Методическая разработка «Развитие фантазии и творческого воображения у детей с нарушением зрения на занятиях прикладного творчества с элементами ТРИЗ»
методическая разработка по теме

Шамакова Раиса Станиславовна

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в том числе и творческими. Творческая деятельность – реализация способностей, создание чего-то нового, интересного, необычного. 

По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов. 

Целью моей деятельности стала помощь детям с нарушением зрения в накоплении информации об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию в нем,  а также развитие у детей творческих наклонностей, уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_vserossiyskiy_shamakova_rs.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Лучшая методическая разработка в области творческого воспитания детей/юношества с ОВЗ

Методическая разработка «Развитие фантазии и творческого воображения у детей с нарушением зрения на занятиях прикладного творчества с элементами ТРИЗ»

Номинация: «Дети с нарушением зрения»

Автор:

Шамакова Раиса Станиславовна,

 Педагог дополнительного образования

МКОУ ДОД ЦДТ «Радуга»

 г. Кирово-Чепецка Кировской области


На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в том числе и творческими. Творческая деятельность – реализация способностей, создание чего-то нового, интересного, необычного.

По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов.

Целью моей деятельности стала помощь детям с нарушением зрения в накоплении информации об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию в нем,  а также развитие у детей творческих наклонностей, уверенности в себе.

Задачи:

Развитие фантазии и творческой активности детей, наблюдательности, внимания;

воспитание у детей потребности в самореализации;

развитие умения представлять предметы и явления, знакомые детям из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент;

Развитие умения детей свободно вести беседы на интересующие темы, анализировать события, произошедшие в детском саду и дома;

Развитие умения и навыков детей видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации.

В процессе коррекционной работы со слабовидящими детьми я обратилась к игре –ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Неоценимую помощь оказывает в этом плане специально организованная игровая деятельность с целью познания окружающего мира и осуществления целенаправленной коррекционной работы, пробуждения у детей желания проявить себя, свои творческие наклонности, свои умения. Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Если мы будем ненавязчиво организовывать различные игры, учитывая интересы каждого ребенка, то каждый из детей сможет проявить свои творческие способности и реализовать себя. Игра вызывает у ребенка ответную реакцию – активность, творение самого себя и предметного мира, дарит радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей, реализации творческих функций.

Важно развить у слабовидящих дошкольников способности и потребности к творческой деятельности, в процессе которой особое место занимает накопление впечатлений и переживаний.  На помощь мне приходит ТРИЗ. ТРИЗ (теория развития/решения изобретательских задач) – это не новизна, но, используя эту теорию, можно постоянно изображать интересное, новое. ТРИЗ дает новые подходы к подаче материала и помогает формировать у детей с нарушениями зрения мышление, фантазию, творческое воображение с накоплением впечатлений и переживаний.

Занятия с элементами ТРИЗ я провожу по подгруппам (2-3 человека). Длительностью 25 минут. Работа идет за одним столом, что обеспечивает индивидуальный подход к ребенку с учетом состояния его зрения, уровня общего развития, навыков и умений. Для того чтобы успешно изобразить предмет или явление ребенку необходимо хорошо представить их. Основной принцип моей работы  - поэтапность и постепенность, то есть от простого к сложному.

«Бабушкин сундучок» - это  система занятий с элементами ТРИЗ в игровой форме. Способ подачи материала позволяет использовать методическую разработку не только педагогам, но и родителям. Что особенно актуально при отсутствии возможности обеспечения местами в детском саду всех детей нашего города.

Любимую внучку Викушу привезли родители в наш провинциальный городок Кирово-Чепецк, чтобы укрепить здоровье, отдохнуть, узнать много нового и интересного.

Бабочки летают, бабочки…

Удобно устроившись на диване, мы открываем первую страничку волшебной книги.

- Викуша, посмотри на чудную зимнюю картину!

- Что ты, бабуля, это же лето!

- Как ты догадалась?

- Веточки зеленые, кругом травка, цветы, бабочки…

- Что делает самолет?

- Летит.

- А может ли веточка летать?

- Да, когда дует сильный ветер.

- На картинке девочка улыбается, а веточка может улыбаться?

- Да, она улыбается, когда светит солнце.

- Посмотри, на цветочках сидят бабочки. Что они умеют делать?

- Летать.

- Давай превратимся в бабочек.

Под нежную музыку мы кружимся в танце.

- Что ты думаешь, когда летаешь?

- Как красиво на полянке! У меня легкие крылышки.

Внучка с удовольствием входит в роль бабочки и разговаривает от ее имени. Эмоции выражаются в мимике, в действии, жестах.

- Давай нарисуем красивых бабочек, – предлагаю я.

На столе приготовлена цветная гуашь и альбомные листы. Сгибаем лист пополам, приглаживаем сгиб. Раскрываем лист и на одну половину широкой кистью наносим 3-4 больших ярких пятна. Снова складываем лист по намеченному сгибу, оставив пятна внутри. Проглаживаем ладошками, проговаривая «волшебные» слова:

«Перевенчики, перевенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок – молчок!»

Раскрываем лист. Волшебство получилось! Мы видим два ярких разноцветных крыла бабочки. Осталось посередине кистью дорисовать голову с усиками, симметрично украсить точками контрастного цвета крылья бабочки. Довольные своим успехом, мы прибираем все на рабочем столе. Рисунок помещаем в альбом и собираемся на прогулку в парк.

Гербарий для творчества.

Лето в полном разгаре. Мы погружаемся в прекрасный мир цветов. Я учу внучку внимательно вглядываться в кружева листьев, их оттенки, рельеф, прожилки. Я пытаюсь развить в ребенке детскую фантазию и вкус, научить глядеть на реальный мир и на самые обыкновенные вещи, окружающие его, глазами художника, приучить к дисциплине и бережливости, подарит счастье творчества.

Мы собираем для гербария цветочки, причудливые листья различных деревьев, ветки необычной формы, корни, декоративные плоды кустарников, шишки и камушки различного цвета и формы.

Дома богатство природы помещаем в сундучок, а цветы и листья, аккуратно расправляя, перекладываем старыми газетами.

Калейдоскоп счастья

Достаю из сундучка калейдоскоп. Любуемся игрой разноцветных узоров, меняющихся при каждом повороте.

- Викуша, давай для мамы и папы сделаем открытки и назовем их «Калейдоскоп счастья».

В старых журналах находим веселую картинку для мамы. С обратной стороны хаотично чертим линии. Аккуратно разрезаем по разметке. Разрезанную картинку складываем на картоне контрастного цвета, оставляя 1-2 мм просвета между деталями, и приклеиваем на клей ПВА.  Работу помещаем в паспарту.

Для папы мы находим фотографию с яркими цветами. С обратной стороны по линейке чертим мелкие квадраты. Разрезаем по линиям и хаотично наклеиваем вплотную друг к другу. Получается необычная работа.

Аппликации вешаем на стену в детской комнате, чтобы создать атмосферу творчества и фантазии. Маме и папе очень понравится подарок дочки.

Щедрость природы.

Мы достаем из старых газет засушенные цветы и листья. Они покоряют нас своей тонкостью и изяществом. Рассматриваем каждый зубчик, прожилки, цвет. Волшебница природа щедро одаривает нас. У цветов, даже засушенных, прекрасная аура, и если «пообщаешься» с ними хотя бы 5-10 минут, то сразу почувствуешь успокоение и очищение от дневных забот, исчезнет чувство недоброжелательности. Цветы и листья приучают видеть прекрасное в обыденном.

«Цветок засохший, бездыханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя…»

А.С. Пушкин

Я предлагаю внучке порисовать засушенными листочками. Намазываем обратную сторону листочка гуашью, прикладываем к белому картону, слегка прижимая, «штампуем». Отпечатываются все прожилки, контур листочка. Очень красиво!

Пробуем намазать березовый лист гуашью двух цветов: зеленой и желтой. Внучка видит яркие солнечные цвета, такие красивые, что разглядывать их приятно. Другие сочетания цветов выглядят мрачно, например, черного и фиолетового. При анализе работы, только по тому, какие цвета выбирает Викуша, я могу судить о ее настроении: преобладание черного – плохое настроение или больна, а яркие цвета – бодра и весела.

- Какая замечательная картина у нас получилась! – мы бережно вешаем ее на стену. Засушенные листья и цветы складываем в коробочку, они нам еще пригодятся.

После работы вместе протираем стол. Пятна от гуаши плохо смываются со столешницы. Предлагаю Викуше навести мыльную пену, используя поролоновую губку.

- Внученька, давай порисуем на столе мыльной пеной.

Добавляем в пену капельку гуаши сначала одного цвета, затем другого. Рисуя пеной на столе, получаются причудливые сочетания. Придумываем узоры, проводим симметрично по 2-3 волнистые линии.  К удивлению внучки, при смешивании красного и желтого цветов получается оранжевый, а синего и желтого – зеленый цвет. Это же волшебство! Наигравшись вдоволь, мы начисто промываем стол и идем гулять.

