Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Григорьева Елена Константиновна
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Что надо знать о мелкой моторике?

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

    Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.

Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка. 3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому мы используют следующие приемы:

  • систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
  • последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
  • все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
  • если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Игры с пуговицами

1. Игры с пуговицами для детей старше двух лет: предложить ребенку рассортировать пуговицы - в одну коробку сложить большие пуговицы, в другую — средние, в третью — маленькие. Другой вариант игры — разложить пуговицы по цветам. Или выложить пуговицы в ряд с определенной последовательностью. Например: красная, синяя, зеленая. Кроме мелкой моторики тренируется внимание и память.

2. Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок и попросите малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д. Пуговицы можно нанизывать на нитку, изготавливая бусы.

Игры с пробками от бутылок

1. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

2. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

3. Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

1. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Игры с пирамидками

Пирамидка - это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка также интересный универсальный конструктор. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а широховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность малыша.

Существуют различные пирамидки с разной степенью сложности. Для самых маленьких нужно покупать пирамидку с минимальным количеством колец. После полутора лет ребёнок постепенно начинает осваивать понятие размера, благодаря чему собирает пирамидку в правильной последовательности колец. Для детей старше трёхгодичного возраста созданы сложные виды пирамид, так званые пирамидки-головоломки. Они представляют собой подставки с несколькими стержнями различных геометрических форм, на которые необходимо правильно нанизывать подходящие фигуры.

1. Помогите малышу разобрать и собрать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах подсказывайте ребенку, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.

2. Колечки от пирамидки нанизывать не только на стержень, но и на шнурок или веревочку.

3. На стержень от пирамидки можно нанизывать не только колечки, но и предметы с отверстиями (крупные шарики, бигуди, резинки от волос и т.п.)

Рекомендуемая литература:

  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.
  • Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...