах поведения в общественных местах

март

Жизнь дана на добрые дела

Воспитание доброжелательного отношения к людям

апрель

В гостях хорошо

Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье

май

Моя родина

Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине.

  • Подготовительная к школе  группа (6-7лет)

Месяц

Темы занятий

Задачи

сентябрь

Личные документы

Формирование представлений о том, что семилетние дети - самые старшие в детском доме; об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус

октябрь

«Если пришло письмо...»

Формирование представлений о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещение), проявление заботы, любви, уважения друг к другу; познакомить детей с почтовыми отправлениями и средствами связи, с правом на тайну переписки и почтовых отправлений

ноябрь

Грамоте учиться- всегда пригодится

Углубление представлений детей о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению. Формирование представлений о школе, школьниках, учителях.

декабрь

«Как договорился, так и сор разрешился»

Формирование представлений об особенностях поведения других детей в группе, навыков бесконфликтного поведения и ненасильственного отношения к окружающему миру

январь

«Из чужого кармана платить легко»

Углубление представлений о правилах пользования и распоряжения имуществом

февраль

Я и семья

Углубление представлений детей о праве на заботу и уважение в семье, о семейных ценностях

март

«Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе неладен»

Формирование понимания того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка; представлений о щедрости и жадности, о том, как эти качества проявляются в поведении людей

апрель

«Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок»

Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.)

май

«Кто где живет»

Ознакомление детей с разными странами и народами (национальностями) и формирование терпимого отношения к представителям разных народов (национальностей)

  •      Воспитатель детского дома – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.

       Формируя у детей элементарные представления о своих правах и свободах, воспитывая уважение и терпимость к другим людям и их правам, педагоги детского дома не только дают знания, но и создают условия для их практического применения, вырабатывают у детей коммуникативные умения и навыки, опираясь на ведущие в этом возрасте виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Основные направления работы педагогического коллектива:

  • просвещение;
  • диагностика;
  • организация;
  • контроль;
  • профилактика;
  • коррекция.

Формы работы с сотрудниками детского дома:

  • общее собрание трудового коллектива;
  • заседания Совета педагогов;
  • консультации;
  • семинары – практикумы;
  • беседы;
  • разрешение проблемных ситуаций;
  • деловые интерактивные игры;
  • конкурсы;
  • творческие гостиные;
  • коллективные просмотры занятий и совместной деятельности;
  • анкетирование, тестирование;
  • самообразование по проблеме;
  • самоанализ деятельности каждого педагога.

 Работа по правовому воспитанию в детском доме предусматривает как работу с детьми, так и с родителями.

Работа с родителями.

Работа по привитию основ правового сознания проводилась совместно с родителями воспитанников. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, защита от жестокого обращения в семье.     Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Формы работы с родителями:

  • информационные стенды (наглядная агитация);
  • тематические выставки;
  • родительские собрания;
  • индивидуальные и групповые беседы;
  • деловые игры;
  • анкетирование, тестирование;
  • семинары;
  • участие родителей в коллективных делах детского дома.
  • III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

       Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в дошкольном образовательном учреждении необходимо осуществлять по трем направлениям:

  • с педагогическим составом,
  • с родителями,
  • с детьми.

       На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.

    Успешность правового воспитания в  образовательном учреждении во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. Уровень подготовленности воспитателей к осуществлению правового воспитания зависит от качества организованной в детском доме деятельности по повышению квалификации педагогов как организаторов правового воспитания и их правовой культуры.

    В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п.

       Педагогам необходимо учитывать, что правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия будут проводиться в авторитарном стиле.

       Педагогическая тактика правовоспитательной деятельности воспитателя как с детьми, так и с их родителями должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.

    Роль педагога  образовательного учреждения как организующего начала правового воспитания в системе воспитатель-ребенок-родитель заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения как в  образовательном учреждении так, и в семье.

      Правовое воспитание в детском доме происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.

       Наиболее перспективным  является проведение правовоспитательной работы с дошкольниками не столько на материалах о нарушениях прав и установленных правилах, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.

    Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания являются формирование у детей представлений о человеческом достоинстве и праве каждого на его уважение и методическая составляющая данной программы нацеливают на то, чтобы дошкольники из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах и поступках.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Внедряя данную программу в свою работу мы предполагали получить следующие результаты:

  • знание сотрудниками, детьми и родителями основных правовых Документов по защите прав ребенка (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Декларация прав ребенка);
  • повышение правовой культуры детей  и родителей;
  • знание детьми правил здорового образа жизни;
  • знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
  • сформированность коммуникативных умений и навыков;
  • создание  воспитательно – образовательной системы  в работе с детьми дошкольного возраста по правовому воспитанию;
  • создание системы по работе с родителями по правовому воспитанию дошкольников.

  Систематическая работа детского дома по правовому воспитанию будет способствовать обеспечению защиты прав детей, объединению всех участников образовательного процесса. У сотрудников детского дома и родителей воспитанников повысится уровень правовой культуры, компетентность в воспитании и развитии дошкольников. Все участники воспитательно-образовательного процесса в детском доме будут знакомы с основными нормативно-правовыми документами. Дети и взрослые будут внимательнее относиться друг к другу, проявлять больше внимания, заботы к окружающим, оказывать помощь и поддержку. В большинстве семей должны быть изменены установки по отношению к ребенку, скорректированы родительские позиции. В общении педагогов с детьми будет осуществляется личностно- ориентированная модель взаимодействия.

В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:  

  • активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность; 
  • формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;  
  • позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; 
  • обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
  • пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

   Результатами работы должны быть позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретут устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научатся относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоят оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начнут правильно оценивать их и правильно поступать. Дети будут переживать случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), будут помнить о них, стремится самим быть лучше.

   Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

   Реализация программных целей и задач позволит: создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей, вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.

  ЛИТЕРАТУРА:

  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»:  Правовое образование   дошкольников. №4, - С.77, 2002;
  • Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002.  
  • Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и    детского сада:
  • Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/        Ответственный  редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002.
  • Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я… и я имею право!»М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  • Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  • Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада». – М.: Просвещение, 2006.
  • Голицына Н.С., Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

                                                                                                                                                                                                        дениях определяет необходимость пересмотра как общих подходов к ее организации, так и методов, средств и форм, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание правовой культуры у детей дошкольного возраста

                     Значимость и уникальность детства признаются многими деятели науки, культуры, образования. Об этом говорили и п...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Занятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста; «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»,

Задачи: 1.    Образовательные: дать детям общее представление об их правах, учить рассуждать, делать выводы.2.    Развивающие: развивать правовое мировоззр...

Занятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста; «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»,

Занятия по правовому воспитанию для детей дошкольного возраста; «Знакомство с конвенцией о правах ребенка»,...