"Музыкальное путешествие"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект доминантного занятия по элементарному музицированию для старшей группы. Этот материал был представлен на Городском методическом объединении для музыкальных руководителей г. Королева 17 марта 2014 г.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цели: Развитие музыкальности, погружение в культуру устной музыкальной традиции, приобщение детей к фольклору разных народов, в том числе детскому, получение удовольствия от владения музыкальными инструментами и игры в ансамбле и оркестре, формирование музыкального вкуса и чувства стиля, развитие навыков творческого музицирования, самовыражения в импровизации.

Задачи: Развитие музыкального восприятия, чувства метроритма и ощущения метрической пульсации, ощущения музыкальной формы, течения музыкального времени, ансамблевых навыков, владения ритмическими и звуковысотными инструментами, развитие навыков пространственного ориентирования, интеграция разных видов деятельности на музыкальном занятии – пения, музицирования, музыкального движения, восприятия музыки, театрализованной деятельности.

Оборудование: карточки с изображением флагов разных стран, иллюстрации с изображением инструментов, ободки-маски птиц, чемодан с инструментами, музыкальные инструменты для детей (свистульки, ксилофоны, гитары-укулеле, тамбурины, бубенцы, клавесы, тон-блоки, коробочки, блок-флейты) и для гостей, выпускников и бывших воспитанников детского сада (гитары, блок-флейты, духовая гармоника, этнические инструменты – ди, бау, сансула, калимба, джембе, окарина и др.)

Под фонограмму «Шотландского марша» дети входят в зал, совершают различные перестроения («змейка», «улитка», «ручеек», «четверки» и др.), останавливаются полукругом, приветствуют гостей, среди которых выпускники и воспитанники прошлых лет

Педагог: Друзья! Сегодня нас ожидает путешествие в мир звуков, встреча с музыкой разных стран и народов, новыми инструментами. А как вы думаете, с чего началась музыка? На чем человек мог играть, когда еще не появились музыкальные инструменты? (Ответы и предположения детей – камень, дерево, другие предметы). Да, действительно, люди всегда были очень изобретательны в создании разных предметов быта, орудий труда и, конечно же, музыкальных инструментов. Но есть у человека то, то у него всегда с собой – это его тело – руки, ноги, пальцы. Давайте мы с вами представим себя такими людьми, которые еще не изобрели барабаны и флейты.

Проводится разминка в звучащих жестах на чередование и наложение четных и нечетных размеров, танцевальная разминка, затем дети садятся на места, за кулисами слышится мелодия плясового наигрыша на блок-флейте

Педагог: Слышите эти звуки? Кажется, к нам идут гости!

Входит Менестрель с чемоданчиком

Менестрель: Здравствуйте, ребята! Я Менестрель, странствующий музыкант, хожу, брожу по свету, вот, и до ваших краев добрался.

Педагог: Здравствуй, мы музыкантов уважаем и музыку любим. Расскажи, где ты бывал, что видел.

Менестрель: Хорошо, расскажу и даже покажу. У меня отовсюду остались разные вещицы. Из каждой страны, где я побывал, я привез или музыкальный инструмент, или музыкальные записи, или танцы с играми, везде смотрел, в какие игры играют дети, и вас научу. Вот смотрите, первый сувенир:

Достает из чемоданчика изображение китайского флага, показывает детям

Из этой страны, которую называют «страной восходящего солнца», я привез вот такой чудесный инструмент, который называется «бау».

Демонстрирует детям звучание бау, педагог аккомпанирует на джембе

Менестрель: А вот флаг Шотландии, оттуда я привез веселую музыку. Хотите, поиграем вместе? Тогда становитесь в круг, выберем ведущего. Кто знает считалку?

Проводится коммуникативная игра под фонограмму «Шотландской польки», несколько раз со сменой ведущих, затем дети садятся. Менестрель вынимает из чемоданчика следующий флаг

Менестрель: Западнее Шотландии простирается туманный Альбион – Англия, откуда к нам пришло много хорошей музыки. Сейчас мы исполним для вас старинную английскую балладу «Greensleaves» («Зеленые рукава»).

Педагог: А старшие дети присоединятся к нашему ансамблю.

Исполняется баллада «Зеленые рукава»

Педагог: Нам с ребятами тоже знакома английская музыка – мы станцуем танец, может, ты видел, как его танцуют в Англии, менестрель?

Дети исполняют танец «Пятка-носок»

Педагог: Наше музыкальное путешествие продолжается, и мы переносимся… куда же?

Менестрель вынимает несколько флагов африканских стран

Педагог: Из жаркой Африки к нам пришло множество чудесных инструментов – конго, джембе, бонги, калимбы, сансулы и множество других инструментов, в которые можно стучать, колотить, бить, дудеть и извлекать самые разные звуки. И мы покажем вам, как звучит совершенно волшебный инструмент – сансула.

Исполняется пьеса на сансуле и джембе

Педагог: А сейчас мы с вами сами будем играть африканскую музыку.

