Приобщение к экономической действительности детей дошкольного возраста
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности-одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в 21 веке-веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Содержание экономических знаний отражено в пяти основных темах: «Моя семья» (семейная экономика), «Мир денег» (деньги, цена), «Мой город» (производство полезных товаров), «Мир товаров» (основы маркетинга), «Моя страна» (ресурсы). Осваивая эти темы, дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на региональном материале.
Ребёнок прежде всего познаёт азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник думает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, дети осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке (для каждого человека) и в консолидированном виде-для экономики региона в целом. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Все задачи экономического воспитания дошкольников могут быть решены педагогом в рамках различных образовательных программ, которые ограниченно сочетают все виды детской деятельности и развития: экономическое воспитание, математическое развитие, художественно-творческую деятельность, социально-нравственное воспитание.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм даёт возможность сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное-говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке ему понятном. Поэтому, приоритет закрепляется за такими формами, как игры, комплексно-тематические занятия, вечера досугов.
Основная форма обучения дошкольников-игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в игры с профессиями, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые действия взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой деятельности и реальной действительности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строители», «Супермаркет», «Банк» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная приближённая к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен валюты», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности являются комплексно-тематические занятия. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.
У детей большой популярностью пользуются различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др., разнообразные вечера досуга, развлечения. Им нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок (например, «Золотой ключик» А. Толстого, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского и др.)
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Значительное место отводится сказкам. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (О.И. Мельникова, Т.Л. Попова, Э. Успенский и др.). Народные сказки используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость. Велико значение экономики и для формирования логического нестандартного мышления, памяти, воображения.
Если детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, это будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей.
Занимаясь экономикой, ребенок научится рационально планировать свои действия, экономно использовать материалы и средства.
На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.
Список литературы:
1. Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников / Л. А. Голуб //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С.34-35.
2. Йулли, Б. Как воспитать правильное отношение к деньгам / Б. Йулли // Семья и школа. – 2007. - № 6.- С.10-14.
3. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. – М.: СФЕРА, 2002. – 80 с
4. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику /А. А. Смоленцева. – М.: Детство-пресс, 2008. – 120 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Тема моего проекта « Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни Родари « Сказ...
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа
Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказкиСтаршая группа Месяц Экономическиекатегории...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-230479-1384700418.jpg)
Краеведческий аспект экономического образования детей дошкольного возраста в ДОУ
Как будет развиваться экономика в нашем регионе в будущем, напрямую зависит от экономического образования наших воспитанников. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями спос...
Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"
Эпиграфом к моему проекту служат словаДжанни Родари« Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, ...
Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.
Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665853-1441992319.jpg)
Конспект НОД "Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста через игру"
Знакомство детей с элементарными экономическими представлениями, которые необходимы в повседневной жизни. Знакомство с монетами. Воспитание бережного отношения к деньгам, которые зарабатывают родители...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-442711-1398749295.jpg)
"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"
Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...