ДОКЛАД На тему: «Использование дидактических игр для развития умственных способностей».
материал на тему

Сидорова Светлана Владимировна

Игра - это школа чуткости, нежности, доброжелательности, гостеприимства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северное окружное управление образования

ГБОУ гимназия №1409 СП «Гармония»

ДОКЛАД

На тему: «Использование дидактических игр для развития умственных способностей».

                                                                     

                                                                                     Подготовила и провела: Сидорова С.В.

                                                                   Воспитатель высшей категории.

 

Москва

2013г.

 

Сухомлинский писал, что «школа воспитания добрых чувств»: чуткости, доброты, отзывчивости, милосердия – это то, что начинается в раннем возрасте.

    С чего начинать? С игры. Используя опыт других педагогов, статьи которых я прочитала, считаю приемлемыми использовать в собственной практике следующие приемы.

    Дети, которые приходят к нам, не умеют играть, драчливы, часто ссорятся из-за игрушек, не уступают друг другу. Наблюдая за играми детей, анализируя их поведение, взаимоотношения, можно убедится в том, что необходимо систематически и последовательно упражнять детей в проявлении добрых чувств друг к другу, к куклам. Ведь кукла – это партнер, товарищ детских игр, а в руках взрослого – одно из важнейших средств воспитания. Исходя из этого, необходимо:

- воспитывать у детей эмоциональное отношение к куклам;

- развивать желание заботиться о кукле, проявлять к ней чуткость,

  внимательность, сочувствие, заботу, доброту;

- через игру с куклой воспитывать у детей добрые отношения друг

  к другу;

- закрепить в процессе игр с куклами культурно-гигиенические

  навыки;

- расширять представления детей о предметах домашнего обихода:

  одежде, посуде, мебели.

    Для осуществления этих задач необходимо создать такие условия, которые способствовали бы формированию добрых чувств и отношений детей. Одно из условий – оборудование кукольного уголка. Необходимо продумать расположение мебели, учитывая возможные игровые сюжеты: комната, кухня. Условия созданы, но играть с куклами дети еще не умеют.

    Работу можно начать с того, что вынести из группы всех кукол, а через некоторое время объявить детям, что скоро к нам приедет кукла Маша. А где же она будет жить? Здесь можно провести дидактическую игру «Устроим кукле комнату». Через игру дети закрепляют названия предметов мебели, находят им нужное место. И для того, чтобы дети научились выполнять простейшие игровые действия, проявлять заботу о кукле, существует много дидактических игр: «Угощение куклы Маши», «Кукла Маша проснулась», «Новоселье куклы», «День рождения куклы».

    Играя, дети учатся проявлять заботу о кукле. Игры, связанные с куклой – это школа чуткости, нежности, доброжелательности, гостеприимства. Добрые чувства, проявляясь в играх, постепенно входят в привычку  и распространяются на отношения с товарищами, окружающими людьми.

    Чтобы укрепить добрые чувства, возникающие у детей, необходимо создавать ситуации, побуждающие их к добрым поступкам; помочь товарищу, посочувствовать, поделиться с ним.

    Чтобы успешно проводить воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка.  В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника. Многие наши воспитанники замкнуты, малоактивны. Они чаще остаются в роли наблюдающих за игрой. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются в игре. Воспитатель должен незаметно подвести ребенка к удачному решению, а следовательно вселить в него уверенность в своих силах и постепенно помочь преодолевать стеснительность.    

    Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использование загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

    Дети начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющего: хлопать в ладони, подбадривать, сопереживать.

    Как показывает практика, воспитатели испытывают затруднения в активизирующем общении с детьми в процессе игры. Это происходит потому, что мы не привыкли на равных играть со своими воспитанниками и нам трудно удержаться от указаний. Воспитатели предпочитают давать детям готовое решение, а это не способствует развитию игры, поиску детьми выхода из игровой ситуации.

    Игра возникает на основе полученных детьми впечатлений, но и воспитатель может помочь игре начаться или дать игре новый толчок. Например, дети играют в семью. Но время идти на прогулку. Как, не нарушив игру, уговорить детей выйти на прогулку и в то же время нацелить на продолжение игры?

    Воспитатель обращается к своей кукле и говорит: «Мне пора идти на работу. Что мне делать? Куда отвести свою дочку?» Дети: «В детский сад». Воспитатель, разговаривая с куклой о том, что надо идти на работу, кладет ее на место. Дети повторяют действие воспитателя.

    Воспитатель: «Ну что же, мы все сейчас пойдем одеваться, чтобы идти на работу, а игрушки побудут в детском саду». Дети ставят игрушки на место, одеваются на прогулку и продолжают новую игру, воображая каждый свою работу.

    Мой опыт еще не так велик, чтобы им делиться, но первые шаги уже сделаны. В своей работе я использую игру: «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений», в которой дети анализируют поступки людей, героев сказок, рассказов, стихов, самих детей, а так же читаю детям главы из «Детской библии».

Нам, работающим с детьми, надо сделать так, чтобы «ребенок чувствовал боль не только тогда, когда у него болит разбитая коленка, но и тогда, когда коленка болит у кого-то другого».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные дидактические игры для развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития

Интерактивная дидактическая игра – это  современный  метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в  единстве....

Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей детей в средней группе.

Картотека дидактических игрпо развитию умственных способностей детей в средней группе....

Картотека дидактических игр по развитию умственных способностей детей в старшей группе.

Картотека дидактических игрпо развитию умственных способностей детейв старшей группе....

Консультации «Использование технологии «Нейроигра» для развития умственных способностей детей дошкольного возраста»

Занятия для детей дошкольного возраста у которых наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость — это тяжелый труд. Использование в пе...

Интегрированная НОД «Использование кинезиологических методов для развития умственных способностей дошкольников» Тема: «Путешествие по зимнему лесу»

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии....