Подборка игр для коммуникативных качеств в эмоциональной сферы у детей
учебно-методический материал на тему

Музыка Ольга Ивановна

Одной из задач в Федеральных  государственных  образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС) является: создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В дошкольной педагогической науке проблема общения и использовании игры в коррекционных целях изучена достаточно глубоко. Важную роль игры в коррекционных целях общения отмечали многие отечественные психологи, педагоги (А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, О.Карабанова Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, В.Я. Платонов, Н.П. Аникеева и др.).

Можно утверждать, что многие из предложенных в работе игр являются полифункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого - оказывать тонизирующий эффект, для третьего - являться уроком коллективных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 16 «Снежинка» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры городской округ город Радужный.

 

Подборка  игр для развития

коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей.

 

Подготовил:

Педагог-психолог

Музыка О.И.

г. Радужный

Подборка  игр для развития

коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей.

Игры, в которые играют агрессивные, гиперактивные, тревожные дети

(игры, способствующие снижению негативных проявлений

в поведении дошкольников)

Категории

детей

Название игры

Цель игры

агрессивные

«Обзывалки»

(Кряжева Н.Л.)

Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

«Два барана»

(Кряжева Н.Л.)

Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло

«Доброе животное»

(Кряжева Н.Л.)

Способствовать сплочению детей, учить понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать

«Тух – тиби - дух»

(Фопель К.)

Снятие негативных настроений и восстановление сил

«Попроси игрушку»

(Карпова Е.В., Лютова Е.К.)

Обучение детей эффективным способам общения

«Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В.)

Формирование у детей доверия к окружающим

«Зайчики»

(Бардиер Г.Л.)

Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их

«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)

Снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

«Рубка дров»  (Фопель К.)

Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся энергию и «истратить» ее во время игры

«Бумажные мячики»

(Фопель К.)

Дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение

гиперактивные

«Кричалки-шепталки-молчалки»           (Шевцова И.В.)

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции

«Разговор с руками»

(Шевцова И.В.)

Научить детей контролировать свои действия

«Говори!»

(Лютова Е.К.,  Монина Г.Б.)

Развитие умения контролировать импульсивные действия

«Броуновское движение»

(Шевченко Ю.С.)

Развитие умения распределять внимание

«Передай мяч»

(Кряжева Н.Л.)

Снять излишнюю двигательную активность

«Зеваки»

(Чистякова М.И.)

Развитие быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции

«Запрещенное движение»

(Кряжева Н.Л.)

Развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем

«Слушай хлопки» (Чистякова М.И.)

Тренировка внимания и контроль двигательной активности

«Давайте поздороваемся»

Снятие мышечного напряжения, переключение внимания

тревожные

«Волшебный стул»

(Шевцова И.В.)

Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

«Слепой танец»

Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

«Водопад»

Снятие мышечного напряжения

«Насос и мяч»

Расслабить максимальное количество мышц тела

«Винт»

Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса

«Дудочка»

Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ

«Воздушный шарик»

Снять напряжение, успокоить детей

Игры и упражнения для малоподвижных детей

Название игры

Содержание

«Догнать соперника»

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу педагога дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 минуты), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает.

«Найди пару в кругу»

Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, в центре круга – водящий. По первому сигналу педагога дети внутреннего круга быстро подбегают к любому, стоящему во внутреннем круге, берут его за руку и вместе идут шагом по кругу. Водящий по второму сигналу педагога также старается найти себе пару из внешнего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.

«Быстро переложи мяч»

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.

«Перебрось мяч»

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги,  руки согнуты в локтях, держат мяч в одной руке. По сигналу перебрасывают мяч из одной руки в другую движением кисти, энергично ее поворачивая.

«Кто дальше»

Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступают от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

«Кто скорее с мячом»

Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяч.

«Догони мяч»

Несколько детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 ми на расстоянии 50-60 см. Догоняют и ловят его, не давая коснуться земли. Стараются бросить мяч повыше, но не далеко.

«Ударь мяч и догони»

Дети ударяют по мячу ногой, догоняют его, берут в руки и бегом возвращаются на место.

«Не урони мяч»

У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого – 5-8 м.

«Оттолкни и поймай мяч»

Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу педагога дети меняются местами.

«Поймай мяч»

Дети играют по трое. Двое стоят на расстоянии 3 м и перебрасывают друг другу мяч разными способами, а третий ребенок находится между ними и старается его поймать. Если он поймает мяч, то встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает его место.

«Задержи мяч»

Дети образуют круг, в центре которого стоит ведущий с мячом. Он по очереди прокатывает ногой мяч каждому из стоящих по кругу. Тот, к кому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и оттолкнуть обратно ведущему.

«Не давай мяч»

Играют все дети. Один из них – ведущий. Все, кроме ведущего, произвольно размещаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч. Ведущий пытается его перехватить. Перехватив мяч, он быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится ведущим, а прежний водящий занимает его место.

«Догони обруч»

Дети ставят обруч ободом на землю, энергично отталкивают его, догоняют и снова отталкивают, не допуская падения.

