Консультация: " Детские опыты и эксперименты"
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Бычкова Наталья Михайловна

Консультация для воспитателей о детских опытах и экспериментах + картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul-ya_opyty_i_eksperi-ty.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

« Детские опыты и

эксперименты».

Подготовила:

воспитатель Бычкова Н.М.

                                                               

                                                             

2014год.

Каждый ребенок рождается исследователем окружающего мира. Малыш, знакомясь с окружающим миром, стремится  не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать и  т.п. И в этом ему помогают опыты.

ОПЫТ- это наблюдение за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях. При этом дети способны познать внешнюю сторону физических явлений, а так же и отношения между закономерностями, такие как - различное состояние веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.    

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

Наблюдая за демонстрацией опытов и  практическое упражнение в их воспроизведении позволяет им стать первооткрывателями того мира, который их окружает. На раннем возрасте можно выбрать проведение элементарных опытов.  Их элементарность заключается в следующем:    

во-первых : в характере решаемых задач ( они известны только детям);

во - вторых:   в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются  элементарные понятия и умозаключения;

в- третьих: используется только бытовое и игровое оборудование ( стаканчики, бутылочки, мисочки, ведерки, формочки, ситечки, совочки, грабельки и т.д.). 

Приобщение детей к исследовательской деятельности и  экспериментированию, обеспечивает развитие детского творчества. Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяет ребенку открыть свойства объектов, появление и изменение свойств объектов, а также выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - форма познавательно - исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними.

Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства  и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной  жизни ( свойства магнита, светового луча, движение воздуха, состояние воды и др. ).

Экспериментирование маленьким деткам помогает осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, а так же  у них развивается мышление, наблюдательность, любознательность ,а так же  элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы, а самостоятельное экспериментирование дает ребенку  возможность опробовать разные свойства действия, снимая при этом  и страх ошибаться, и совокупность мышления готовыми схемами действия.        

Для детей 2-3 года жизни характерны следующие эксперименты . Самая распространенная это вода.

 Игры с водой  очень удивительны и полезны. Детки познают не только свойства воды, но и получают возможность устанавливать физические закономерности.  Во время игр с водой педагог обязательно должен обращать внимание детей на то, как ведут себя в воде предметы из разного материала ( металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага и губки). Пример:  " Переливание воды". Для этого необходимо: пластиковая бутылка, стаканчик. Вместе с детьми наполнить бутылку водой из под крана: " Буль, буль", потекла водичка. Вот пустой стаканчик, а теперь полный". Переливайте воду из одной посудины в другую.  ( Фонтан, Бассейн, Озеро, Купание кукол)см. приложение 1    

Игры с песком. Песочница - излюбленное место игр во время прогулок. Ребенка раннего возраста лепить куличики может научить только  взрослый. Он видит образец и повторяет. А вот самое любимое занятие малыша - разрушать куличики.    Воспитатель показывает деткам, какой песок сухой, а какой - мокрый, как получаются куличики из мокрого песка и не получаются из сухого. Однако в песочнице можно не только лепить, но и закапывать и раскапывать предметы. Для раскопки они могут использовать совочки, грабельки и просто руками. Не менее увлекательное занятие- пересыпание песка из одной емкости в другую. Так же в песке можно выкапывать ямки, сооружать различные постройки (дома, горки, дорожки, заборчики и т.д.). И ещё очень многое, что можно сделать с песком.

В качестве познавательного материала для экспериментирования на раннем возрасте можно предложить « коробочки с секретом». Они могут быть такие как: с  различными затворами, открывающиеся по принципу спичечного коробка, в виде пенала, с различными крышками ( молнии, кнопки, замочки, магниты). Проводя игру с этими коробочками, педагог должен привлечь внимание ребёнка, т.е. вызвать желание открыть коробочку, извлечь от туда «секрет», при этом необходимо, чтобы ребёнок действовал самостоятельно, но не в коме случае не решать за него предложенную задачу. Если у него ничего не получается, нам следует ему подсказать. А когда он справиться с задачей, обязательно похвалите его.  Рассмотрите находку, а затем спрячьте её и повторите эти действия. Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз откроет и закроет коробочку. Примерные игры со звуками:       « Послушаем звуки», « Постучим, погремим», « Найди такую же коробочку», « Свистульки», « Музыканты». См приложение1.                                                                          

 Ну а вот на прогулке вместе с ребенком послушайте вокруг- шелест листьев, жужжание мух, жуков, пение птиц и т.д.

 Ведь все звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.                                                                                                                           А вот из бросового материала, например,  пластиковые бутылки можно изготовить «погремушки-шумелки», которые наполнены разными материалами: камешками, крупами, песком, монетки и т.д. Получаются очень интересные, разные по звучанию и внешнему виду, весу.

Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и вскоре, научиться по звукам распознавать, что находится в нутрии.

