Интегрированная непосредственно образовательная деятельность.
консультация на тему

Чурина Наталья Викторовна

Консультация для молодых педагогов, в которой рассказывается о видах и структуре НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_nod.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

      Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности.

Введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвано решить все накопившиеся вопросы и несоответствия. При этом нужно отметить, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей.

Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически (на них преподается новый, ранее не изученный материал). Преимущества интегрированных занятий заключается в повышении мотивации обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких сторон, формируя познавательный интерес.

Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы. Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом.

Конспекты проведения интегрированных занятий отличаются от обычных.

Само занятие разбивается на три части. В первой, вводной, перед детьми разыгрывается ситуация, требующая поиска решений. В основной части детям дается новая информация из разных разделов программы, при помощи которой эти решения можно найти.

Заключительная часть включает в себя творческую деятельность по закреплению и запоминанию изученного материала в любой ее форме. Это может быть аппликация, рисование, лепка и иные виды практической деятельности. Интегрированное занятие обычно ведут два педагога.

Важно заметить, что при планировании и проведении НОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:

Словесные:

  1. рассказ             Воспитателю увлекаться словесными методами            
  2. чтение              обучения нельзя – это приводит к
  3. беседа              формальному усвоению знаний.

     Наглядные  (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала  

      всех органов чувств  - слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

  1. Наблюдение               Самые необходимые методы в процессе Демонстрация            первоначального обучения.
  2. Рассматривание

     Организационные:

  1.  интригующее начало              
  2. эмоциональная завязка
  3. сюрпризный момент и т. д.

   Мотивирующие :

  1. создание ситуации занимательности
  2. загадывание загадок
  3. создание ситуации новизны
  4. эффект удивления и т.д.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

  1. создание ситуации столкновения мнений
  2. игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
  3. игровое упражнение
  4. эвристический метод – метод открытий
  5. проведение опыта
  6. экспериментирование
  7. проблемно-поисковые методы

В ходе НОД  применяются методы:

1. Объяснительно иллюстративные.
2. Репродуктивные.
3. Частично поисковые.
4. Исследовательские. Организаторская деятельность воспитателя.
5. Готовность педагога к НОД.
6. Целевая установка НОД.
7. Санитарно гигиенические нормы.
8. Индивидуальная работа.
9. Нормы оценки знаний.
10. Наличие обратной связи.
11. Рациональность использования времени.
12. Организация рабочего места.
13. Практические навыки и умения.
14. Самостоятельная работа.
15. Самоконтроль и самооценка.
16. Коллективная, индивидуальная, групповая работа.
17. Развитие речи, качество ответов детей.

Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.

Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.

 Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы»,   «Художественное творчество»,  а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта может быть тематический утренник.

В проект по знакомству детей с транспортом включаем такие образовательные области как: «социализация» - расширяем представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познание» - использование в старших группах справочной литературы – знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественное творчество» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», о/о «музыка» - слушают, исполняют любимые музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.

При этом можно выделить самые удачные сочетания формы организации НОД для различных образовательных областей. Например для :

1 ОО «Чтение художественной литературы» -

форма проведения – литературная гостиная, экскурсия в виртуальную библиотеку (например: читальный зал), ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок.

2 ОО «Коммуникация» - тематические путешествия (в виртуальный

зоопарк – если тема «Дикие животные», на ферму/в деревню - если

«Домашние животные»и т. д, прессконференции для старших

дошкольников, просмотр мультфильма- для воспитанников младших

групп.

3 ОО «Познание» - предполагает использование познавательных игр,

исследовательская деятельность, детское экспериментирование, а также

проблемно - поисковые ситуации, экскурсии (на «стройку», если тема

«профессии») и даже просмотр кукольных спектаклей с

последующей беседой по ним, КВН

4 ОО «Музыка»- формы организации НОД - беседа, виртуальные экскурсии

в филармонию, викторина «Угадай мелодию», посещение тематического

праздника, театральные этюды

5 .ОО «Художественное творчество» - игры-драматизации,

репетиции и разыгрывание разнообразных сказок,

инсценировки, творческие мастерские и т. д

Не лишним будет упомянуть о формах организации детей при организации НОД. По традиции занятия всегда начинались одинаково - дети сидели за столами, а воспитатель объяснял новый материал. С введение новых методов организации НОД естественно меняется и форма организации детей. Согласно новым ФГТ детям предлагается наравне с воспитателем участвовать во всех мероприятиях, в том числе и в рамках проводимой НОД. Поэтому интегрированная НОД предполагает смену динамических поз - дети могут стоять в колонне, кругом, попарно, друг напротив друга, сидеть на стульчиках полукругом, располагаться на ковре и так далее. В данном случае выбор формы организации детей ограничивается только лишь фантазией воспитателя. В течении проводимой НОД рекомендуется также проводить физкультминутки, снимающие напряжение и позволяющие отвлечься от одного вида деятельности и плавно перейти к другому.

Технология  интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из  важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

  В заключение, уважаемые коллеги, мне хочется пожелать всем больших творческих успехов. И будем надеяться, что в дальнейшем, планируя свою работу, опираясь на комплексно-тематическое планирование, у нас не возникнет больших трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) Тема: «Снеговик и его друзья».

Аннотация: Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» разработан в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной п...

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (образовательная область «Познание», «Безопасность», «Коммуникация») «Все работы хороши».

«Все работы хороши» ( игра – викторина) позволяет в занимательной игровой форме закрепить у детей представления о разных профессиях....

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Познание" и "Физическая культура") "Прогулка в зимний лес".

НОД "Прогулка в зимний лес".Образовательные задачи:1.Уточнить и расширить представление детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, лось, медведь) зимой.2.Обобщить знания детей о типичных повадк...

Конспект Интегрированной непосредственно образовательной деятельности Направление деятельности: «Художественно-эстетическое» Образовательная область «Познание», «Художественное творчество» Тема: «Рябинка для снегирей"для детей второй младшей группы

Интегрированное занятия по художественно-эстетическому направлению по теме «Рябинка для снегирей» проводятся с детьми второй младшей группы, в рамках образовательной области  «Познания» с интегра...