Справка по тематическому контролю "Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ"
материал на тему

Музыка Ольга Ивановна

Качество дошкольного образования должно определяться отношением взрослых к дошкольному детству как самоценному периоду жизни каждого человека. Решение этой задачи требует осуществления психологического анализа образовательного процесса, благодаря которому могут быть определены причины трудностей, нередко возникающих у детей, педагогов и затрудняющих эффективную реализацию образовательной программы, а также постоянного сотрудничества психолога с участниками образовательного процесса. Все это позволит адекватно выстраивать взаимодействие воспитателя с детьми в свободной деятельности, общении, в игре и требует от педагога не только определенных личностных качеств (доброты, любви к детям, внимания, уважения к каждому ребенку), но и высокого уровня профессионализма: знания возрастных и индивидуальных особенностей  всех сторон развития ребенка; умения адекватно общаться с детьми разного возраста, корректно отмечать  их недостатки и достоинства, налаживать взаимоотношения детей друг с другом и организовывать их совместную деятельность, поддерживать интерес и внимание каждого ребенка на занятиях и других видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка

 по тематическому контролю

«Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ».

«_18_» ноября 2013г

В соответствии с планом работы АУ ДОУ ДСОВ № 16 «Снежинка» на 2013-2014 учебный год, приказом АУ ДОУ  от 23.10.2013г № 189 «Оценка здоровьесберегающей среды в ДОУ» с целью оценки здоровьесберегающей среды в ДОУ по обеспечению сохранения и укрепления здоровья детей, мною Музыка  Ольгой Ивановной, педагогом-психологом, согласно плана–задания  был  изучен раздел

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ С ДЕТЬМИ»

 

Качество дошкольного образования должно определяться отношением взрослых к дошкольному детству как самоценному периоду жизни каждого человека. Решение этой задачи требует осуществления психологического анализа образовательного процесса, благодаря которому могут быть определены причины трудностей, нередко возникающих у детей, педагогов и затрудняющих эффективную реализацию образовательной программы, а также постоянного сотрудничества психолога с участниками образовательного процесса. Все это позволит адекватно выстраивать взаимодействие воспитателя с детьми в свободной деятельности, общении, в игре и требует от педагога не только определенных личностных качеств (доброты, любви к детям, внимания, уважения к каждому ребенку), но и высокого уровня профессионализма: знания возрастных и индивидуальных особенностей  всех сторон развития ребенка; умения адекватно общаться с детьми разного возраста, корректно отмечать  их недостатки и достоинства, налаживать взаимоотношения детей друг с другом и организовывать их совместную деятельность, поддерживать интерес и внимание каждого ребенка на занятиях и других видах деятельности.

            В ходе проверки были использованы следующие методы и приемы:

  • Посещение занятий, режимных моментов;
  • Проведены наблюдения за организацией деятельности детей в течение дня;
  • Проведены индивидуальные беседы с педагогами;
  • Проведен анализ микрокабинетов и предметно-развивающей среды в группах;
  • С целью определения характера взаимодействия воспитателя с детьми с педагогами проведено тестирование «Определение характера взаимодействия воспитателя с детьми»;
  • С целью создания условий психологического микроклимата в группах ДОУ заполнялся

«Лист контроля по созданию условий психологического микроклимата в группах детского сада»

 В результате проверки выявлено:

В ДОУ создана доброжелательная психологическая атмосфера: сотрудники поддерживают инициативу детей в общении со взрослыми; взаимодействуют с детьми в ласковой, дружелюбной форме: как правило, реализуют в общении позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживая его чувство собственного достоинства.

        Позитивные образцы общения сотрудников между собой и с детьми усваиваются в детском сообществе и реализуются в доброжелательном отношении детей друг к другу и ко взрослым (дети редко конфликтуют между собой, считаются с мнением и интересами сверстников, легко и свободно вступают в контакты как с близкими, так и с незнакомыми людьми).

        Сотрудники ДОУ используют широкий спектр средств и способов взаимодействия для вовлечения детей в разнообразные виды деятельности: с помощью позитивных оценок поддерживают любознательность, активность.