Игры с крупами:

 « Прячем ручки»,

« Пересыпаем крупу»,  

« Покормим птичек»,

«Вкусная каша»,

«Разложим        по         тарелочкам».                                                                                                                      

А вот, игры с магнитом не менее интересней. Для этого необходимо: магниты и  металлические предметы. Предметы необходимо разложить на столе или на листе бумаги, а магнитом под ними водить. Все предметы оживают.                                                      

На развитие познавательной активности направлены  и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их, в различных сочетаниях, дети открывают для себя новые возможности.

Примерные игры: 

« Цветная вода»,

« Рисование на мокром листе»,  

« Рисование пальцами, ватными палочками, томпончиками, сырой картофельной» и т. д.

А в зимний период деткам можно показать очень много экспериментов со льдом: « Льдинки», « Тают льдинки», « Сосульки» и т.д.

           Провести опыт и эксперимент можно из чего угодно, это практически всё, что нас окружает. При этом  ребёнку осваивать окружающий мир   будет намного легче и интереснее.                                 

Приложение 1(картотека)

Игры с водой

ПЕРЕЛИВАНИЕ  ВОДЫ

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана :«Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

ФОНТАН

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается«фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами

БАССЕЙН

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!» 

 

ОЗЕРО

Наполните большой таз   водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

КУПАНИЕ КУКОЛ                                                                                 

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце, обсуждая эти действия с малышом: «А сейчас будем кукол купать. Нальём в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?..» и т.д.

ЦВЕТНАЯ ВОДА

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно увеличить). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

СМЕШИВАЕМ КРАСКИ

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру. Так, из жёлтого и красного цветов получаем оранжевый; из синего и жёлтого – зелёный; из красного и синего - фиолетовый и т.д.

РИСОВАНИЕ НА МОКРОМ ЛИСТЕ

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

ИГРЫ СО ЛЬДОМ

ЛЬДИНКИ

Приготовьте заранее лёд - вместе с ребёнком заполните водой форму для льда и поставьте в морозильную камеру. На следующий день достаньте лёд и выдавите из формы в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла- стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке: «Ой, какая холодная льдинка! А ручка тёплая - давай зажмём в ладошке. Смотри, водичка капает - это лёд тает и снова превращается в воду». Можно приготовить разноцветный лёд, добавив в замораживаемую воду краски

ТАЕТ ЛЬДИНКА

Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!»

В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда наблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры

 ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ

Замораживайте воду не только в специальных формочках и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет и т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор -выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют самые разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребёнка -прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов друг о друга, скрипу тормозов, стуку колёс поезда. И к тишине.

                         

                              ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!                                    

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными и металлическими ложками друг о друга, легко проведите палочкой по батарее,  постучите костяшками пальцев по стеклу.  

                                                       

НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две) - например, горох, гречневую и манную крупа, рис. Один набор коробочек положите перед ребёнком, другой оставьте себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребёнка к звучанию. Предложите ребёнку найти среди его коробочек ту, которая звучит так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

СВИСТУЛЬКИ

Давайте возможность ребёнку услышать разнообразные звучащие игрушки - погремушки, свистульки, пищалки, колокольчики и т.п.

МУЗЫКАНТЫ

Неплохо, чтобы у малыша были детские музыкальные инструменты - барабан, бубен, дудочка, гармошка, пианино. Научите ребёнка различать их звучание. Для этого играйте за ширмой поочередно на разных инструментах, а ребёнок пусть угадает, на чём вы играете.

Научите ребёнка играть на инструментах громко и тихо, медленно и быстро.

ИГРЫ С КРУПАМИ

ПРЯЧЕМ РУЧКИ

Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в неё руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребёнку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошкой о ладошку - немножко колется, да?»

Спрячьте мелкие игрушки - закопайте их в крупу. Предложите ребёнку найти игрушку.

ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Во всех случаях обращайте внимание ребёнка на извлекаемый при этом звук.

Можно использовать разные крупы - рис, горох и др.

ПОКОРМИМ ПТИЧЕК

В этой игре понадобятся игрушечные фигурки птичек(это могут быть воробышки, курочки, уточки), а также гречневая или рисовая крупа. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички клюют? Да, зёрнышки. Давай насыплем птичкам зёрнышек. Клюйте, птички, зёрнышки!»

                                         

ВКУСНАЯ КАШКА

Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите куклу: «Вот крупа. Добавим в неё водичку. Помешай кашку! Варись-варись, кашка! Готова каша? Давай кормить куклу. Кушай, Маша, кашу! Ах! Какая

вкусная кашка!»

РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ

Перемешайте в мисочке небольшое количество фасоли и гороха. Затем попросите ребёнка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей консультация: Занимательные опыты и эксперименты с детьми

Проведения опытов  родителями с детьми в домашних условиях...

Памятка "Детские опыты и эксперименты"

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативности, сообразительности , ...

Консультация. "Детские опыты и эксперименты: оснащение, литература. оборудование уголка в детском саду"

quot;Люди, научившиеся наблюдениям и  опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на нихфактические ответы, оказываясь наболее высоком умственном инравственном уровне в сравн...

Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...

Консультация "Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников"

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.В связи с этим особый интерес представляет изучение детского эксперименти...