«Скорее в обруч»

На земле произвольно разложены большие обручи. Около каждого стоит по двое детей. По сигналу «Беги!» они бегут вокруг своего обруча, по сигналу «В обруч!» - впрыгивают в него и приседают.

«Юла»

Ребенок ставит обруч ободом на землю, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит его.

«Не теряй домик»

На площадке в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время педагог убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т.д. На слова педагога «Все в домик!» дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим.

«Схвати шнур»

Двое детей сидят на корточках спиной друг к другу. По сигналу встают и быстро бегают по кругу, догоняя и выдергивая шнур, который тянет педагог. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур.

«Удочка»

Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог и вращает веревку по земле вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснется веревка, выбывает из игры.

«Не урони кольцо»

Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог, в руках которого резиновое кольцо. Поочередно он бросает кольцо каждому ребенку. Ребенок ловит летящее кольцо, затем подбрасывает его, быстро поворачивается вокруг себя, ловит кольцо и, поймав, бросает его педагогу.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Название игры

Содержание

«Клубочек»

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.). Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

Замечание: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

«Ветер дует на...»

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

«Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Утка, утка, гусь»

Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их  задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту.
Замечание: Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия реверансы должны выполняться четко и громко.

«Сочиним историю»

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет)
Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»
«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«Поварята»

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

«Дотронься до...»

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Дружба начинаешься с улыбки...»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

  «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение:
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Строим цифры»

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», дети выполняют задание.

Замечание: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

«Строим ответ»

Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 – 3, вы построите цифру 5».

«Ворона»

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

«Ворона сидит на крыше,

Ощипывает она свои крылышки.

Сирлалала, сирлалала!»

Затем очень быстро и неожиданно:

«А кто раньше сядет?»

Затем:

«А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду, выбывает из игры.

  «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
* Есть ли в поле светлячки?
* Есть ли в море рыбки?
* Есть ли крылья у теленка?
* Есть ли клюв у поросенка?
* Есть ли гребень у горы?
* Есть ли двери у норы?
* Есть ли хвост у петуха?
* Есть ли ключ у скрипки?
* Есть ли рифма у стиха?
* Есть ли в нем ошибки?

«Тень»

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

«Живая скульптура»

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Замечание:
1. Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего упражнения.

2. Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.

«Психологическая лепка»

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«Гуляем по парку»

Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.

Замечание:
1. Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.
2. Взрослый главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает.

  «Запрещенное движение»

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим» прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

Замечание: Запрещенных движений может быть около 7.

«Прогулка по ручью»

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

«Гнездышко»

Дети присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий.

«Передай мячик»

Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил – выбывает.

Замечание: Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

«Зеркало»

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

«Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.

Совет: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

«Поводыри»

Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.


Дидактические  игры для развития

коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей.

   

Название игры

Содержание

«Портрет».

(с 5 лет).

Цель: Научить ребенка различать индивидуальные особенности своих товарищей в группе; развивать восприятие образа ровесника по внешности, индивидуальным особенностям; развивать коммуникативные способности детей, их внимание и зрительную память.

Ход игры:

Психолог сначала задает вопрос: «Знаете ли вы, ребята, что такое мастерская художника?» (Это помещение, в котором художник рисует свои картины). А потом рассказывает: «Часто человек, портрет которого рисуют, позирует художнику. Давайте и мы с вами отправимся в такую мастерскую. Пусть один из вас будет художником, а другой закажет ему портрет; остальные будем зрителями».

Художник внимательно смотрит на своего заказчика (1-2 минуты), затем отворачивается и по памяти описывает внешность ребенка – заказчика. После того, как портрет завершен, заказчик оценивает его, проверяет правильность изображения внешних особенностей. Дети-зрители помогают проводить оценку портретного сходства.

«Рисунок по кругу».

(с 6 лет).

Цель: Развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; преодоление трудностей в общении; формирование чувства принадлежности к группе, умения сотрудничать; развитие связной речи.

Материал: альбомные листы (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход игры: Психолог предлагает: «Возьмите по одному альбомному листу. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. А теперь за одну минуту нарисуйте то, что вы задумали. (Дети рисуют). Затем передайте свой листочек соседу справа. И опять одну минуту вы будете рисовать, но уже на листочках ваших товарищей. Нарисовать уже можно совсем другую картину. Делает это до тех пор, пока ваш листочек не окажется опять у вас. Рассмотрите внимательно свою картинку и составьте рассказ по ней».

«Сказочная зверюшка».

(с 5 лет).

Цель: Развитие умения создавать необычные образы через комбинирование разных деталей; развитие воображения и образного мышления;

Диагностическая цель: Выдуманное животное может дать сведения о «Я – образец» малыше, поскольку сказочная зверюшка является отражением ребенком самого себя.

Материал: Изображения различных частей животных; листы бумаги А4, цветные карандаши.

Ход игры: Психолог просит детей представить себе далекие планеты, на которых обитают невиданные странные животные. Затем дети представляют себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Каждый из детей должен придумать и создать какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Оно может быть настолько странным, насколько пожелает ребенок.

Перед детьми на столе лежат изображения частей тела различных животных. Из этих частей дети должны собрать свою сказочную зверюшку, выкладывая детали на чистом листе бумаги. Затем дети обводят по контуру эту комбинацию изображений; раскрашивают своих животных; по желанию дорисовывают дополнительные детали.