Дети импровизируют на ксилофонах и шумовых и ритмических инструментах

Менестрель (показывает следующий флаг): А этот флаг, наверное, всем вам наверняка знаком?

Дети: Это флаг России.

Педагог: Да, это наш флаг. Русский народ тоже внес свой вклад в создание и распространение  музыкальных инструментов, до наших дней дошло много примеров народной музыки, танцев, песен, потешек. Сейчас я вам покажу инструмент, который называется окарина.

Педагог демонстрирует окарину, затем несколько, подстроенных одна под другую, вместе с менестрелем и старшими детьми исполняет наигрыши в ансамбле окарин

Педагог: Этот инструмент часто используется для подражания голосам птиц, животных, ведь голос его, тембр очень похож на звуки природы. Давайте и мы с вами поиграем в птиц. Загадаю вам сейчас загадку – на чей голос похож тембр этого инструмента? (Демонстрирует детям клавесы и приемы игры на них)

Дети: Дятел.

Педагог: Да, и мы тоже сейчас будем подражать голосу дятла.

Проводится речевая игра с клавесами «Весенняя телеграмма»

Педагог: А вот еще одна птица – сорока, про нее есть потешка, которую знают все дети. Сейчас мы сыграем ее на блок-флейтах.

Исполняется народная потешка «Сорока-сорока» на блок-флейтах

Педагог: А про эту маленькую птичку нам споют мальчики.

Исполняется песня «Андрей-воробей» в сопровождении гитар укулеле

Педагог: Слушайте следующую загадку, только она не простая, а музыкальная:

Звучит фонограмма «Кукушка и дятел», дети отгадывают, чей голос звучит

Педагог: Сейчас мы с вами превратимся в кукушек и поиграем в игру «Эхо»

Раздает детям разные инструменты – свистульки, коробочки, тон-блоки, ксилофоны, затем исполняется песня «Куда летишь, кукушечка» с ритмическим эхо

Педагог: Песни про птиц есть у всех народов – русские, немецкие, чешские. Сейчас мы исполним эстонскую народную песню про кукушку

Исполняется песня «Зовет зверей кукушка» в сопровождении свистулек и ксилофонов

Менестрель: Я тоже знаю песни про птиц! И не только песни – вот, например, игра «Тетерка». Хотите, вас научу играть в нее? Только, чур, правила не нарушать!

Проводится игра «Тетерка», затем дети садятся, менестрель достает из чемоданчика следующий флаг  

Менестрель: Молодцы, ребята, понравилось мне с вами играть.

Педагог: Ну, расскажи нам, где ты еще бывал, что видел.

Менестрель (достает следующий флаг, показывает детям): Это флаг Финляндии. В этой маленькой северной стране я тоже слышал много песен и танцев, которые мне понравились. Сейчас мы сыграем финскую польку.

Исполняется финская полька – играют взрослые со старшими детьми (гитары, блок-флейта, духовая гармоника, барабан

Менестрель (показывая флаг Италии): А это флаг солнечной страны, расположенной на берегу моря. Сейчас я раздам вам инструменты и мы с вами сыграем сицилиану.

Исполняется Сицилийский танец

Педагог: Да, интересное получилось путешествие. Мы с вами познакомились с музыкой разных народов, попробовали  поиграть и услышали, как звучат разные музыкальные инструменты. Нашему гостю пора отправляться дальше. А на прощание устроим выступление сводного оркестра – до этого мы играли музыку, которую кто-то сочинил, а сейчас исполним собственное произведение.

Исполняется финальная композиция в оркестре шумовых, ритмических и звуковысотных инструментов

Педагог: До свидания, музыканты!

Менестрель со старшими детьми уходит, педагог провожает детей из зала под шотландскую мелодию, аккомпанируя на блок-флейте

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта "Музыкальное путешествие" образовательная область музыка в соответствии с ФГОС ( для воспитателей и музыкальных руководителей)

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности....

Заключительное музыкальное открытое занятие-игра «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». Средний возраст.

Информация для родителей по итогам  музыкального развития детей на конец года...

Конспект музыкального занятия "Музыкальное путешествие"

Формировать  у детей основы музыкальной  культуры, развивать эмоциональную отзывчивость, творческое восприятие музыки, музыкально - слуховые представления....

Музыкальная разработка занятия " Музыкальное путешествие в космос"

Музыкальное занятие  с элементами логоритмики для детей подготовительной группы...

ООД по музыкальной деятельности для детей подготовительной группы « Музыкальное путешествие в город Чебоксары».

Ознакомление детей с чувашскими танцами, играми и песнями и особенностями чувашской национальной культуры...

Конспект музыкального развлечения "Музыкальное путешествие" в старшей группе

Конспект музыкального развлечения "Музыкальное путешествие" в старшей группе...

Конспект ООД по музыкальному воспитанию на тему "Музыкальное путешествие"

Конспект ООД для подготовительной группы компенсирующе направленности...