Проект "Детство без страха"
проект на тему

Федякова Наталья Сергеевна

Профилактика жестокого обращения с детьми на базе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx99.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра технологий социальной работы

Проект

«Детство без страха»

Профилактика жестокого обращения с детьми на базе ДОУ

Федякова Наталья

551 группа

Екатеринбург 2012

Оглавление

  1. Введение                                                                                  3
  2. Общий замысел проекта                                                        5      
  3. Деятельность по реализации и ресурсное обеспечение      7
  4. Ожидаемые результаты                                                          8
  5. Календарный план                                                                   9
  6. Приложения                                                                            10

Введение

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Противоречие: несмотря на активную пропаганду и существующие законы многие родители либо мало информированы о последствиях физических наказаний, либо не задумывались о неправомерности своих действий совсем, считая свои методы воспитания нормой.

Цель: провести психо-социальную работу с семьями, довести до родителей сведения о неправомерности физических наказаний, выявить семьи группы риска.

Задачи:

- изучить родительский состав на базе ДОУ

- выявить группы риска

- разработать план проведения профилактических бесед и консультаций с каждой группой

- привлечь необходимых специалистов для проведения консультаций

- совместно со специалистами разработать необходимые рекомендации для родителей и сотрудников ДОУ

Участники проекта: Федякова Наталья.

Сроки реализации проекта: Январь – Апрель 2013г.

География проекта: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 27


Общий замысел проекта

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

  Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

    Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

    Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

    К психической форме насилия относятся:

   -     открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

   -     угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

   -     замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

    -    преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

      -  ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

     -   однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

-    пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

   -     отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

     -   отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

      -  неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

      -  наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

     -   безработица, постоянные финансовые трудности;

     -   постоянные супружеские конфликты;

      -  статус беженцев, вынужденных переселенцев;

    -    низкий уровень культуры, образования;

     -   негативные семейные традиции;

    -   нежелательный ребенок;

     -   умственные или физические недостатки ребенка;

      -  «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.

Деятельность по реализации проекта:

  1. Необходимо собрать информацию о количестве детей в детском саду;
  2. Провести беседу с работниками ДОУ, для создания общей картины семей;
  3. Привлечь специалистов для организации консультаций;
  4. Выявить основные группы семей:
  1. Семьи, избегающие насилия
  2. Семьи, прибегающие к насилию в качестве воспитания
  3. Семьи с явно выраженной агрессией по отношению к детям.
  1. Написание и выпуск брошюр информационного характера;
  2. Разработка методических программ для каждой группы семей;
  3. Методом тестирования и анализа определить эффективность проекта;
  4. Дать рекомендации сотрудникам ДОУ по работе с семьями группы риска.

Ресурсное обеспечение:

  • Привлечение специалистов:
  • Психолог 6000-10000р/мес.
  • Юрист 6000-10000р/мес.
  • Социальный педагог 6000-10000р/мес.
  • Написание и выпуск брошур:
  • 5000-10000р (в зависимости от кол-ва и качества)

•        Прочие расходы:

Транспортные, информационные, канцтовары, методические материалы и пр

 30 000р

Источники финансирования:

  • Благотворительный фонд
  • Комерческая деятельность дет.сада
  • Муниципальный бюджет

Ожидаемые результаты

В результате действия проекта ожидается значительное повышение уровня знаний родителей о :

  • неблагоприятных последствиях физического наказания и психологического давления на детей;
  • неправомерности рукоприкладства;
  • основах физического и психологического развития детей;

Кроме этого, планируется выявить «трудные» семьи с неблагоприятными условиями воспитания, для дальнейшей работы в профилактических центрах и других учреждениях по защите прав несовершеннолетних.


Календарный план

1

14-20 января

Сбор информации о семьях ДОУ

2

21января – 3 февраля

Организация собраний и индивидуальные беседы с сотрудниками

3

4  - 28 февраля

Работа со специалистами, организация общих консультаций

4

4-17 марта

Разработка необходимых программ, написание и печать брошюр

5

18 марта -14 апреля

Работа по индивидуально разработанным программам

6

15 – 30 апреля

Анкетирование среди родителей, написание рекомендаций.

Приложение 1

Памятка воспитателю

Признаки физического насилия над детьми:

Данные признаки могут свидетельствовать о том, что ребенок подвергался физическому насилию.

-У ребенка появляются неоднократные необъяснимые или необычные повреждения.

 -   Ребенок кажется замкнутым, пассивным, депрессивным или много плачет.

 -   Бывает и наоборот: ребенок необычно агрессивен, задирается в классе либо разрушает свою личную собственность или собственность других людей. Он разбрасывает по комнате игрушки или издевается над домашним животным.

  -  Ребенок кажется слишком уставшим и говорит о том, что у него возникают проблемы со сном, и ему часто снятся ночные кошмары.

  -  Ребенок боится одного из родителей либо другого ухаживающего за ним взрослого.

  -  После школы ребенок много времени проводит на игровой площадке и не решается идти домой, как будто боясь там чего-то.

   - Его родители кажутся изолированными от других матерей и отцов -в этом районе, не принимают участия в школьных мероприятиях, у них могут быть проблемы со злоупотреблением алкоголем или наркотиками. Они слишком заняты собственной жизнью, вместо того чтобы должным образом заботиться о ребенке.

-    Родитель отказывается говорить о повреждениях ребенка либо сильно нервничает, когда об этом заходит речь.


Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по страхам, игровые приемы и методы преодоления страха.

В консультации ярко даны игровые методы преодоления страхов,  различные упражнения с детьми, которые родители могут использовать в домашних условиях  со своим ребенком, с  группой детей...

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.

Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....