После выполнения задания каждый ребенок рассказывает про своего сказочного зверька: как его зовут, где он живет, чем он питается, какое у него настроение и т.д.

При затруднении ребенка в рассказе о своей сказочной зверюшке дети вместе с психологом могут задавать рассказчику наводящие вопросы, а он на них отвечает.

Игры и упражнения для снятия агрессии

«Воздушные шары»

Свойства: легкость, объемность, тягучесть.

Шары хороши своей многофункциональностью. Во-первых, они актуализируют внутреннего ребенка в каждом человеке, возрождая ощущения праздника, волшебства. Во-вторых, есть очень много игр с шарами на снятие напряжения, в-третьих, воздушные шары в надутом состоянии замечательный строительный материал, который с помощью широкого скотча превращается  в замок, и в корабль, и в монстра. Особо хочется сказать о способности воздушных шаров громко лопаться. Это действие очень способствует снижению агрессивности. (Можно попробовать надуть 10 шаров,  лопнуть их и постараться поймать). Можно надуть шары, а затем давить ногами.

Старые газеты и журналы.

Свойства: объемность, красочность или бесцветность, горючесть, наличие готовых образов, метафор, букв и слов; кроме того, их можно рвать.

Журналы и газеты – первые помощники при работе с агрессивными людьми. Самое простое упражнение – рвать газеты и журналы всеми возможными способами (руками, зубами, ногами и т.д.). Незаменимы они при работе. Из журналов и газет можно взять все то, что сложно выразить словами, то, что так хорошо иллюстрирует состояние агрессивного человека. Затем вырезать и скомпоновать под подставленную психологом задачу. Коллаж, как ничто другое, отражает внутреннюю задачу: разрушить до основания что-то и построить новое.

Из газет и журналов легко конструируются костюмы, строятся объекты и скульптуры. Рваные газеты могут стать основой папье-маше, из которого затем будет лепиться маска или любой другой объект.

Ткани.

Свойства: пластичность, прочность, тонкость.

Ткань может быть использована самая разнообразная: от обрезков до старых штор. С помощью ткани легко организовать пространство, разделив кабинет на зоны. Из ткани можно изготовить различные костюмы. Ткань можно рвать, резать и затем работать с лоскутками (вязка из лоскутков, лоскутные одеяла и пр.). Ткань широко используется при изготовлении кукол-марионеток, служит декорацией. Агрессивным детям, людям нравятся игры с лоскутками, «художественное разрывание» или «художественное разрезание» ткани. Но наибольший интерес представляют игры-манипуляции под тканью, позволяющие почувствовать как свои, так и чужие границы, а также позволяющие пережить депривацию и научиться справляться с ней.

«Скульптура».

(создание и разрушение).

Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможностей.

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы (по 3 – 5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне).

Группа делится на подгруппы (количество подгрупп зависит  от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.

Каждая подгруппа создает из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии…). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве (подвешивается на потолке, располагается на столах).

К готовому «монстру» необходимо подобрать музыку. Придумать ему имя, биографию, характер – где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько у него жизней.

«Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой группы рассказывает о своем чудовище  под музыкальное сопровождение.

«Битва с монстром». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача подгрупп – используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газеты), справиться с монстром как можно быстрее (все шары должны лопнуть). Никакими другими средствами, кроме бумажных мечей, в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.

  1. Обсуждение (в круг):
  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что делает монстра монстром и можно ли справиться с ним? Какими способами?
  • Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри живет монстр? Как с ним можно справиться?
  • А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?

«Музыка шаров»

Оркестр.

Цель: гармонизация эмоционального состояния.

Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас, пищалки для воздушных шаров, любые музыкальные инструменты, магнитофон и записи различных музыкальных фрагментов.

Участникам предлагается создать свой оркестр и выбрать дирижера.

Музыкальные инструменты – воздушные шары. Участникам предлагается надуть совой воздушный шар и попытаться, выпуская из него воздух, издавать различные звуки. Около 5 – минут участники репетируют «оркестр воздушных шаров». Тем, у кого совсем не получается «играть» на воздушном шаре, можно предложить воспользоваться пищалкой (свистком, который надувают на надутый воздушный шар). Можно воспользоваться музыкальными инструментами. Часть педагогов играют на шарах, а часть на музыкальных инструментах. Необходимо создать выбранную мелодию.  

Разминка с шарами.

Цель: сплочение команды (коллектива).

Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас; 2 пластмассовых стакана (200г.); магнитофон; музыкальные фрагменты.

Подвижные игры с правилами

(игры, способствующие снятию негативного эмоционального напряжения, волевых усилий, умения договариваться)

Название игры

Содержание

«Не теряй пару»

Дети идут друг за другом парами, взявшись за руки. По сигналу быстро опускают руки и продолжают идти рядом, не отставая  и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

«Стоп»

Дети бегают по залу врассыпную в течение 2-3 минут. По сигналу «Стоп» останавливаются и делают какую-нибудь фигуру («хоккеист», «гимнаст», «пловец»). Затем вместе выбирают лучшую фигуру, и игра повторяется вновь.

