индивидуальная работа образовательной деятельности младшего школьного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Понуровская Ольга Николаевна

План индивидуальной работы организованной образовательной деятельности младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Старшая логопедическая группа

Ребёнок: Волохо Иван

Дата

 №

Тема занятия

Примечание

Ноябрь - декабрь

 

13.11.2013

1

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Программные задачи:

  • познакомить с правилами поведения на групповом занятии;
  • развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых звуков и близких по звуковому составу слов.

Оборудование:

ширма для определения источника звука и его направления;

звучащие игрушки и предметы (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка и пр.);

картинки, названия которых звучат похоже и содержат только легко

произносимые звуки речи (будка - дудка, конфетка - отметка, пакет - букет и пр.).

15.11.2013

2

Постановка звука –Л-

Программные задачи:

  формирование правильного произношения звука [Л];

  уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];

  закрепление представлений о механизме организации звука [Л].

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

20.11.2013

3

Постановка звука –Л-

Программные задачи:

  выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);

  развитие плавного длительного выдоха (упражнение “Мыльный пузырь”);

  развитие фонематических представлений (игра “Хлоп-топ”);

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

22.11.2-13

4

Постановка звука –Л-

Программные задачи:

  • учить правильно произносить звук [л], опираясь на слуховой и зрительный контроль;
  • учиться выделять звук в слове из потока других звуков
  • развивать фонематическое восприятие и фонематический;
  • закрепит умение подбирать слова с уменьшительно-ласкательным значением;

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

27.11.2013

5

Автоматизация звука –Л- в прямых слогах.

Программные задачи:

  • учить правильно произносить звук [л], опираясь на слуховой и зрительный контроль;
  • учиться выделять звук в слове из потока других звуков

выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);

  • закрепить навык произнесения звука [Л]

Оборудование: карточки-символы: «Улыбка», «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход гудит»; 3 карточки с изображением интонаций, ромашка.

29.11.2013

6

Автоматизация звука –Л- в обратных слогах.

Программные задачи:

  • учить правильно произносить звук [л], опираясь на слуховой и зрительный контроль;
  • учиться выделять звук в слове из потока других звуков

выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);

  • закрепить навык произнесения звука [Л]

Оборудование: карточки-символы: «Улыбка», «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход гудит»; 3 карточки с изображением интонаций, ромашка.

4.12.2013

7

Автоматизация звука –Л- в слогах, со стечением согласных.

Программные задачи:

  • уточнить правильную артикуляцию звука [л];
  • повторить правильное произношение звука [л] изолированно
  • упражнять в правильном произношении звука [л] в слогах со стечением согласных
  • учить модулировать голос по силе;
  • продолжать учить дифференцировать интонации на слух;
  • развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

Оборудование: карточки-символы: «Улыбка», «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход гудит»; 3 карточки с изображением интонаций, ромашка.

6.12.2013

8

Автоматизация звука –Л- в словах в начале слова

Программные задачи:

  • Уточнить артикуляцию и характеристику звука «Л»
  • Автоматизировать звук Л в словах
  • Упражнять в выделении первого звука в слове.
  • Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать фонематический слух и восприятие
  • Воспитывать самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: Картинки со звуком Л, мяч, сюжетные картинка, пособие «Волшебные круги», схемы положение звука в слове, предметные картинки с изображением мальчика, девочки, облака.

11.12.2013

9

Автоматизация звука –Л- в словах в конце  слова

Программные задачи:

  • Уточнить артикуляцию и характеристику звука «Л»
  • Автоматизировать звук Л в словах
  • Упражнять в выделении последнего звука в слове.
  • Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать фонематический слух и восприятие
  • Воспитывать самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: Картинки со звуком Л, мяч, сюжетные картинка, пособие «Волшебные круги», схемы положение звука в слове, предметные картинки с изображением мальчика, девочки, облака.

13.12.2013

10

Автоматизация звука –Л- в словах в середине слова

Программные задачи:

  • Уточнить артикуляцию и характеристику звука «Л»
  • Автоматизировать звук Л в словах
  • Упражнять в выделении звука в словах.
  • Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать фонематический слух и восприятие
  • Воспитывать самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: Картинки со звуком Л, мяч, сюжетные картинка, пособие «Волшебные круги», схемы положение звука в слове, предметные картинки с изображением мальчика, девочки, облака.

18.12.2013

11

Автоматизация звука –Л- в словах со стечением согласных

Программные задачи:

  • Уточнить артикуляцию и характеристику звука «Л»
  • Автоматизировать звук Л в словах
  • Упражнять в выделении звука в словах  и определении места звука в слове.
  • Развивать мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать фонематический слух и восприятие
  • Воспитывать самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование: Картинки со звуком Л, мяч, сюжетные картинка, пособие «Волшебные круги», схемы положение звука в слове, предметные картинки с изображением мальчика, девочки, облака.

21.12.2014

12

Автоматизация звука –Л- в предложениях

Программные задачи:

  • закреплять звук в самостоятельном произношении (в словах, в предложениях);
  • совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук
  • развивать логическое мышление;
  • продолжать работу по коррекции фонематических процессов (умение определять   наличие и место заданного звука в словах);

Оборудование: зеркало; символы – карточки для артикуляционной гимнастики; игрушки: Колобок, зайчик, лиса; картинки: волк, лось, белка, белый медведь, коза, кошка, собака, жук, оса, бабочка, обезьяна, бегемот, слон, синица, снегирь, сова; картинки: для упражнения со словами .