Игра «Хорошо – плохо»

На улице моросит дождь, но он нам не помеха, если есть зонты.

- Викуша, хорошо или плохо, когда идет дождь?

- Плохо, люди могут промокнуть.

- Хорошо, деревьям нужно пить.

- Плохо, на тротуаре лужи и нужно их перепрыгивать.

- Хорошо, сразу стало свежо и чисто.

- Плохо, колготки промокли.

- Хорошо, можно пускать кораблики.

«У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать…» - вспоминаются слова из песни. Нагулявшись под дождем, мы довольные приходим домой, пьем чай. Чаинки выкладываем на газету сушить. Они нам нужны для волшебного сундучка.

Дождливый день

 - Хочешь, я научу тебя рисовать дождливый день?

Альбомный лист опускаем в тазик с водой и сразу кладем на стол. Широкой кистью с голубой гуашью делаем мазки по верху листа – это небо. Коричневым цветом изображаем землю. Тонкой кисточкой сверху вниз проводим линии – это стволы деревьев, ветки. Точками зеленого, красного, желтого цветов отмечаем листья.

На сыром листе все растекается, получается размытый рисунок, как будто прошел дождь.

- Бабуля, пусть рисунок подсохнет. Такую красоту мы обязательно вставим в альбом.

Природа и фантазия.

- Викуша, посмотри, у нас чаинки на газете уже высохли.

Мы разминаем чаинки в ладошках. Используя этот материал, я предлагаю внучке изобразить деревья. Тонкую кисть опускаем в клей ПВА и по цветному картону проводим ствол дерева, а от него и ветки. Таким образом прорисовываем несколько деревьев. Следим, чтобы клея на кисточке было достаточно. Сверху густо посыпаем сухим чаем, слегка прижимая к рисунку. Когда клей посохнет, стряхиваем лишние чаинки.

- Какие замечательные стройные деревья, но они же голые!

- Давай вместе подумаем, как можно изобразить листву, землю или снег?

Внучка загадочно улыбается, молчит. Я даю ей совет:

- Листву можно сделать из измельченных сухих листьев, а снег – из манной крупы или мелкой яичной скорлупы.

Украшаем деревья. Я вижу, как радуется внучка, как сверкают ее глаза от появления новой «живой» картинки.

«Ты спросишь, кто велит,

Чтоб август был велик,

Кому ничто не мелко,

Кто погружен в отделку

Кленового листа…»

Б. Пастернак

На следующий день проводим генеральную уборку в коробочке с природным материалом. Внучка с ним играет, познавая окружающий мир, потому что мир для нее – тайна и загадка. Ей все интересно, во всем проявляется любопытство. Вот она добирается до баночек с крупами. Сколько же восторга, удивления и радости в ее глазах! Она долго перебирает баночки и мешочки с крупами, пробует их на вкус, изучает со всех сторон. Для развития мелкой моторики пальчиков такие незатейливые упражнения просто необходимы моей девочке. Воспользовавшись этим моментом, я провожу с ней игры:

  1. «Разбери листочки-лепесточки по форме, цвету, величине»,
  2. «Золушка»,
  3. «Найди пару»,
  4. «С какого дерева листок»,
  5. «Найди различия»
  6. «Найди круглый, овальный, треугольный лист»,
  7. «Найди желтый, оранжевый, зеленый лист»,
  8. «Найди такой же цветочек».

Окружающая нас природа радует обилием форм и цветов, каждое время года богато своими дарами – от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени. Перебирая и сортируя природный материал, внучка видит характерные особенности: запах, цвет, форму, строение.

Вместе с Викой мы составляем картину из листьев, лепестков растений. Это очень интересный вид творчества. Природный дар многообразен по фактуре и цвету.

Любое растение надолго сохраняет первоначальный цвет и не выцветает даже при длительном пребывании на солнце.

Сначала внучка находит нужный материал - мелкие листочки, травинки, цветы. Используем и другие свойства материала природы: ворсистость, близкую по фактуре к меху (мать-и-мачеха, лопух), рубчатость, напоминающая ткань, переливы лепестки гладиолуса, пиона, кожура лука, чеснока). Первое панно Вика выполняет сама, а другое составляет по моему образцу. Умело и со вкусом пользуясь всем этим богатством, мы создаем мозаику из флоры: пейзаж, натюрморт.

Мозаика из камушков.

Сегодня солнечный денек. Гуляем по берегу реки Вятки. Под ногами теплый чистый песок. А сколько в нем необыкновенно красивых по форме и цвету камешков. Самые причудливые мы собираем в мешочек, чтобы пополнить волшебный сундучок.

- Вика, давай попробуем порисовать камушками.

Вместе мы выкладываем ими на песке фигурки.

- Смотри, бабуля, это - я, это - ты, солнышко, цветы. Как красиво получилось!

Мы любуемся необычным творением.

- Такую работу называют мозаикой. Создавать ее просто и интересно. Давай наберем в мешочек чистого речного песка и дома из него сделаем мозаику.

Вечером составляем эскиз будущей мозаики, наносим рисунок на картон. Разбираем камушки по размеру и цвету. Следим, чтобы каждый хотя бы с одной стороны был плоским.

На контуры изображения наносим клей ПВА и выкладываем камушки нужного цвета. Свободное пространство заливаем клеем. Основу заполняем речным песком и камушками в соответствии с рисунком. Оставляем работу до утра.

На следующий день мы раскрашиваем мозаику гуашью, используя технику набрызга. Делаем это с помощью зубной щетки. Работа своей неожиданностью исполнения вызывает восхищение, радость, улыбку юной мастерицы.

Мозаика на пластилине.

Утром вместе с внучкой мы варим пшенную кашу на завтрак. Она мне во всем помогает, незаметно учится быть хорошей хозяйкой.

- Сегодня мы с тобой составим мозаику из различных круп, но на пластилине.

Пока завтракаем, пластилин находится рядом с батареей для мягкости. Закончив все дела на кухне, мы готовы к творчеству.

Намазываем на картон тонким слоем пластилин. На нем тонкой палочкой намечаем контур и основные линии рисунка. Викуша выбрала забавных жирафов из детской раскраски. Аккуратно по намеченным линиям выкладываем пшено, дробленный горох, гречу, слегка вдавливая пальчиками в пластилин. Крупами разного цвета и размера, выделяются мозаичные линии.

В течение работы у внучки снимается напряжение, происходит незаметный массаж рук.

- Бабуля, у нас жирафы получились, как живые: коричневые с желтыми пятнышками! Они будут жить в моей комнате.

Внучка бережно берет картину и ставит ее на книжную полку, приговаривая: "Вы не скучайте. Я скоро сделаю для вас много друзей рыбок, бабочек, зверюшек, мальчиков и девочек!"

Я ласково обнимаю внучку. Сколько еще интересного ждет тебя впереди, мое солнышко!

Рисование штампиками из овощей.

На обед готовим борщ. Внучка перемывает овощи, приговаривая: "Картошечка, морковь, свекла, лук..." Мы рассматриваем форму, величину, цвет овощей. Вспоминаем, как мы выращиваем эти овощи на даче: сажаем, поливаем, рыхлим, пропалываем, перевозим в погреб. Пробуем борщ - он удался на славу!

Наискосок я срезаю верхушку моркови.

- Посмотри, Викуша, у нас получился штампик и им можно рисовать.

На белом листке фломастером провожу ствол. Это дерево. Викуша рисует на нем ветки, рядом изображает кусты. Штамп опускаем в зеленую гуашь и отпечатываем "листья". Они ложатся под кустами, на ветках деревьев и даже в воздухе.

- Викуша, чем отличаются осенние листочки от летних?

- Осенью листья краснеют, желтеют и отпадают.

- Чем пахнет осень?

Внучка затрудняется ответить, я ей помагаю:

- Ягодами, грибами, мокрой землей.

Мы добавляем желтых и красных листьев, обмакивая штампик из морковки в разные цвета. Внучка пополняет свой художественный альбом осенним пейзажем.

Веселые ладошки

Посмотрев в окно Вика радостно сообщает:

- Бабуля, солнышко выглядывает сквозь желтые листочки. Оно доброе и ласковое, потому что помогает дедушке не заблудиться в лесу!

Я беру желтую гуашь, кусочком паралона смазываю свою ладонь и отпечатываю на листке бумаги.

- Что это, бабуля?

- Это солнце с пятью лучиками. Ты сделай, как я, но лучики поверни в другую сторону.

Готовое солнышко отражается в восторженных глазах внучки.Она фантазирует, придумывает дальнейшую работу: зеленой краской намазывает ладонь и отпечатывает внизу листка.

- Я нарисовала травку. Там созрело очень много лесных ягод.

Викуша, смазав кончик пальчика красной краской, "садит" ягодки.

- Эту картину мы покажем дедуле, когда он вернется из леса.

Превращение сосновых иголочек.

- Бабушка, а для чего мы собирали в парке сосновые иголочки?

- Ими можно создавать  интересные картинки. я тебя научу.

Раскладываем сосновые иголочки, как "заборчик".