«Круговорот»

Дети идут в колонне парами умеренным шагом. По сигналу последняя пара разбивается, и дети, ее образующие, бегут в начало колонны. Один ребенок обегает колонну справа, второй – слева. Оказавшись впереди колонны, дети вновь образуют пару, и игра продолжается.

«Меняемся местами»

В конце площадки кладется длинный шнур. Дети распределяются на две команды. Каждая занимает свою половину площадки. По сигналу «Беги!» все дети врассыпную бегают по своей площадке. По второму сигналу «Меняйтесь!» команды бегом меняются местами. Побеждает команда, дети которой в полном составе первыми перебежали на другую сторону площадки.

«У кого больше предметов»

По всей площадке хаотично разложены предметы разных геометрических форм. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая предметов и друг друга. По сигналу (удару в бубен, свистку) дети быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше. Количество предметов должно быть больше числа детей в 3-4 раза.

«Ниточка с иголочкой»

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, педагог предлагает детям остановиться и понять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками детей, обходя, по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под «воротиками», ребенок, поднимавший руки для образования «ворот», переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше.

«Найди свой кубик»

В произвольном порядке разложены обручи, в каждом из которых стоит ребенок и лежит цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обруча и бегают в разных направлениях, не толкаясь и не подбегая к обручу до второго сигнала. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. В это время педагог меняет кубики местами. По третьему сигналу дети открывают глаза. Каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в обруч, пролезть через него и поднять его над головой. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

«Быстро по местам»

Дети стоят в колонне по одному. По команде «На прогулку!» разбегаются по площадке, берут любые пособия и выполняют с ними произвольные движения. По команде «Быстро по местам!» кладут пособия на место, где они находились, и возвращаются на свое место в колонне. Проигрывает тот, кто место в колонне занял последним.

«Перенеси предмет»

По всей площадке разложены обручи (по количеству играющих), в которых расположено одинаковое количество предметов (кубики, прыгалки, мячи), и один большой запасной обруч, равноудаленный от всех других. Каждый ребенок стоит у своего обруча. По сигналу играющий должен взять из своего обруча один предмет, отнести его в запасной обруч, проделывая с предметом разные упражнения. Дойдя до запасного обруча, положить в него предмет, быстро вернуться к своему обручу за вторым предметом и так далее до тех пор, пока все предметы не будут перенесены. Выигрывает тот, кто скорее перенесет все свои предметы и четко выполнит упражнения.

«Дружные пары»

Дети распределяются парами, берутся за руки. По первому сигналу кружатся в одну сторону в течение 5-7 секунд, а по второму сигналу останавливаются и кружатся в другую сторону после короткого перерыва.

«Ловля бабочек»

Двое детей – «ловцы» - находятся в отведенном месте площадке. Остальные – «бабочки» - свободно бегают. «Ловцы» по сигналу «Лови!» пытаются поймать «бабочку», смыкая вокруг нее руки. Пойманных отводят в сторону.

«Обеги мяч»

Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом направлении и бегут за ним, обегая мяч «змейкой».

«Найди мяч»

Дети, стоя по кругу вплотную друг к другу, лицом в центр, руки за спиной. В центре круга стоит водящий. По сигналу дети начинают передавать маленький мяч друг другу за спиной, а водящий пытается его найти, предлагая показать руки одному из детей в круге. Тот, к кому обращается водящий, вытягивает вперед руки, показывая их водящему. Если водящий угадывает, тот, у кого оказался мяч, встает на место водящего. Смена водящего происходит и тогда, когда ребенок, стоящий в кругу, роняет мяч.

«Проведи мяч»

На площадке расставлены разные предметы (кегли, кубики и т.п.). Ребенок ведет мяч ударами об землю, обходя или обегая предметы «змейкой».

«Пойманный мяч в воздухе»

Педагог бросает теннисный мяч на ракетку ребенка (с высоты 20-30 см.). Ребенок ловит мяч и удерживает его на ракетке. Далее дети играют в паре друг с другом аналогичным способом.

«Прокати мяч с горки»

Дети стоят в колонне по одному перед наклонным бумом. Каждый ребенок скатывает мяч, быстро бежит за ним, берет в руки и, подбежав к первому в колонне, передает ему мяч, а сам встает в конец колонны.

«Догони мяч»

Из двух параллельно расположенных длинных шнуров делают коридор (шириной 30 см, длиной 405м). Дети стоят в колонне друг за другом. Каждый прокатывает мяч по коридору, бежит за ним, не давая мячу выкатиться из коридора, подправляя его движение рукой или ногой.

«Веселей играй, но мяч не теряй»

На площадке произвольным способом расположены несколько дуг («воротиков»).

Дети выполняют разнообразные движения с мячом. По сигналу быстро поднимают мяч вверх, потом ударяют мячом об землю (2-3 раза), а после этого пытаются прокатить мяч под дугами.

«От пола на ракетку»

Дети парами встают друг против друга на расстоянии 2-4 шагов. У одного ребенка в руках теннисный мяч, у другого – ракетка. Первый ребенок бросает мяч об землю так, чтобы он отскочил от земли. Второй ребенок ловит отскочивший мяч на ракетку и пытается его удержать.

«Заведи мяч в воротики»

Дети строятся в две колонны у намеченной черты, перед которой ставятся несколько дуг («воротики»). По сигналу ребенок начинает вести мяч правой или левой ногой через «воротики», сам пролезая под «воротиками», догоняет мяч, разворачивается и ногой ведет мяч к черте. Дойдя до нее, отдает мяч впереди стоящему, и встает в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят упражнения.

«Меняемся местами»

На земле в форме круга лежит веревка. Дети бегают парами: один внутри, другие снаружи веревочного круга. По сигналу педагога, не прекращая бега, дети в парах меняются местами.

«Не задень веревку»

Педагог и один ребенок сначала раскачивают, а потом вращают веревку. Дети поочередно: прыгают через нее на двух или одной ноге, с ноги на ногу, стоя лицом или боком  к веревке, бегают под вращающейся веревкой, начиная бег под углом к ней или с прямого разбега, прыгают под веревкой по одному или по двое.

«Пролезь в обруч»

На землю вертикально поставлен обруч. Дети пролезают в него ногами вперед, опираясь на руки. Затем берут обруч одной рукой и держат его вертикально, пролезают в него, не отпуская и не перехватывая его вверху другой рукой. Далее обруч укрепляется на стойках. Дети, не касаясь земли, пролезают в него прямо или боком, вытягивая вперед руки и опираясь на них.

«Мяч сквозь обруч»

Несколько детей выстраиваются в линию, держа в руках обруч (каждый обруч находится в правой руке одного и левой руке другого ребенка, количество обручей – на единицу меньше числа стоящих детей). Двое играющих детей проходят вдоль стоящих (один спереди, другой сзади), перебрасывая друг другу мяч сквозь обруч. При непопадании в обруч играющий заменяет стоящего в шеренге. Смена играющих и стоящего происходит и тогда, когда играющий роняет мяч.

«От понедельника до воскресенья»

Дети стоят в колонне друг за другом. Каждый ребенок по очереди называет день недели и перепрыгивает через длинную скакалку. Игра повторяется 2-3 раза.

Игры на взаимоотношения и взаимопонимания

Название игры

Содержание

«Перекатываем мячи»

1. Образуйте с детьми круг. Попросите их бережно взять друг друга за руки и вместе с вами повторять нараспев:
Руки вместе, станем в круг (соединяют руки). Руки вместе, станем в круг.
Мы все вместе в этом круге (руки соединены). Мы все вместе в этом круге.
В нашей группе, в нашей группе. Держимся мы все за руки.
 
2. Образуйте более тесный круг и сядьте. Достаньте мячик и скажите детям, что вы будете медленно перекатывать его друг другу. Когда мячик попадает в руки к одному из детей, все хором должны произнести его имя. Затем этот ребенок перекатывает мячик к другому, пока имена всех детей не будут названы. После того, как имена всех детей уже названы, можно все повторить сначала.
Усложняем задание 

Создайте для вашей рифмовки мелодию и попробуйте ее спеть.

  Если вы играете с детьми постарше, то ребенок, к которому попадает мяч, может назвать имя ребенка, от которого он получил мяч.

  Вы можете также называть фамилии или описывать одежду одного из детей, к которому перекатывается мячик.

  При желании эта рифмовка может использоваться в любое время, когда вы собираете детей в круг.

«Магнит»

1. Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Когда начинает звучать музыка, дети начинают водить хоровод. Когда музыка прекращается, вы называете имя одного из детей. Все сразу же разнимают руки, подбегают к этому ребенку и осторожно до него дотрагиваются (он "магнит"). Напомните детям, что дотрагиваться надо бережно и нежно.
2. Как только последний ребенок дотронулся до "магнита", снова включите музыку. Все опять становятся в круг; берутся за руки, и все повторяется снова.
3. Продолжайте эту игру, пока каждый ребенок не побывает "магнитом".
Усложняем задание: 
Вместо того, чтобы дотрагиваться до "магнита", остальные дети могут окружить ребенка, взявшись за руки и напевая:
Здравствуй, Лера, здравствуй, Лера. Как живешь? Как живешь? Здравствуй, Лера, здравствуй, Лера. С нами песенку споешь? 
Сразу же после этого снова включите музыку и продолжайте игру.

«идите к нам»

1. Постройте детей в два ряда из равного количества человек друг против друга.
Ряды должны стоять лицом друг к другу на расстоянии приблизительно 4,5 м друг от друга.

2. Соберите детей из одного ряда в кружок и попросите их выбрать одного из одноклассников во втором ряду. После того, как дети назовут его имя, они начинают напевать:

___________, _________, не стой там, не стой там,

___________, _________, иди к нам, иди к нам! 

Названный ребенок покидает свою группу и присоединяется к группе, которая его позвала.

3. Теперь очередь детей из другого ряда приглашать к себе выбранного ими одноклассника. И так далее две группы детей приглашают кого-то к себе по очереди, пока не будут названы все в группе.