25.12.2013

13

Автоматизация звука –Л- во  фразовой речи

Программные задачи:

  • закреплять звук в самостоятельном произношении (в словах, в предложениях);
  • совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук
  • развивать логическое мышление;
  • продолжать работу по коррекции фонематических процессов (умение определять   наличие и место заданного звука в словах);

Оборудование: зеркало; символы – карточки для артикуляционной гимнастики; картинки: для упражнения со словами , сюжетные картинки

27.12.2013

14

Автоматизация звука –Л- в связной речи

Программные задачи:

  • закреплять звук в самостоятельном произношении ;
  • совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук
  • развивать логическое мышление;
  • продолжать работу по коррекции фонематических процессов (умение определять   наличие и место заданного звука в словах);

Оборудование: зеркало; символы – карточки для артикуляционной гимнастики; картинки: для упражнения со словами , сюжетные картинки



Предварительный просмотр:

                        Упражнения для развития речи

                                Развитие слухового внимания

-Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

-"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" ;                          -"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П»;                                -"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л".

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

-"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д,), сразу хлопнешь в ладоши.

-"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

-"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

-"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" ;                        - "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".                                                   -"Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

Упражнение №4. "Придумай новое слово".

- "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

(Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.                                                                                    Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп).

Упражнение №5. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

-"Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три". Образец: МАК – 000

                                Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №1. "Игра в слова". 

-"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель);

-"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.

Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №2. "Признак".

-"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?" бумага - дерево - снег - пух - стекло -

-"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".

(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

-"Сравни:                                                                                                                                                  по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;                                                                                              по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;                                                                             по прочности - веревку и нитку, камень и глину;

Упражнение №3. "Угадай-ка".

-"Отгадай загадки:                                                                                                                           Летит, пищит, ножки длинные тащит,  Случай не упустит - сядет и укусит. (Комар)                                                                                                                                        

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №4 «Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

-"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)                                                                                                                                                           "Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"                                                                              -"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка";                        -"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"                              Грустный, печальный, унылый, глубокий .                                                                               Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №5. "Закончи слово".

- "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)                                                                Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №6. "Объясни слово".

-"Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"         (нож, шляпа, мяч, письмо);                                                                                                                   Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

                       Развитие грамматических навыков

Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №1. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

- "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, кто? Что делает? Что?  Например: Кошка лакает молоко"'.

Упражнение №2. "Закончи предложение".

-"Попробуй угадать конец фразы".                                                                                                  Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... .

Упражнение №3 "Добавь слова" (распространение предложений)                                   - "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Упражнение №4. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

-"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"                                                                                                                                                          Дымок, идет, трубы, из.  Любит, медвежонок, мед. Стоят, вазе, цветы, в.

Упражнение №5. "Пропавшие слова".

-"Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

Упражнение №6. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:                                                                                  железный топор - железный человек.

              Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Упражнение 1. "Рожицы".

Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д.

Упражнение2. Щелканье языком с широко открытым ртом. 

Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть.

Упражнение3.  Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Перекатывание орехов во рту.

Упражнение 4  Гимнастика для языка: 

движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.

Упражнение 5. Повтори.

Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.

Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.

Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп.

Скороговорки для занятий:

а) Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.                                                                  Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.                                                                               Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

б) Вез на горку Саня за собою сани.                                                                                         Ехал с горки Саня, а на Сане сани.                                                                                             Шел Егор через двор с топором чинить забор.

Упражнение 6. Жираф и мышонок.

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.    Ход игры:

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький").
Потом ребенок идет и одновременно произносит:

Наш жираф пошел домой  вместе с мышкой серенькой.                                                           У жирафа рост большой, у мышонка - маленький.

Упражнение 7. Игра "Лиса-Патрикеевна".

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около-ротовой мускулатуры в покое.                                                                                                             Материал: доска ("мостик") или широкая лента, маленькие сушки или печенье.                                                                                                                                                Ход игры:                                                                                                                                    "Мостик"-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

                       

Развитие связной речи у детей.

Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Говорим по-разному

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж.

Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

Всегда под рукой

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

Лучший друг

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста

Годовой коррекционно-развивающий план работы с детьми младшего возраста, отстающих в психическом развитии. Занятие проводится один раз  в неделю как инивидуально, так и с подгруппой детей в колли...

Использование подвижных игр в ДОУ-важнейшая оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста

Игры занимают важное место в жизни ребёнка-дошкольника,и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.Несмотря на то,что дети очень любят играть в подвижные игры,они не мо...

«Стретчинг - как метод развития гибкости в работе с детьми младшего школьного возраста и подростков».

Статья на тему: «Стретчинг  - как метод развития гибкости в работе с детьми младшего школьного возраста  и подростков» (иллюстрации)...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Игра-естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре-ведущему виду деятельности. А...

Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий,  интеллектуальных игр и  упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...

Использование квест-технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Квест – образовательная технология, которая позволяет педагогам решать комплекс развивающих и обучающих задач, в том числе развивать познавательную активность школьников, самостоятельность мышле...

План индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста

План коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста по всем образовательным областям с сентября по январь....