- Это будет трава, а на ней построим дом.

 Мы выкладываем иголки то в одном, то в другом направлении, отмечая окна и двери, "строим" крышу. Рядом с домом "садим" дерево.

Кто же живет в этом уютном доме? -спрашиваю я

Викуша с загадочной улыбкой начинает выкладывать.

- Это мама - ежиха. Она поменьше. А это пап - еж, он крупнее.

Все иголочки мы аккуратно приклеиваем, слегка прижимая к листку. Тут же появляются птичка, грибок. Удивительная картина! Но я замечаю, что глаза внучки погрустнели - Викуша скучает по маме и папе. Мы звоним родителям, внучка рассказывает им об интересно проведенных днях в Кирово-Чепецке, новых увлечениях, сказочных друзьях, не забывает спросить о здоровье мамы и папы. После телефонного звонка внучка ласково меня обнимает:

- Бабуля, давай нарисуем маму и папу!

- Конечно! В этом нам опять поможет "волшебный сундучок".

Портрет мамы и папы

Достаем из него фоторамку. Приклеиваем в нее голубой лист бумаги - фон, чтобы работа получилась солнечная, светлая. Простым карандашом я рисую контуры фигур папы и мамы. Приклеиваем лица, вырезанные из фотографии.

- Бабушка одежду мы нарисуем очень красивую и нарядную. Я даю возможность внучке подумать и пофантазировать как можно это изобразить.

- Мама очень добрая, заботливая и имя у нее красивое Снежана, похожее на снежок, который искрится на солнышке.

Снежинки плавно танцуют, падают на землю. Платье будет, как у Снежной королевы. Мы вырезаем множество из тонкой папирусной бумаги и салфеток. Сам процесс вырезания снежинок очень увлекателен. Мы аккуратно складываем квадратный лист бумаги, тщательно проглаживаем линию сгиба, следим за тем, чтобы они четко совпадали.Я предлагаю внучке несколько вариантов складывания квадратов-основ:

1. Квадрат дважды складываем...

Капнув клей на середину нежных ажурных снежинок, мы приклеиваем их по всему платьицу мамы, создавая его легким и невесомым.

- Моя мама самая красивая, самая добрая. - Викуша бережно берет портрет и целует маму Снежану.

Взгляд внучки скользит по фотографии папы.

- Моего папочку зовут Дима. Как же мы его оденем? - Положив кулачок под щечку, она задумывается.

- Викуля, имя Дмитрий связано с именем Деметры, богини земли и плодородия. Дмитрий трудолюбивый и требовательный.

- Мой папа работает директором. Он много читает , занимается на компьютере. Мы оденем папе строгий костюм.

- Умница, Викуша!

Я достаю журналы, газеты с различным по размеру шрифтом, рвем их на мелкие кусочки. Для рубашки - с мелким шрифтом, а для брюк - с насыщенно черным и крупным. Такое упражнение очень полезно для развития мелкой моторики пальчиков. Аккуратно приклеиваем их на силуэт.

Викуша с нежностью смотрит на готовый портрет своих родителей:

- Я очень люблю папу и маму, - целует и ласково портрет к груди. Мы ставим рамку на самое видное место, чтобы внучка не скучала по родителям.

На лесной полянке.

Сегодня к ужину приезжает дедушка.

- Бабуля, он привезет много грибов из леса. Очень устанет. Чем же нам порадовать дедушку?

В волшебном сундучке находим клубок толстой зеленой пряжи. Предлагаю выложить лесную полянку одной нитью, не обрывая ее. Для фона выбираем солнечный желтый цвет. Прокладываем нить, формируя ветки ели, травку, снова елочки. Нить сразу приклеиваем на бумаге, чтоб не потерять задуманного сюжета. Лесная полянка готова.

- Викуша, ты хочешь погулять по этому лесу?

- Да, но только с тобой и с дедушкой, чтобы не заблудиться.

Из бумаги розового цвета я вырезаю букву В:

- Тебя зовут Виктория. Буква В - это твоя буква, это ты. Укрась себя по своему желанию.

Вика, подумав, вырезает ручки, ножки, юбочку, сумочку и приклеивает  к букве. Фломастером рисует веселое личико, волосы. Буква В устраивается на травке у елочки.

- Подумай, Вика, как ты изобразишь меня?

- Бабуля, тебя зовут Раиса, значит я вырежу букву Р и наряжу тебя.

- Умница, моя внучка!

Самостоятельно Викуша фантазирует и превращает в новый образ первую букву моего имени. Букву Р размещает на лесной полянке рядом с собой. Букву С дедушки Сережи мы "оживляем" вместе: надеваем на ноги сапоги, а в руку даем корзинку. Он собирает в лесу грибы.

Царит атмосфера творчества. Ради этого прекрасного чувства, ради этой тихой тонкой радости стоит жить! В это время я и моя внучка забываем обо всем, от чего-то освобождаемся, очищаемся, а, может, и выздоравливаем.

Вечером возвращается дедушка с полной корзиной грибов. Он уставший, но довольный. Мы вручаем ему необычный подарок. Сильными руками дедушка высоко поднимает внучку над головой, ласково заглядывает в ее глубокие умные глазки:

- Ты мое солнышко, радость и надежда!

Солнечные переливы соломки.

В рюкзаке мы находим кусок бересты. Дедушка взял его с поваленного старого дерева. Я расправляю березовую кору, прижимаю прессом.

- Внученька, он расправится под грузом и тогда я расскажу тебе об этом чудесном природном материале, научу выполнять картины.

- А это что? - спрашивает внучка, показывая на солому.

- На полях, где росли колоски, остались соломенный стебельки.

Взяв пучок в руки, Вика говорит о своих ощущениях:

- Они гладкие, блестящие, твердые, а внутри дырочка. Для чего нам нужна солома?

- Из нее мы сделаем мозаику, но сначала надо ее подготовить.

Мы разрезаем ее по узлам, 5 минут держим в теплой воде, потом расщепляем ножницами. С помощью нагретого утюга я слегка выпрямляю ее. Вика складывает готовые полоски в большую коробку из-под конфет.

Мы выбираем несложный орнамент, состоящий из геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Приклеиваем соломку на бумагу клеем ПВА вплотную друг к другу. С обратной стороны "соломенного" листа рисуем и вырезаем геометрические фигуры. Для фона подбираем черную бархатную бумагу. Вика с интересом выкладывает узор, симметрично расположив фигуры по краям и в центре, самостоятельно приклеиваем детали.

 Мы любуемся оригинальной декоративной композицией, созданной волшебницей Природой.

Березовые кружева

На следующий день, сняв пресс, мы видим, что береста расправилась. Расслаиваем ее на тонкие пластины. Цвет ее меняется с каждым слоем, который образуется на дереве год за годом: от темно-коричневого с оранжевыми пятнами до розовой, бежевой и других оттенков - всех не перечислить и двух одинаковых не найти.

Бересту расслаиваем при помощи ногтя большого пальца правой руки. Иногда она расслаивается неравномерно, отрываясь и раскрывая сразу несколько слоев. Такие кусочки даже более интересны, чем те, которые расслаиваются легко и ровно. Готовую бересту мы складываем в картонную коробочку.

- Викуша, из бересты мы изобразим родную природу.

По картоны простым карандашом я провожу линию горизонта выше середины картины, также наношу границы водоема. Вместе с внучкой начинаем заклеивать с помощью клея ПВА фон неба сверху вниз. Для неба выбираем тонкие и, по возможности, более длинные полоски бересты. Иногда длины полоски от края до края нам не хватает, тогда мы наращиваем одну полоску другой. Черточки на бересте, отобранные для изображения неба, располагаем горизонтально. Чем тоньше полоски и больше оттенков используем, тем красивее и выразительнее у нас получается небо.

- Бабуля, небо готово! Что же дальше делать?

Дальше мы изображаем воду, но не берестой, а чешуйками со стеблей чеснока - он дает серебристый оттенок. Они недостаточно длинные, поэтому мы надставляем эти чешуйки, как и полоски бересты, другим кусочком с неровным краем.

Внучка увлеченно приклеивает полоску за полоской. Ей нравится это занятие, которое раскрывает творческие возможности ее души.

- Бабуля, водоем готов! Осталось приклеить берега.

Мы подбираем полоски с неровными краями и горизонтально расположенными черточками. Заполняем берега, слегка перекрывая воду.

Дедушка, увидев необычайно красивую картину, восклицает:

- Какие вы мастерицы, мои девочки!

Замечательную работу помещаем в светлую рамочку и оставляем под грузом, чтобы подсох клей. Викуша, довольная коллективной работой, аккуратно складывает остатки бересты в коробочку, приговаривая:

- Спасибо тебе, моя подружка березка!

Встреча с кляксой.

С утра вместе готовим овсяную кашу.

- Викуша, принеси мне, пожалуйста, из холодильника молока.

Случайно оно проливается на пол. Внучка огорчена. Я, сглаживая эту ситуацию, рассматриваю разлитое молоко на полу.