Усложняем задание 

Чтобы сделать задание более сложным и интересным, можно предложить, чтобы дети приглашали к себе присоединиться каждого ребенка из другой группы по-разному. Например:

________, _________ не стой там, не стой там.

________, _________ прыгай к нам, прыгай к нам! 

Или:

_________, _________ не стой там, не стой там.

________, _________ иди спиной к нам! 

«Имена и пантомима»

1. Попросите детей стать в круг и взяться за руки. Скажите, что вы будете играть в игру с именами. Первый, кто начнет игру, выходит в центр круга и говорит:
Привет, ребята,
Я с вами дружу.
Меня зовут _____
Смотрите, что я покажу.
 
И в этот момент ребенок должен сделать какое-нибудь простое телодвижение. Например, он может помахать руками, как птица крыльями. После этого остальные дети отвечают ему:

Привет, ______________
Мы с тобой дружим тоже,
И мы так сделать можем!
 
Вся группа копирует показанное ей движение.
2. Начните игру сами. Сказав свое имя, сделайте простое движение при помощи рук, тела или ног. Вы можете сделать круг при помощи рук, похлопать в ладоши или повернуться вокруг своей оси.
3. Скажите детям, что они должны совершать движения, которые могли бы скопировать другие.
Усложняем задание. 
Задание можно сделать более сложным. Добровольцы могут совершать движения сразу разными частями тела, например, одновременно хлопать в ладоши и поворачиваться вокруг своей оси. Можно также попробовать более сложные танцевальные движения.

«Таинственные голоса»

1. Попросите детей по одному заходить в комнату, где вы будете записывать их голоса. Попросите каждого ребенка и воспитателя из группы  произнести одно и то же предложение, например, "Ты мне нравишься" или "Ты знаешь, как меня зовут?"
2. После того, как все голоса будут записаны, включите магнитофон, когда в очередной раз соберете детей в круг, и попросите их определить, кому принадлежат эти голоса. В другой раз вы можете поставить эту запись для детей, которые чувствовали себя некомфортно и не захотели в большой группе отгадывать, кому принадлежит тот или иной голос.
Усложняем задание 
Поставьте на стол магнитофон и положите рядом фотографии группы, чтобы дети подбирали к голосам соответствующие фотографии. (Повысить сложность задания можно, попросив детей произносить только звуки типа "Х-М-М" или "0-0-0". После паузы пусть они произнесут одно короткое слово, а затем целое предложение).

«Стадия эмоциональной фотографии»

1. Собрав детей в круг, скажите, что вы хотите сфотографировать их, изображающих различные эмоции. Попросите их изобразить грустное лицо, затем испуганное, сердитое, счастливое. Пригласите их посетить вашу "фото студию".

2. "Студия эмоциональной фотографии" представляет собой стол с маленьким стулом для ребенка. Дети посещают фотостудию по одному. Обеспечьте максимальное уединение.

3. Попросите добровольца сесть за стол, поставьте перед ним картинку из вашего набора картинок, отображающих эмоции, и попросите изобразить ту же эмоцию, что и на картинке - сделать грустное (счастливое, сердитое, испуганное) лицо. Сфотографируйте ребенка.

4. Сфотографировав всех детей, соберите все фотографии вместе. Дети могут выполнить здесь то же задание, что и в случае с набором картинок, отображающих эмоции - рассортировать их в зависимости от запечатленной на них эмоции. Фотографии можно также использовать в качестве сигнальных карточек при обучении детей словам, обозначающим основные эмоции. Используйте только те карточки, которые четко отражают ту или иную эмоцию.
5. Фотографии также могут быть сгруппированы по категориям эмоций и вывешены на стену или на доску объявлений.

«Бежит мышка»

1. Соберите детей в тесный круг, достаньте мячик и скажите: "Посмотрите. Давайте представим, что этот мячик мышка. Привет, маленькая мышка. (Приложите мячик к уху и сделайте вид, что слушаете). Она хочет погулять по нашему кругу. Она устала и поэтому хочет погулять медленно, не спеша. Давайте работать вместе. Давайте сотрудничать и передавать мышку друг другу по кругу. Я начинаю. Ну, маленькая мышка, побежали".
2. Передайте мячик ребенку, находящемуся с права от вас и попросите его передать "мышку" следующему. Продолжайте наставлять детей, пока мышка не пройдет полный круг. Затем скажите: "Хорошо, мышка, остановись. Теперь она хочет бежать немного быстрее. Давайте посмотрим, сможете ли вы передавать ее быстрее".
3. Когда дети поняли, как брать и передавать мячик, вы можете просить их делать это быстрее или, для разнообразия, медленнее.
Усложняем задание 
Чтобы усложнить задание, добавьте еще один мячик и попробуйте передавать его в противоположенном направлении. Чтобы задавать темп деятельности, можно также включать то быструю, то
медленную музыку.

Игры на знакомство

Название игры

Содержание

«Снежный ком»

1. Группа рассаживается по кругу.
2. Ведущий называет своё имя. Второй участник игры называет имя первого игрока, затем своё. Третий игрок называет имена первых двух игроков, затем представляется сам. Последний игрок называет имена всех участников игры.

