АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ИГР - ГОЛОВОЛОМОК.
статья на тему

Журкова Надежда Юрьевна

В статье представлен материал из опыта работы по активизации мыслительной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста при помощи игр-головоломок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispravlennaya_statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ИГР - ГОЛОВОЛОМОК.

Журкова Н. Ю.

МДОУ № 50 «Гнёздышко», г. Коломна

Представления детей о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, складываются прежде всего в непосредственном общении с окружающим. Мир, в который входит маленький ребёнок, ставит перед ним с каждым годом всё больше сложных вопросов, для ответа на которые важно не только просто видеть, слышать, чувствовать, а также необходимо умение выделять связи, отношения между явлениями.

Почему шарик можно катать, а кубик нельзя? Почему из влажного песка получается куличик, а сухой песок просто рассыпается? Почему летом листья зелёные, а осенью – жёлтые? Подобные вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребёнка. Чтобы получить правильный ответ, малыш должен обратиться к процессу мышления, который начинает развиваться ещё в раннем детстве. На основе наглядно-действенного мышления складывается наглядно-образная форма мышления, которая в свою очередь служит своеобразным «трамплином» для перехода к словесно-логическому мышлению.

Процесс развития мышления дошкольников можно активизировать при помощи специально организованного обучения. В младшем и среднем дошкольном возрасте я обучаю детей игре с головоломками. Игры-головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости предметы по образцу или замыслу.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с головоломками я начала с простейшей игры-собиралки «Сложи квадрат», разработанной известным российским педагогом  Б. Никитиным. Игра состоит из шести разноцветных квадратов, разрезанных на части по разным линиям. Части квадратов выкладывались на стол и перемешивались. Детям предлагалась игра: зайчишки-шалунишки порвали квадраты на части и очень огорчили Учёную Сову, которая работает учителем в лесной школе (демонстрировалась игрушка-сова). Для того, чтобы научить других зверят различать фигуры, нужно помочь Учёной Сове собрать квадраты. Учитывая необходимость соблюдения принципа доступности обучения, я вначале перемешивала детальки не всех шести квадратов, а начинала с двух – трёх. По мере овладения детьми требуемыми для данной игры умениями я увеличивали количество деталек. Дети довольно быстро научились справляться с данным заданием (за 2-3 занятия), поэтому появилась возможность устраивать соревнование «Кто быстрее соберёт квадрат».

Детей очень увлекла эта игра. Они упорно искали ход решения, который вёл к нужному результату. Доступность данной головоломки детям младшего дошкольного возраста способствовала формированию положительного эмоционального отношения к ней, что стимулировало мыслительную активность. Пытаясь правильно собрать квадрат, дети учились настойчивости, у них активизировалась мелкая моторика, закреплялось умение делать вывод, формировалось понятие, что целый объект может состоять из частей.

Научив детей собирать квадрат Никитина, я почувствовала, что они готовы к восприятию более сложной головоломки. Такой головоломкой стала игра «Абрис». Слово «абрис» (в переводе с немецкого - «чертёж») обозначает контур, набросок, очертание предмета. Игра состоит из разных по форме и размеру геометрических фигур (круг, два полукруга, квадрат, три прямоугольника, три треугольника) и заключается в создании определённой картинки по образцу.  Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, знакомство с новой головоломкой опять происходило в игровой форме. «Сегодня утром я нашла в нашей группе новых обитателей, - рассказывает воспитатель, - вот эти фигурки. Они не простые, а немного волшебные. Если вы проявите терпение и будете внимательными, эти фигурки превратятся в разных животных, смешных человечков. Они могут стать ракетой или машиной, домиком или ёлочкой». Заинтересовав детей, я показала, как наложением деталей на образец можно собирать картинку, при этом мы чётко проговаривали название используемых фигур.  Начинали с самых простых картинок, состоящих из двух фигур (домик, неваляшка, гриб).

Подобный метод обучения, когда детям даётся готовый образец, разъясняются и показываются способы его получения, способствует развитию восприятия и анализа. Ведь младшие дошкольники ещё не умеют самостоятельно рассматривать предметы с точки зрения их последующего воспроизведения. Им трудно увидеть какой-то образ в контурном изображении и в уме разделить этот образ на составные части. Поэтому задача что-то нарисовать или построить воспринимается ими как главная, и они стремятся как можно скорее перейти к её осуществлению. Это ведёт к многочисленным ошибкам и даже невыполнению задания. Успешное выполнение практических действий зависит от того, насколько правильно дети восприняли образец и проанализировали его.

После показа и разъяснения детям предлагалось самостоятельно собрать картинку из геометрических фигур. В процессе игры мы старались предоставить детям как можно больше самостоятельности: они сами выбирали детали, сверяли их с образцами, учились видеть соответствие формы и размера деталей. Необходимые в данный период подсказки были словесными: «А если примерить? А как ты ещё не пробовал(а)? Посмотри, эта часть такая большая (маленькая)? Есть ли здесь линия? Проверь пальчиком» и т. п. Поиски детьми правильного решения часто были очень трудными и требовали сосредоточенного внимания, терпения. Поэтому мыслительная деятельность значительно активизировалась. Чтобы сделать процесс собирания головоломки более «живым» и интересным, а также для лучшего запоминания названий фигур, к каждому из образцов я сочинила небольшое стихотворение.