- Вика, посмотри, как интересно!

Присев на корточки, мы видим в молочном пятне лебедя: вот его туловище, крыло, короткая шея. Окунув палец в молочную лужицу, мы удлиняем шею. Вика продолжает рисовать голову, клюв.

- К нам прилетела гордая красивая птица-лебедь. Давай ее отпустим в теплые края, там она найдет себе друзей и будет счастлива.

Мы с нежностью протираем на полу молочное пятно.

 Во время завтрака Вика молчит, о чем-то думает.

- Я очень хочу нарисовать лебедя на бумаге. Надо снова пролить молоко?

Улыбаясь, я предлагаю внучке другой вариант. Беру цветную тушь и немного выливаю на бумагу. Появляется пятно необычной формы.

- На что похожа эта клякса? – спрашиваю Вику. Она, внимательно вглядываясь, поворачивает лист. Перед ней только пятно. Можно ли, пользуясь этим выразительным средством передать человеческое чувство и настроение?

- Бабушка, посмотри – это ножки, туловище, раскрытая ладошка. Здесь спрятался веселый клоун! Вика с радостью дорисовывает фломастерами кляксу, превращая ее в забавного человечка. Я уверена, что такие необычные занятия помогают внучке избавится от заштампованности и открывают простор для творчества.

Волшебный кружок.

Раздается звонок в дверь. В гости приходит моя школьная подруга Ольга с умницами внучками Дашей и Машей. Девочки знакомятся с Викой. Они сразу находят общий язык: рассматривают картины на стене, альбом с рисунками, играют в кукольном уголке.

- Посмотрите, у меня в руках «Чудесный мешочек». Угадайте на ощупь, что там лежит?

Девчонки безошибочно называют геометрическую фигуру. Я выкладываю на стол множество кружков различного цвета и размера. Девочки обследуют их. Тут же появляются полезные игры-задания:

«Выложи дорожку»;

«Пирамидка»,

«Найди такой же кружок по цвету и размеру»,

«Придумай узор»

Я предлагаю «оживить» кружки, превратив их в зверюшек из сказки «Теремок». В центре листка Ольга «строит» дом, обводя кружочки друг над другом. Избушка готова. Мы договариваемся, кто кого будет рисовать. Даша берет зеленый кружок, обводит его, дорисовывает недостающие части тела лягушки: глаза, лапки. Маша выбирает серый кружок для мышки, Викуша – кружок для зайчика. Все увлечены творчеством. Ольга, освободившись от «строительства» избушки дорисовывает лисичку из оранжевого круга, а я – волка. Мы разыгрываем сказку, по ходу действия размещая зверюшек в определенном месте.

У девчонок воспитывается усидчивость, трудолюбие, активизируется творческое воображение.

- Мы забыли про медведя! - восклицает Даша. Его мы рисуем вместе, «оживляя» коричневый кружок: вот лапы, уши, ласковая улыбка, лучистые глаза.

- Наш мишка добрый и заботливый, - с нежностью в голосе говорит Маша, - он будет защищать всех зверюшек в доме!

Довольные увлекательной работой, мы идем пить чай с тортом. Время общения летит быстро, незаметно наступает вечер. Пора прощаться. Мы еще обязательно встретимся!

Подарок от сестренки.

Утром раздается междугородний звонок. Слышу добрый голос моей сестры Эльвиры из Ростова. Она с радостью сообщает, что внучка Полина учится в школе на круглые пятерки. Красавица Полина очень добрая, ласковая, внимательная девочка. Эльвира свою внучку тоже привлекает к творчеству, развивая в ней фантазию и художественный вкус. По электронной почте они отправляют нам подарок – картину, выполненную из рыбьей чешуи.

- Как же ее выполнять? – спрашиваю я Полину.

- Мы собираем крупные чешуйки с рыбы сазана, которую поймал дедушка Юра в Азовском море. Кипятим, чтобы чешуя стала чистая и прозрачная, раскладываем сушится возле батареи. Чешуйки слегка скручиваются во время сушки, становятся похожи на лепестки цветов. Для стебелька используем изогнутую веточку. К ней на клей «Момент» присоединяем «лепестки». Получается необычайная картина «Зимняя сказка».

Закончив переговоры, Вика предлагаем отправить своей любимой сестренке Полине открытку.

- Бабуля, давай покажем на картинке, как мы любим друг друга. Приклеим фигурки человечков, будто это мы. Но каким способом лучше всего вырезать девочек, чтобы было понятно, какие они дружные, как помогают друг другу, весело играют? - внучка задумывается.