«Рукопожатие»

  Участники игры свободно передвигаются по помещению. Ведущий предлагает каждому участнику поприветствовать друг друга рукопожатием. В это время они должны произнести своё имя. (Проследите, чтобы все участники игры поздоровались со всеми.) 

  Игра усложняется. Теперь каждый игрок должен произнести имя своего партнёра. Если кто-то не может вспомнить имя, тот подсказывает.

  Один игрок выходит в круг и обращается к одному из участников со словами: "Саша, как меня зовут?". Если игрок, к которому обратились с вопросом не может правильно дать ответ, то он сам становится в центр круга.

3. ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ!          Участники встают в два

круга, повернувшись друг к другу лицом. Ведущий рассказывает о формах и способах приветствия у других народов. Затем предлагает попробовать поприветствовать своих товарищей разными способами. Для этого, он называет различные способы:

  Ладошками (Рукопожатием)

  Поклоном

  Объятием

  Поклоном, ладони сложены перед лбом

  Поклоном, со скрещенными на груди руками

  Носами (потереться друг о друга)

  Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только пальчиками пальцев и т.д.

«Как я себя чувствую»

 Участники игры стоят в кругу. Ведущий объясняет всем условия игры. Ведущий называет своё имя и показывает какое-нибудь произвольное движение. Рядом стоящий игрок показывает своё движение и называет своё имя. И т. д. Каждый игрок, стоящий в кругу называет своё имя и показывает своё любимое движение.

«Имя – кроссворд»

Материалы: Бумага и ручки по количеству участников игры. Каждый игрок пишет на листке бумаги своё имя печатными буквами - в середине листка и сверху вниз (вертикально). После этого все члены группы начинают ходить по комнате и связывать имена участников с их буквами на листке в виде кроссворда. Участники, чьи имена коротки, могут написать свою фамилию.
Н а п р и м е р :

 Е лена
 
К ирилл
Ром
А н
Ар
Т ур
Св
Е тлана
 И
Р ина
Т
И мофей
 Ко
Н драт
 
А нна

«Имя на ушко»

 Игра может проходить как сидя, так и стоя. Водящий ходит по кругу и называет по имени каждого игрока. Только делает он это не громким голосом, а подходит к каждому игроку и шепчет его имя на ушко. Если водящий забыл имя игрока, то он подходит к нему и шепчет ему на ухо: "Я хотел бы узнать твоё имя", тот, к кому обратился водящий с просьбой, называет своё имя ему на ушко.

«Бинго»

Участники игры должны свободно передвигаться по помещению. Ведущий раздаёт всем участникам игры БИНГО-формуляры. Сначала каждый участник заполняет его сам. Затем каждый игрок ходит по комнате и ищет игроков, которые соответствуют одной из характеристик, указанных в формуляре. Игроки вписывают его имя в тех клетках, к которым он подходит. Тому, кому удалось собрать нужное количество имён должен будет назвать их, когда время, данное на их сбор закончится.
 В конце игры подводятся итоги, в которых называются победители. Ими становятся те, у кого больше всего совпадений.

Играет на музыкальном
инструменте:
 
 

Любит играть в футбол:
 
 
 

Любит когда идёт дождь:
 
 
 

Имеет домашнее
животное:
 
 
 

Единственный ребёнок:
 
 
 

Любит лето:
 
 
 
 

Имеет прозвище:
 
 
 
 

Умеет кататься
на велосипеде:
 
 
 

Учится на 4 и 5:
 
 
 
 

Очень любит рисовать:
 
 
 

Любит читать
книги:
 
 
 

Любит смотреть мультфильмы:
 
 
 

«Моё любимое»

 Все игроки стоят в кругу. Игру начинает ведущий. Он называет своё имя и то, что он больше всего любит. Затем второй игрок также называет своё имя и то, что он любит. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выскажутся на данную тему.

«Ритм имени»

Участники игры встают в круг. Ведущий называет соё имя и отбивает ладонями его такт, то есть столько раз, сколько в нём слогов. Затем второй игрок отбивает такт своего имени и т. д. Пока все игроки не отобьют такт своего имени.

«Волейбол»

  Участники игры должны свободно передвигаться по помещению.

  Разбейте группу на две равные команды.

  Объясните участникам, что сейчас мы поиграем в известную спортивную игру Волейбол. Можно проводить эту игру и без мяча.

  Во время игры нельзя нарушать определённые правила. Когда воображаемый мяч перелетает через сетку, игрок должен выкрикнуть имя игрока противоположной команды. Тогда названный игрок может отдать мяч игроку своей команды, назвав его имя или передать его команде соперников.
Штрафной балл команде зачисляется в том случае, если имя игрока было названо неправильно или такого имени вообще нет.

«Рулетка имен»

Разделите группу на две команды. Пусть каждая команда образует круг. По команде: "Марш!" оба круга начинают двигаться в разные стороны друг от друга (по часовой стрелке и против неё). Направление движения оговаривается сразу. Приблизительно через 15 сек. Ведущий кричит: "Стоп!" и обе команды должны остановиться. В этот момент два игрока оказываются друг к другу ближе всех. По команде: "Смотри!" эти игроки поворачивают свои головы на 1800. Тот, кто первый назовёт имя своего противника, перетаскивает его в свой круг. Далее игра продолжается по тем же правилам и в том же ритме.