ДОМ. Домик маленький с трубой мы построили с тобой,

            Мы поселим гнома в нём, от души доволен он.

ГРИБ. Прямоугольник – это ножка, шляпка – это полукруг,

            Постарались мы немножко, и грибочек вырос вдруг.

ПАРОВОЗ. Паровоз пыхтит, гудит, из трубы дымок валит.

                     Полукруглые колёса, треугольник впереди…

                     Паровозик наш хороший, ты ребяток прокати!

Во избежание перегрузки детей я строго следила за длительностью занятий. Первоначальная игра с головоломкой «Абрис» была непродолжительной и длилась 5-7 минут. Как указывалось выше, детям предлагалось собрать несложные картинки. Ведь не по возрасту предложенная головоломка способна отбить интерес у самого заинтересованного ребёнка. Предлагая детям подобную игру, я исходила из принципа: пусть лучше задание будет самым лёгким, зато ребёнок выполнит его самостоятельно, а это значительно повысит его самооценку.

Хочется затронуть ещё один важный вопрос: с какого же возраста можно предлагать детям игры-головоломки? Здесь необходимо учитывать, что при игре в головоломку задействована такая область психики, как кинестетика - умение «мыслить руками». У маленького ребёнка это умение развито недостаточно. Первую головоломку, квадрат Никитина, я использовала для занятий с детьми старше 3-х лет, головоломку «Абрис» - для детей старше 3,5 лет. В условиях разновозрастной группы (дети младшего и среднего дошкольного возраста) у меня была возможность познакомить детей среднего возраста с головоломкой Пифагора. Но это произошло только после того, как дети научились самостоятельно собирать не только простые, но и более сложные фигуры головоломки «Абрис» (петух, спортсмен, пингвин, машина и др.) Более того, я учила детей собирать картинки уже не наложением на образец, а рядом с образцом. В случае затруднения советовала «примерить» к образцу 1-2 детали – это помогало увидеть расположение остальных.

При складывании головоломки дети пользовались двумя видами поисковых проб:  практическими (действия по перекладыванию, подбору) и  мыслительными (обдумывание хода, предположение решения). В ходе поиска решения дети проявляли и догадку, то есть как бы внезапно приходили к правильному решению. Но эта внезапность была кажущейся. На самом деле они находили путь, способ решения лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. Следует отметить, что складывание головоломки по готовому образцу ни в коей мере не ограничивает ребёнка в свободе творчества. Поняв, что из разных геометрических фигур путём приложения могут получаться различные предметы, животные и т. п., дети начинают придумывать собственные схемы.

Денис Е., 4,1 г.                                                        Влада, 4 г.

собака                                                                      поезд                                                                            

Организуя игры с головоломками, я следовала принципу индивидуального подхода к детям. Ведь у каждого ребёнка свой уровень гибкости мыслительной деятельности,  разные темпы формирования  навыков работы с головоломкой. Дифференцированный подход и гибкость в обучении работе с головоломкой позволили добиться хороших результатов: многие дети группы с удовольствием откликались на предложение поиграть в головоломку, с увлечением занимались ею в течение довольно длительного времени (20-25 минут).

          Для поддержания интереса к играм-головоломкам немаловажным было и то обстоятельство, что они не выставлялись   постоянно на дидактический стол вместе с другими пособиями. Здесь они становятся привычными и малоинтересными. Игра доставалась 2-3 раза в неделю и от этого становилась более желанной.

Таким образом, игра-головоломка является важным средством формирования мыслительной деятельности ребёнка, его интеллекта. Она развивает маленького человека, выводя его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребёнку предлагается образец для подражания, с другой  - создаются условия для развития фантазии и мыслительных операций, активизируются способности к моделированию и конструированию. Простейшие игры-головоломки уже доступны детям младшего и среднего дошкольного возраста. Они помогают развивать у малышей творческие способности, логическое и пространственное мышление, что является важнейшей составной частью его общего развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

   

Список использованной литературы.

  1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов проф. учебных заведений/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – 8-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
  2. Мир детства: Дошкольник/ Под ред. А.Г.Хрипковой; Отв. ред. А.В.Запорожец. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1987. – 256 с. – (Б-ка для родителей).
  3. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика 1985.  - 200 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по театрализованной деятельности для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным напр...

Педагогический опыт работы Романенко Натальи Олеговны по теме «Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста экологической культуры при использовании приёмов активизации умственной деятельности»

Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления ...

Методические рекомендации образовательной деятельности (изобразительная деятельность). "Сотворчество педагога и детей младшего и среднего дошкольного возраста в создании образов явлений природы".

Методические рекомендации образовательной деятельности. Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие".Изобразительная деятельность.Тема: "Сотворчество педагога и ...

Книжки-малышки, как результат проектной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Требования федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию существенно изменили подход к организации образовательной деятельности в ДОУ. В связи с этим перед нами пе...

Статья: "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования."

Данная статья написана в помощь родителям для ознакомления с нетрадиционными техниками рисования дома с детьми....