Консультация для педагогов «Своеобразие книжной графики для дошкольников»
статья на тему

Иванова Ирина Евгеньевна

Консультация позволит понять,как подвести детей к углубленному восприятию содержания текста и соотношение его с иллюстрацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для педагогов.37 КБ

Предварительный просмотр:

                        Консультация для педагогов

    «Своеобразие книжной графики для дошкольников»

     Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие

личности ребёнка, которое происходит в процессе приобщения детей к

богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство - составная

часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

       К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно- прикладное искусство. Самым

      Распространённым видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А.,- это рисунки, образно раскрывающие текст, подчинённые содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие её декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова).

Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, даёт знания

об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в мир ребёнка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности ( живописи, скульптуры, и др.).

       

           Период дошкольного детства- один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего

Культурного уровня и мастерства педагога.

            Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства ( живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение её зримых форм, передаёт облик предметов и явлений окружающего мира, всё многообразие воспринимаемых зрением событий. Изобразительное искусство выражает также мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа.

       Наряду с общими свойствами каждый вид изобразительных искусств имеет свои специфические особенности.

       Графика ( от греческого grapho-пищу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесёнными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами.

         Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчётлива, может быть приглушена, стушёвана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.

     

 Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве.

        Живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры.

         Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка.

          Если в живописи пространство передаётся с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство  передаётся обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

            Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен.

            Многими исследователями подтверждается положение  о том , что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определённой степени доступен дошкольнику. Ребёнок осваивает карандаши, и с их  помощью создаёт реальные образы. Линия, форма, цвет, композиция- эти средства выразительности доступны детям в рисовании. Изображение ребёнок создаёт по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребёнка.

           Цвет особенно привлекает внимание ребёнка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов.

           Ребёнок может нарушить пропорции частей, выделить отдельные детали, выразить движение, причём передача движения в рисунке наиболее сложна для дошкольника.

           Композиция рисунка организуется ритмом. Который уравновешивает все части, предметы, фигуры, цветовые контрасты. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.

         Степень выразительности рисунка зависит от того, развитию ли у ребёнка воображение, образное восприятие; она зависит также от особенностей обучения.

        Изобразительное искусство является одним из важнейших средств в воспитании подрастающего поколения.

         Особую роль в этом играют произведения книжной графики, которые  создаются специально для детей. Книга входит в жизнь ребёнка ещё до того, как он научится читать и писать. Детская книга представляет собой комплекс искусств- слова, техники печати и изображения ( иллюстрации). Детей привлекает в ней именно картинка. Сущность детской книги, её предназначение предполагают использование условных художественных решений в работе над иллюстрациями. Изобразительная параллель должна отвечать содержанию сказочной литературы, её стилистическим особенностям, которые проявляются, прежде всего, в сюжете и его организации, направленной на создание удивительного, невероятного и фантастического.

         Графика- вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Изобразительное искусство не только изображает окружающую действительность, но и выражает чувства и мысли  художника его отношение к изображаемым событиям и предметам.

        Особенности жанра отражаются на характере изобразительно- выразительных средства. Они передают эстетическую природу сказочной литературы, влияют на художественную форму иллюстраций, содержание которых соответствует выбранному сюжету сказки, загадки и т.д., а также они придают поэтике детской литературы фантастичность, условность и декоративность, действенное начало. Изучая опыт работы вузов в этом направлении, мы остановились на некоторых вопросах, имеющих наибольшее значение для обоснования оптимальной, на наш взгляд, методики обучения в условиях профессионально- педагогической направленности образования.

             

            Список используемой литературы:

  1. Вопросы эстетического воспитания в детском саду-М.;1990г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. Союз, 1997г.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М. Академия, 2000г.
  4. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему "Ароматерапия для дошкольников"

Описаны принципы применения аромамасел в дошкольных учреждениях. Ароматерапия – это лечение запахами. Принцип ароматерапии одновременно прост и непостижим. Чувствительные клетки, рецепторы слизистой о...

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Консультация для педагогов "Своеобразие строительных игр "

Своеобразие строительных игр         Строительная игра- это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в р...

Консультация для педагогов ДОУ "Современные технологии обучения дошкольников""

В содержании консультации перечислены некоторые современные технологии обучения дошкольников, позволяющие организовать процесс дошкольного воспитания и обучения в соответствии с федеральными государст...

Консультация для педагогов на тему: "Трудовое воспитание дошкольников"

Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника....

«Своеобразие книжной графики и ее роль в воспитании дошкольника»

Необходимость иллюстраций в книге для детей, их важность ни у кого не вызывает сомнений.  Книжная графика как особый вид изобразительного искусства  развивает в дошкольнике эстетическую восп...

Консультация для педагогов Рисование – линейная графика в старшем дошкольном возрасте

Рассматривая технологию «Рисование – линейная графика» важно отметить, что она отвечает тем требованиям и задачам, которые ставит ФГОС ДО перед педагогами, работающими...