Я предлагаю вырезать сразу двух сестренок – Полину и Викушу, которые крепко держатся за руки, из бумаги, сложенной вдвое.

Мы берем бумагу прямоугольной формы, складываем пополам. Рисуем простым карандашом одного человечка, при этом руку выводим на сгиб, чтобы девочки держались за руки. Вырезаем по намеченному контуру, стараясь не перерезать руки на сгибе. Приклеив дружных сестренок на лист бумаги контрастного цвета, Вика продолжает фантазировать. Внучка вырезаем «меня» с сестрой Эльвирой, двух дедушек Сережу и Юру, своих подруг Дашу и Машу. Улыбка не сходит с лица Вики. Я очень рада, что у моей внучки такое доброе сердечко, его ласки и внимания хватит на всех. Я очень люблю тебя, милая моя девочка.

Утром я слышу в детской комнате какое-то шуршание. Вика, не разбудив меня, чем-то занята.

- Доброе утор, внученька! – целую Вику и вижу на полу множество скомканных комочков цветной бумаги.

- Что это?

- Сегодня на завтрак моим куклам конфетки.

- Умница! Я тоже для нас сварю кашу.

После завтрака рассматриваю комочки мятой цветной бумаги. Предлагаю Вике пофантазировать – на что они похожи?

- На букет цветов! – восторженно говорит внучка.

- Давай соберем их в корзинку.

Знакомым приемом силуэтного вырезания получаем корзинку. Вика приклеивает на нее разноцветные скомканные шарики, добавляем другие из папирусной бумаги, фольги. Я обращаю Викино внимание на то, что различная бумага при сминании шуршит по-разному: то сильно, то очень слабо. Это упражнение важно для развития слуховой  чувствительности малышки. Во время сминания Вика узнает о свойствах различных видов бумаги. Работая с плотной, внучке требуется больше напряжения и умелости. Это положительно сказывается на развитие моторных функций рук.

- Бабушка, яркий букет я отнесу своим куклам.

Бережно взяв корзинку за ободок, она уходит в детскую.

Используя прием разрывания и сминания бумаги, внучка самостоятельно придумывает картинку с зимним пейзажем.

День за днем малышка приобретает все новый и новый опыт в творчества.

Отъезд в Москву.

Вечером звонит папа Дима. Он очень скучает по своей принцессе Викуше. Внучка восторженно рассказывает ему о новых увлечениях, интересных делах и необычных играх. Не перебивая дочь, пап внимательно слушает ее, радуется за успехи Вики.

С печалью в голосе папа сообщает, что отпуск заканчивается, завтра внучка уезжает в Москву. Я знаю, Викуша будет скучать по маленькому провинциальному городку Кирово-Чепецку, красивым зеленым местам, по волшебным сказкам и приключениям.

Мне тоже будет не хватать тебя, милая моя девочка! В следующий отпуск мы обязательно встретимся с тобой!

Таким образом, занятия с использованием ТРИЗ помогают освободить и полностью использовать такие источники энергии, как творчество, самостоятельность детей с нарушениями зрения. Все это развивает фантазию, способность к наблюдению,  повышает самооценку детей. Ребенок действует творчески, сам решает, как лучше выполнить задуманную работу. Дети с нарушением зрения наравне со здоровыми детьми активно участвуют в выставках прикладного творчества, где их работы заслуживают высокой оценки жюри. ТРИЗ помогает развивать все возможности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".

В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же,  выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...

Развитие речи, как компенсаторного фактора для детей с нарушением зрения, на занятиях продуктивными видами деятельности.

Система развития речи на занятиях по изодеятельности, как компенсаторного обеспечения детей с нарушением зрения....

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"

В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован  воспи...

Методическая разработка Многофункциональная игра «Шарики и колечки» для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных дидактических игр и упражнений. Я предлагаю многофункциональную игру «Шарики и колечки», которая составлена с учётом методических...

Развитие творческого воображения у детей с нарушением зрения через нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования для детей в разных группах дошкольных учреждений имеют огромное значение. Прежде всего – это знакомство с изобразительным искусством, отличный вариант ...

Методическая разработка по ФЭМП в средней группе для детей с нарушением зрения Тема: «Путешествие с Крошем»

Методическая разработка по ФЭМПв средней группе для детей с нарушением зренияТема: «Путешествие с Крошем»Цель: Развитие представления детей о геометрических фигурах.Задачи:1. Закреплять...

Статья по теме "Особенности развития творческого воображения у детей с нарушениями зрения"

В статье рассматриваются особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения некоторые подходы к оценке эффективности профориентационной работы в образовател...