 Отношения между работниками детского сада строятся на основе сотрудничества и взаимопонимания. Сотрудники положительно оценивают сложившиеся отношения в коллективе.

В своей деятельности педагоги опираются на активность детей, вовлекают их в совместную деятельность и побуждают к выполнению индивидуальных заданий, избегая при этом давления на ребенка.

Педагоги осуществляют индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ребенка, сочетая фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы взаимодействия с детьми, учитывая интересы и потребности разных детей.

        Дети чувствуют себя эмоционально комфортно, раскрепощены, проявляют инициативу в общении с педагогом, стремятся разделить с ним свои радости и огорчения все это говорит о личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.

        Кроме того, отношение персонала к детям проецируется и на отношение детей к другим, незнакомым людям и другим детям, в том числе из других групп. Дети, имеющие достаточный опыт личностно-ориентированного общения, не испытывают страха, неуверенности, открыты к контактам с незнакомыми взрослыми, приветливы, доброжелательны, инициативны. На прогулке дети свободно, без специальных указаний педагогов объединяются по интересам в разнообразные сообщества.

        Помимо прямого наблюдения за взаимодействием взрослых и детей были  применены и другие косвенные способы установления его соответствия необходимым  критериям. Так, важными свидетельствами характера отношения персонала к детям является организация предметной среды: наличие «уголков уединения», игрушек и материалов, соответствующих персональным интересам конкретного ребенка, фотографий детей в групповых помещениях, постоянное экспонирование продуктов творческой деятельности всех детей (а не только самых лучших).

        О наличии индивидуального подхода к детям свидетельствуют и документы (например,  записи педагогов), и письменные обращения педагога к родителям, содержание которых также может помочь определить его ценностные ориентации. (Личные достижения ребенка или его переживаний в течение дня).

        Если детям стало неинтересно, кто-то устал или не успевает за другими. Здесь педагоги использовали импровизацию, умение «на ходу» перестроить содержание, сделать паузу, переключив внимание детей, организовывали игру или заканчивали занятие раньше времени, с тем, чтобы в следующий раз ввести необходимый материал  по-другому.

О качестве взаимодействия педагогов с детьми можно судить не только по результатам наблюдения за их поведением в различные режимные моменты, на занятиях и прогулках, но и по косвенным признакам.

С целью определения характера взаимодействия воспитателя с детьми с педагогами было проведено тестирование «Определение характера взаимодействия воспитателя с детьми» 31.10.2013 года. В обследовании приняли участие 20 педагогов.

После обработки получены следующие результаты:

№ п/п

Группа общеразвивающей направленности №

Результат в %

Вывод

1

Группа общеразвивающей направленности от 2 лет  до 3 лет № 1

88,9%, 96,3%

70,4%.

2

Группа общеразвивающей направленности от 1,5 лет до 2 лет № 2

92,6%, 96,3%

94,5%

3

Группа общеразвивающей направленности от 3 лет до 4 лет № 3

81,5%

4

Группа общеразвивающей направленности от 3 лет до 4 лет № 4

92,6%

5

Группа общеразвивающей направленности от 2 лет до 3 лет № 5

81,5%

6

Группа общеразвивающей направленности от 3 лет до 4 лет № 6

81,5%, 100%

90,8%.

7

Группа общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет № 7

88,9%, 85,2%

87,1%.

8

Группа общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет № 8

92,6%, 96,3%

94,5%

9

Группа общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет № 9

85,2%, 88,9%

87,1%.

10

Группа общеразвивающей направленности от 4 лет до 5 лет № 10

96,3%, 70,4%

83,4%

11

Группа общеразвивающей направленности от 5 лет до 6 лет № 11

88,9%

12

Группа общеразвивающей направленности от 5 лет до 6 лет № 12

100%

Общий итог:

89,0%

89,0%

Вывод: Всем педагогам ДОУ присуще стимулирование самостоятельности, ответственности, активного самовосприятия и умственного развития детей. Во всех группах идеи гуманизации педагогического процесса реализуется на практике.

Анализ развивающей среды в ДОУ

Созданы условия для эмоционального благополучия детей и взрослых. Развивающая среда организована с учетом потребностей и интересов детей. Функциональное назначение помещений, их оформление и интерьер приближены к домашним условиям, способствуют эмоциональному благополучию детей. В детском саду создана комфортная обстановка как для детей так и для сотрудников.

С целью создания условий психологического микроклимата в группах ДОУ заполнялся «Лист контроля по созданию условий психологического микроклимата в группах детского сада» (Приложение).

Вывод:

Организуя среду группы, педагоги ориентируются  на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи педагоги определили условия, влияющие на эмоциональную атмосферу детей в группе и в ДОУ в целом. К ним относятся:

• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ

 – эмоционально-поддерживающий компонент среды;
• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.)

– эмоционально-настраивающий компонент среды;
• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада

 – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
• разнообразие занятости детей

– игры, занятия, сюрпризные моменты

– эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ. 

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста (группы общеразвивающей направленности от 1,5 лет до 2 лет, от 2 лет до 3 лет № 1,2, 5) педагоги соотносят  цели и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.

  • установление эмоционального контакта с ребенком;
  • вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;
  • создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;
  • обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;
  • формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.  

В группе оформлены уголки, в соответствии с возрастом детей. В достаточном количестве игрового материала, дидактических игр, книг. Для творчества детей и снятия эмоционального напряжения есть все необходимое: краски, карандаши, трафареты, картинки, восковые мелки, кисточки. Для лепки: доски, пластилин, соленое тесто. Все соответствует количеству детей.

В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени педагоги обращают внимание на:

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе;
    формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;
  • побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;
  • развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;
  • закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;
    приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться,
  • проявлять симпатию, сочувствие;
  • содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, среда дает ребенку ощущение стабильности, безопасности.

        Группы общеразвивающей направленности от 3 лет до 4 лет № 3, 4, 6.

В группах наблюдается достаточное количество дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения. Большое количество атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Игры оформляются в пластиковые пакеты либо в одинаково оклеенные картонные коробки. Не всегда помимо названия указывается цель игры.   Картотека подвижных игр находится в стадии оформления.

Воспитателями групп прилагается немало усилий в оформлении настольно-печатных игр. К данной работе привлекаются родители.  

  Во всех группах воспитателями создаются условия, и оформляется атрибутика для различных  сюжетных игр детей. В настоящее время количество оформленных сюжетных игр составляет от 10 до 15. Игры оформляются в одинаковые коробки с указателями и рационально размещаются в группе. Актуальным остается вопрос о частоте их использования в педагогическом процессе.

        Группа общеразвивающей направленности от 4 лет до 5 лет № 10.

Педагоги в группе оформили предметно-развивающую среду для создания эмоционального благополучия детей. Размещение всех атрибутов продумано и используется по назначению. Оформлены 5 сюжетно-ролевых игры: «Больница», «Семья», «Магазин», «Водитель», «Посуда». В достаточном количестве материала для творческого развития детей: краски, кисточки, трафареты, карандаши, раскраски, пластилин, природный материал, картинки. В достаточное количество дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения.

Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

Группа общеразвивающей направленности от 5 лет до 6 лет № 11, 12.

В группах созданы условия для эмоционального благополучия детей и взрослых. Развивающая среда организована с учетом потребностей и интересов детей. В достаточном количестве имеются игры для предметно-развивающей деятельности детей. Это и дидактические игры, и настольные игры, книги на разнообразную тематику.

Значительно пополнилась предметно-развивающая среда различными конструкторами. На сегодняшний день в каждой из групп наблюдается от 5 до 7 видов конструкторов. Данный элемент предметно-развивающей среды рационально используется воспитателями в педагогическом процессе. Проводится большая работа по накоплению бросового материала. Все группы без исключения располагают достаточным его количеством.

Развитие навыков общения невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Педагоги групп создают благоприятную атмосферу, знают индивидуальные особенности каждого ребенка и строят свою работу с опорой на это.

Группа общеразвивающей направленности от 6 лет до 7 лет № 7, 8, 9.

В группах создана доброжелательная эмоциональная атмосфера. Оформление групп продумано и рассчитано на решение следующих задач:

  • овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать;
  • развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).

С этой целью педагоги организуют игровую деятельность детей так, чтобы было комфортно всем. Игры подобраны с учетом возраста детей.

Мониторинг игровой деятельности в группах показал,  что  дети  имеют хороший уровень показателей сформированности нравственной воспитанности в игре. Дети достаточно активно обращаются к воспитателю с вопросами, просьбами, сообщениями и  жалобами. Форма обращения в основном спокойная, вежливая.

Взаимоотношения детей в игре характеризуются в основном как дружеские. Существуют дети, которые не умеют играть, либо создают в игре конфликтные ситуации, но таких детей мало и педагоги обращают на это внимание и ведут индивидуальную работу.  

        В достаточном количестве атрибутов к сюжетно-ролевым играм, их насчитывается от 15 – 20.

        Предметно-развивающая среда насыщена дидактическими играми, настольными, развивающими. Игры меняются по мере необходимости.

Педагоги целенаправленно включают игры в непосредственную образовательную деятельность, ориентируясь на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:

• игры с детьми на накопление эмоций;

• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

• игры на преодоление негативных эмоций;

• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;

• игры на развитие эмпатии у детей и другие.

         В достаточном количестве имеется материал для развития творческих способностей у детей: краски, ножницы, трафареты, кисточки, губки, штампы, пластилин и т.д.

Для формирования культуры общения все возрастные группы располагают достаточным количеством методической литературы по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей.  Имеется большой банк консультаций, рекомендаций, насчитывающий 25 единиц.

Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для ребенка должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.

        При анализе выделены следующие проблемы:

  • Педагоги  отдают предпочтение НОД, совместную деятельность в режиме дня рассматривают как «подготовку » к НОД.
  • Совместное планирование осуществляется эпизодически.

Вывод:

  • Взаимодействие сотрудников с детьми  соответствует современным требованиям,  его  аспекты пронизывают все направления работы детского учреждения: и содержание, и методы обучения, и кадровое обеспечение, и организационные условия, и среду развития ребенка.
  • В процессе учебной, продуктивной, игровой деятельности воспитатели принимают ведущую роль, недостаточно развивают самостоятельность, творчество детей, не создают проблемных ситуаций.
  • В группах созданы удовлетворительные условия для формирования культуры общения у детей.
  • Отмечаются положительные тенденции в оформлении дидактических, настольно-печатных игр, созданию условий для сюжетно-ролевых игр, конструктивной, трудовой деятельности в помещении, приобретении специальной методической литературы по социальному развитию детей.
  • Всем педагогам ДОУ присуще стимулирование самостоятельности, ответственности, активного самовосприятия и умственного развития детей. Во всех группах идеи гуманизации педагогического процесса реализуется на практике.

В целях дальнейшего совершенствования работы по взаимодействию сотрудников с детьми

Рекомендуется:

  1. Более эффективно использовать возможности межличностного общения, систематически, планомерно, осуществлять индивидуальное общение педагога с детьми;
  2. Формировать у дошкольников опыт самостоятельного выхода из неблагоприятной ситуации;
  3. Уточнить педагогам понятия «позиция  «глаза в глаза», «дистанция», и «пространство общения» как характеристики психологические;
  4. Педагогам проанализировать свою деятельность, отрефлексировать и строить свою работу с детьми как с партнером, видеть личность каждого ребенка. Такой стиль общения, скорее всего, отразится на познавательной активности детей.
  5. Следует уделить внимание развитию у детей позиции «Я»: Обогащать знания о себе, своих возможностях, сформировать адекватную самооценку, положительное отношение к себе и в целом такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, творчество.
  6. Продумывать организацию предметно-развивающей среды в свободное время детей.

                                                                                       

 Педагог-психолог:                                                                                           Музыка О.И.

 

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Проект «Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»

Проект«Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию тематического проекта «Олимпийские лучики»...

Формирование педагогом - психологом здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве по средствам здоровьесберегающих технологий

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации  становится гармоническое развити...

Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....

Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...


 

Комментарии

Музыка Ольга Ивановна

Данный материал поможет педагогам-психологам при написании справок по контролю