Приобщение к экономической действительности детей дошкольного возраста
консультация на тему

Караваева Ирина Миргазияновна
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности-одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в 21 веке-веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности-одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в 21 веке-веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Содержание экономических знаний отражено в пяти основных темах: «Моя семья» (семейная экономика), «Мир денег» (деньги, цена), «Мой город» (производство полезных товаров), «Мир товаров» (основы маркетинга), «Моя страна» (ресурсы). Осваивая эти темы, дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на региональном материале.

Ребёнок прежде всего познаёт азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник думает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Получая знания о разнообразии и мере ограниченности природных ресурсов своего края, дети осознают зависимость человека от природы, характер взаимодействия с ней, необходимость рационального и экономного использования природных богатств (отношение к воде, газу, нефти), приобретают элементарные навыки ориентировки в экономических явлениях.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром, выработки стратегии в индивидуальном порядке (для каждого человека) и в консолидированном виде-для экономики региона в целом. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Все задачи экономического воспитания дошкольников могут быть решены педагогом в рамках различных образовательных программ, которые ограниченно сочетают все виды детской деятельности и развития: экономическое воспитание, математическое развитие, художественно-творческую деятельность, социально-нравственное воспитание.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм даёт возможность сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное-говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке ему понятном. Поэтому, приоритет закрепляется за такими формами, как игры, комплексно-тематические занятия, вечера досугов.

Основная форма обучения дошкольников-игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в игры с профессиями, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые действия взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой деятельности и реальной действительности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строители», «Супермаркет», «Банк» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная приближённая к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен валюты», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Одной из форм познавательно-игровой деятельности являются комплексно-тематические занятия. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.

У детей большой популярностью пользуются различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др., разнообразные вечера досуга, развлечения. Им нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок (например, «Золотой ключик» А. Толстого, «Муха-Цокотуха» К. Чуковского и др.)

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Значительное место отводится сказкам. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (О.И. Мельникова, Т.Л. Попова, Э. Успенский и др.). Народные сказки используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость. Велико значение экономики и для формирования логического нестандартного мышления, памяти, воображения.

             Если детям раскроются элементарные экономические понятия и явления, это будет способствовать социальной адаптации ребенка к жизни общества. Ребенок будет смотреть другими глазами на мир ценностей и потребностей человека. Свои желания и потребности он будет соотносить с возможностями семьи и социума, научиться уважать интересы близких ему людей.

Занимаясь экономикой, ребенок научится рационально планировать свои действия, экономно использовать материалы и средства.

  На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями.  Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.

Список литературы:

 1. Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников / Л. А. Голуб //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С.34-35.

 2. Йулли, Б. Как воспитать правильное отношение к деньгам / Б. Йулли // Семья и школа. – 2007. - № 6.- С.10-14.

 3. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. – М.: СФЕРА, 2002. – 80 с

 4. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику /А. А. Смоленцева. – М.: Детство-пресс, 2008. – 120 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Тема  моего  проекта  « Экономическое   воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни  Родари « Сказ...

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста посредством сказки. Старшая группа

Перспективный план работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста  посредством сказкиСтаршая группа  Месяц   Экономическиекатегории...

Краеведческий аспект экономического образования детей дошкольного возраста в ДОУ

Как будет развиваться экономика в нашем регионе в будущем, напрямую зависит от экономического образования наших воспитанников. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями спос...

Презентация проекта " Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Эпиграфом  к моему проекту служат словаДжанни Родари« Сказка для ребёнка – такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя,измерить, ...

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье  .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...

Конспект НОД "Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста через игру"

Знакомство детей с элементарными экономическими представлениями, которые необходимы в повседневной жизни. Знакомство с монетами. Воспитание бережного отношения к деньгам, которые зарабатывают родители...

"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...