«А вы когда-нибудь…»

Ведущий сажает игроков в круг и рассказывает о цели данной игры. Участникам даётся возможность лучше узнать друг друга. Каждый игрок задаёт другому, рядом сидящему игроку вопрос: "А вы когда-нибудь..."
СПИСОК ВОПРОСОВ для игры "А ВЫ КОГДА - НИБУДЬ..."

  Прятали что-либо в своих вещах?

  Строили на пляже песчаные замки?

  Выплёвывали вишнёвую косточку вверх?

  Разбивали мамину любимую вазу?

  Получали двойку по пению?

  Залезали на высокое дерево?

«Паровозик имен»

Вес участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга, затем подходит к одному из участников, называет его по имени и предлагает ему прокатиться. Названный участник встаёт позади первого, они, изображая паровоз, движутся к следующему участнику, а все остальные повторяют в это время имя выбранного участника. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозике не окажутся все участники.

«Мячик»

Участники стоят в кругу. Все по очереди передают мяч по кругу, чётко и громко называя при этом своё имя. Затем участник, у которого после команды ведущего: "СТОП!" остаётся мячик, встретившись с кем-то взглядом, называет его по имени и бросает ему мяч. Тот, кто не поймает мяч или перепутал имя, называет всех участников по имени.

«Минута правды»

Каждый участник отвечает в течение одной минуты на вопросы группы. Главное условие - говорить правду! Если на какой-то вопрос отвечать не хочется, можно уйти от ответа, сказав: "По данному вопросу наука пока не в курсе дела".

«Назовись»

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.
Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д. После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.

Игры на знакомство со взрослыми.

Название игры

Содержание

"Назови любимое".

Все играющие сидят в кругу. Один из игроков начинает игру. Он называет своё имя и говорит, то что он любит (какой-то предмет, человека, что-нибудь делать). Затем продолжает второй игрок и т. д.

"Незаконченные предложения".

Ведущий предлагает сидящим игрокам закончить начатые предложения по своему усмотрению.

  • Если все против меня, то я ______________________________________
  • Если бы я был директором фирмы, то _____________________________
  • Знаю, что глупо, но боюсь _______________________________________
  • Когда я был ребёнком, __________________________________________
  • Я мог бы быть очень счастливым______________________
  • Практика кажется мне________________________________
  • Я всегда хотела____________________________________

Надеюсь на ______________________________________________

"Ассоциации".

Ведущий начинает игру, называя тему для представления игроков. Игроки называют себя по тем ассоциациям, которые приходят в голову.
            Если бы я был растением, то я был бы….
            Если бы я был временем года, то я был бы….
            Если бы я был животным, то я был бы….
            Если бы я был транспортом, то я был бы….
            Если бы я был стихией, то я был бы…

«Великолепная Валерия»

Количество игроков от 10-12 до 35-40 человек.
Игра очень похожа на "Снежный ком" и может послужить ее логическим продолжением. Правила ее несколько усложнены: каждый участник называет не только свое имя, но и прилагательное к нему. Причем это прилагательное должно начинаться с той буквы, с которой начинается имя очередного участника. Например: великолепная Валерия; серьезный Сергей; очаровательная Ольга; героический Гриша и т. д.
Ведущим, как правило, выступает педагог или вожатый. Он объясняет правила игры и объясняет, что у ребят есть несколько секунд или минут (в зависимости от того, как далеко они сидят от первых участников), чтобы придумать себе подходящее, на их взгляд, прилагательное. Затем он называет свое имя и соответствующее ему прилагательное. Далее игра идет как в "Снежном коме".

Замечания: Иногда в детском коллективе встречаются ребята с одинаковыми именами. Это не значит, что и "их прилагательные" должны быть одинаковыми, ведь это абсолютно разные люди.
Если вы проводите игру с маленькими детьми, нужно объяснить им, что такое прилагательное, иначе можно попасть в неловкое положение.
Нужно обязательно поблагодарить всех ребят за проявленную творческую смекалку. Имеет смысл сказать о том, что у всех ребят, помимо перечисленных достоинств и качеств, имеется еще много других, ничуть не менее значимых.

«Знакомство в парах»

Все участники игры распределяются по парам и знакомятся друг с другом. Вопросы для беседы партнеры подбирают сами. Задача участников - постараться как можно больше ушить друг о друге.
После окончания беседы каждая пара начинает представляться всем участникам. Партнеры в паре представляют друг друга, как можно подробнее рассказывая о характере и личностных качествах собеседника, а также о его биографии. Группа может задавать вопросы об участнике тому, кто его представляет.
Замечания. В конце игры можно обменяться мнениями, все ли участники довольны тем, как их представили. Если не все, то они должны объяснить причины своей неудовлетворенности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевны на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей

Программа индивидуальной работы педагога-психолога Афанасьевой Марины Николаевнына развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуа...

Картотека игр для развития коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Иланский детский сад № 50»          Картотека игр для развитиякоммуникативн...


 

Комментарии

Музыка Ольга Ивановна

Данные игры помогут в работе по коррекции общения у детей старшего дошкольного возраста как педагогам, так и педагогам-психологам